Ларьки в площади одного из районов города

Ларьки в площади одного из районов городаcommons.wikimedia.org

1. Минпромторг за возвращение ларьков и автолавок
Минпромторг поддержал возвращение в крупные города России ларьков и автолавок. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал замминистра промышленности и торговли Владимир Евтухов. По его словам, в настоящее время производителей, которые хотят представить свои продукты в торговых сетях, «гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов». К сожалению, объем торговых площадей на тысячу человек в России вдвое ниже, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница может решить эту проблему. Раньше власти боролись с ларьками на улицах.
  
Изменение позиции Владимир Евтухов объяснил тем, что «все в нашей жизни трансформируется и эволюционирует». По его словам, в стране может появиться до 50 тыс. автолавок, что даст дополнительную загрузку для автопрома. Инвестиции в мобильные форматы составят «несколько сотен миллиардов рублей». Кроме того, он отметил, что развитие нестационарной и мобильной торговли создаст до 250 тыс. рабочих мест, в том числе и в смежных с торговлей сферах. Законопроект о нестационарной и мобильной торговле Минпромторг разработал и внес в Госдуму еще в конце прошлого года. «Мы считаем, что он действительно создаст условия для того, чтобы у нас развивалась конкуренция в торговле», — отметил чиновник и выразил надежду, что депутаты документ поддержат.

Как во Франции развиваются небольшие специализированные магазины и лавки, читайте здесь.





aliexpress
aliexpresscommons.wikimedia.org
2. AliExpress увеличивает иностранный ассортимент
Китайская торговая площадка AliExpress планирует к 2022 году довести долю иностранных товаров до трети от всего ассортимента. Недавно она признала успешным тестирование проекта по продаже товаров европейских и турецких брендов, сообщил e-pepper.ru. Турецкие товары на AliExpress заказывали пользователи из 90 стран мира. Первое место по объему и количеству таких заказов досталось России, которая оказалась в 5,5 раза активней, чем Израиль, занявший второе месте. Одним из первых турецких продавцов на площадке стал маркетплейс Trendyol. Наиболее популярными товарами из Турции среди россиян стали спортивные костюмы и вязаные свитера.

«У россиян есть сформировавшийся спрос на турецкие бренды, которые исторически зарекомендовали себя как качественные и модные. Успех малых и средних турецких производителей, которые представлены на Trendyol, показывает нам, в каком направлении мы сможем работать, в том числе с российскими производителями одежды и текстиля, используя ресурсы Alibaba», — указал гендиректор AliExpress в России Лю Вей.

О бурном развитии маркетплейсов в России читайте здесь.





Продуктовый супермаркет «Ашан»
Продуктовый супермаркет «Ашан»commons.wikimedia.org

3. Auchan без продавцов
Крупный французский ретейлер Auchan в марте запустит первый магазин без продавцов в Европе. Его откроют во французском городе Вильнёв-д’Аск. Это будет малогабаритный круглосуточный магазин Auchan Minute площадью 18 м2, сообщил портал psm7.com. Чтобы открыть входную дверь этого магазина, клиенту придется отсканировать свой смартфон. В период тестирования попасть внутрь смогут только сотрудники ретейлера. Auchan запустил первый магазин такого формата в Китае осенью 2017 года. В настоящее время около 750 таких точек в стране предлагают более 500 товаров — в основном закуски. В компании указывают, что ассортимент Auchan Minute можно адаптировать под привычки покупателей в каждой конкретной стране.

Как Auchan ускоряет темпы развития бизнеса в России, читайте здесь.





Никита Сергеевич Михалков на презентации
Никита Сергеевич Михалков на презентацииcommons.wikimedia.org

4. Вендинг от режиссеров
Режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский занялись вендинговым бизнесом совместно с совладельцем «Шоколадницы» Симаном Поваренкиным. Они учредили ООО «Мобильные технологии торговли» (МТТ). Контрольный пакет компании — 67,5% получило ООО «Акмеро ретейл» управляющего партнера гонконгской инвестиционной компании Acmero Capital Симана Поваренкова (эта же компания владеет 40% ГК «Шоколадница»). Еще 20% принадлежат ООО «Кмвендинг», в котором по 45% контролируют Никита Михалков и Андрей Кончаловский, а 10% — гендиректор благотворительного фонда Михалкова «12» Юлия Станкунас. Оставшиеся 12,5% МТТ у ООО «Финансово-консалтинговая группа «Река» Андрея Резника, сообщил «Ъ».

