За время пандемии зарплаты ряда специалистов значительно увеличились, причем рост составил до 100%. Например, упаковщикам в апреле работодатели были готовы предложить вдвое больший заработок, чем в феврале, курьерам - на 90%, разнорабочим — на 60%. Об этом свидетельствуют данные hh.ru. Впрочем, после окончания пандемии зарплаты этих специалистов могут опуститься к «доковидному» уровню, предупреждают эксперты. Также выйдут на рынок и выпускники колледжей, которые только планируют начать свой карьерный путь.

Пандемия ускорила процессы цифровизации образования. Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России реализует сегодня пилотный проект, суть которого состоит в том, чтобы студенты учреждений профессионального образования и ряда вузов проходили бы независимую оценку квалификаций вместе с выпускными экзаменами. То есть выпускник получает и диплом о профессиональном образовании, и свидетельство о квалификации. 

В пилотном проекте уже приняли участие 1500 студентов из 20 регионов. Более 40% сумели подтвердить квалификацию и получили оба документа. В 2020 г. подтвердить свою квалификацию таким же образом планируют около 2500 студентов из 29 субъектов России по квалификациям 17 отраслей экономики. 

Качество выпускников важно для любого работодателя, особенно для рестораторов, ведь сама отрасль предполагает общение с людьми и обладанием определенными компетенциями. Если же соискатель прошёл процедуру независимой оценки квалификации, это позволит работодателю избежать издержек и финансовых трат на доучивание специалиста, а это прямая выгода для бизнеса.
Проект помогает сократить разницу между квалификацией, которая необходима работодателю, и квалификацией, которую обеспечивают образовательные учреждения.

В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавируса, профессиональный экзамен – его первая, теоретическая часть – впервые пройдет в режиме онлайн. О таком подходе в Национальном агентстве развития квалификаций задумались осенью прошлого года, то есть еще до наступления форсмажорных обстоятельств, но это оказалось весьма актуальным решением. Первые экзамены в новом формате прошли в мае 2020 г. в Красноярске.

Значение нового формата, особенно в текущей ситуации, очевидно, ведь все прекрасно понимают, что у любых процессов должны быть цифровые дублеры. В тяжелой эпидемиологической обстановке мы предлагаем и студентам - участникам пилотного проекта Национального агентства, и любому соискателю пройти профессиональный экзамен в удобных для него условиях. Фактически мы таким образом повышаем доступность независимой оценки квалификации, приближаем ее к непосредственному потребителю, идем к тому, чтобы человек при желании мог пройти профессиональный экзамен (по крайней мере, его теоретическую часть), фактически не выходя из дома. Это делает систему и более дружелюбной, и более клиентоориентированной. Запуск онлайн-формата открывает новые возможности для продвижения процедуры, и я думаю, что это будет актуально не только в кризисной ситуации, но и когда мы полностью вернемся к нормальному ритму жизни. Информационный ресурс, который позволяет перевести процедуру профессионального экзамена в онлайн-режим, ― очень удобный сервис, соответствующий современным реалиям и отвечающий на вызовы цифрового общества. 

Конечно, когда человек приходит в центр оценки квалификаций или на экзаменационную площадку, соблюдаются все необходимые условия для того, чтобы процедура соответствовала нормативной базе, была достоверной и объективной. Мы в таком случае гарантируем, что работа выполнена самостоятельно, что не было никаких отступлений от нормативных требований, что все честно, чисто, прозрачно. Когда мы говорим об онлайн-режиме (особенно, если соискатель проходит тестирование из дома), сразу возникают риски: сам ли человек отвечал на вопросы, не обращался ли он к каким-то источникам, не стоял ли у него за спиной «суфлер». 

Однако технические решения для снятия этой проблемы уже есть. Сейчас мы рассматриваем возможность «докрутки» нашей системы и использования технологии прокторинга, которая дают полноценную картину того, что делал соискатель в процессе прохождения процедуры профессионального экзамена.