По словам гендиректора МТТ Романа Резника, компания уже владеет несколькими вендинговыми автоматами итальянского бренда Saeco с едой и напитками, установленными в московских вузах и на стадионах. В перспективе она планирует довести число автоматов до нескольких тысяч по всей стране. Один автомат Saeco стоит 300-350 тыс. рублей в зависимости от комплектации. А доходность этого бизнеса снижается из-за роста НДС и повышения стоимости продуктов для автоматов, однако вендинг остается рентабельным бизнесом, говорят эксперты.

На каком месте в рейтинге сетей общепита находится «Шоколадница» читайте здесь.






5. «Мафиози» зашел в «Мосхозторг»
Фигурант дела о «русской мафии» в Испании Илья Трабер стал совладельцем сети магазинов «Мосхозторг». По данным СПАРК, в феврале 2019 года он получил 10% ООО «МХТ», ранее принадлежащие Илье Полячкову (у него осталось 39,5%). Еще 50,5%, как и ранее, принадлежат Веронике Кирьяновой, сообщил РБК.

Илья Трабер в середине 1990-х считался монополистом на рынке торговли антиквариатом Петербурга, а также владел несколькими нефтяными предприятиями вместе с Дмитрием Скигиным. В 2008 году Трабер стал фигурантом дела о «русской мафии» в Испании, однако правоохранительные органы этой страны не смогли его арестовать, так как он находился за рубежом. С тех пор он находится в розыске в Испании. В конце 2018 года стало известно, что «Мосхозторг» начал сокращать свою сеть магазинов. Компания изменила стратегию выбора помещений, сосредоточившись на небольших площадях в спальных районах вместо дорогих локаций в центре Москвы.

О причинах фиаско сети магазинов «Мосхозторг» читайте здесь.





Кинозал с красными сидениями
Кинозал с красными сидениямиАрхив «ММ»

6. «Люксор» потерял кинотеатры
Сеть «Люксор» за год лишилась большей части кинотеатров. В начале 2018 года сеть занимала шестое место в стране по количеству кинозалов и управляла 21 кинотеатром. В настоящее время у сети осталось лишь пять точек. Об этом сообщил с РБК со ссылкой на данные исследовательской компании «Невафильм Research». За год три кинотеатра «Люксор» закрылись, а 13 начали работать под другими брендами. Источники РБК рассказали, что оставшиеся кинотеатры могут купить крупнейшие игроки рынка, в частности «Киномакс» и объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино».

Сеть «Люксор» начала работать в 1998 году, а к 2016 году количество кинотеатров и залов достигло 23 и 158 соответственно. По мнению экспертов, собственники сети «слишком оптимистично смотрели на рост рынка», развиваясь на кредиты в российских и зарубежных банках, однако после введения санкций в 2014 году утратили возможность перекредитоваться. С 2015 года сеть начала фиксировать убытки.

Данные об открытии и закрытии кинотеатров в России можно посмотреть здесь.






7. Скандальная реклама увеличила продажи Reebok
Ретейлеры рассказали о росте продаж продукции Reebok после выхода скандальной рекламной кампании #нивкакиерамки. Опрос сделал TJournal. Представители Lamoda сообщили, что в начале февраля на площадке вырос спрос на спортивные товары, а Reebok показал наилучшую динамику среди спортивных брендов — рост на 57%. При этом в компании указали, что во время выхода скандальной рекламной кампании ретейлер запустил скидки, что могло сказаться на спросе сильнее, чем лозунги. В Ozon.ru продажи товаров Reebok после выхода рекламы увеличились на 20% по сравнению с тем же периодом неделей ранее. В «Юле» в воскресенье, 10 февраля, количество поисковых запросов о Reebok выросло на 20% по сравнению с показателями 7 февраля. При этом за тот же период увеличился спрос и на другие бренды — Nike (+16%) и Adidas (+14%). На Avito за 4 дня с момента старта кампании продажи Reebok выросли незначительно — на 5%, а максимальный интерес к марке клиенты проявили 10 февраля, когда он увеличился на 12%.

Скандальную рекламную кампанию #нивкакиерамки российское отделение Reebok запустило 7 февраля. В качестве слоганов использовались цитаты автора telegram-канала «Женская власть» Залины Маршенкуловой. В частности, на рекламных материалах использовалась фраза: «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Пост в официальном Instagram Reebok вызвал волну возмущения пользователей, и компания вскоре удалила его. После скандала автор проекта Александр Голофаст уволился из Reebok, а международный офис Reebok заявил, что не согласовывал кампанию. Проект #нивкакиерамки должен был стать российской версией глобальной рекламной кампании Reebok #BeMoreHuman, акцентирующей внимание на сильных женщинах. В кампании использовались слоганы: «Никогда не извиняйся за то, что ты сильная», «Свет одного человека может осветить весь мир» и «Наши плечи должны быть сильными, чтобы на них могли стоять другие».



Джинсы Levi's
Джинсы Levi'sАрхив «ММ»

8. Джинсы замахнулись на IPO
Американский производитель джинсов Levi Strauss проведет первичное размещение акций (IPO). Бумаги компания планирует разместить на Нью-Йоркской бирже под тикером LEVI. Предварительно в ходе размещения компания намерена привлечь $100 млн. При этом, по мнению источников телеканала CNBC, IPO может принести Levi Strauss $600-800 млн, а оценка компании может достичь $5 млрд, сообщили «Ведомости». Мировые продажи Levi Strauss в 2018 году выросли на 14%, до $5,6 млрд. Рынок джинсов в США в 2018 году также увеличился — на 2,25%, до $16,7 млрд. До этого в течение 4 лет продажи такой одежды в США снижались. Levi Strauss является мировым лидером по производству джинсов и одной из крупнейших швейных компаний мира. Акции компании ранее уже торговались на бирже — с 1971 по 1984 год.

Как развивается первая fashion-компания в России, которая провела IPO, читайте здесь.




Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart (сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes и др.)
Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart (сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes и др.)Фото предоставлено пресс-службой

9. «Депо» открыто
В Москве, на Лесной улице, на месте бывшего трамвайного депо, 14 февраля начал работать в тестовом режиме фуд-холл «Депо» - крупнейший в Европе гастрономический квартал. Это долгожданный проект Алексея Васильчука. В квартале "Депо" семь исторических зданий площадью 17,4 м2 (площадь участка - 3,5 га), которые готовы принять одновременно 5 тысяч гостей. Пространство заняли ведущие рестораторы страны и новички индустрии — всего 75 гастро-концепций.

Масштабней всего в «Депо» представлен холдинг Perelman People ресторатора Владимира Перельмана: он открыл здесь сразу четыре проекта. Один из них — ресторан «Тинто», занявший отдельное здание площадью 170 м2 на территории «Депо». Это заведение Перельман открыл совместно с мишленовским шефом и ресторатором Пауло Айраудо. В меню упор будет сделан на морепродукты, а в винной карте — на редкие и интересные наименования.

Вторую жизнь в «Депо» получила кондитерская «Жемчуга» украинского кондитера и архитектора Динары Касько, которая уже открывалась два года назад при I Like Wine 2.0. В «Депо» также обосновался и Александр Раппопорт – с проектом, посвященным российским крабам: 6 витрин с крабами, креветками, моллюсками и прочими морскими гадами, 100 блюд в меню, 600 квадратных метров, 260 посадочных мест. Здесь же за самой большой в Москве 25-метровой барной стойкой будут разливать коктейли и хорошее вино. 

О развитии формата фуд-холлов в России читайте здесь.


Мнение Алексея Васильчука о том, как неудачи в бизнесе можно превратить в успех, читайте здесь.


Мнение Владимира Перельмана о фуд-холлах читайте здесь.




Денис Мантуров, министр промышленности и торговли на встрече с президентом РФ
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли на встрече с президентом РФkremlin.ru

10. Малый бизнес не в сети
Минпромторг предложил вывести малый и средний бизнес из-под определения торговых сетей. Об этом сообщил «Ъ» со ссылкой на опубликованный министерством документ.

Теперь торговой сетью предлагают считать только предприятия, имеющие две и более точки с общей годовой выручкой более 2 млрд рублей. Это позволит вывести из-под ограничений закона о торговле небольшой бизнес, работающий по франшизе. Сейчас такие компании считаются частью торговой сети и на них распространяются те же ограничения (в том числе в отношениях с поставщиками), что действуют для крупных игроков. Также предлагаемый документ предусматривает исключение платы за логистику из совокупного размера вознаграждения торговых сетей. В настоящее время ретро-бонус для ретейлеров не может превышать 5% от стоимости закупаемой партии товаров.