Ларьки в площади одного из районов города
1. Минпромторг за возвращение ларьков и автолавок
Минпромторг поддержал возвращение в крупные города России ларьков и автолавок. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал замминистра промышленности и торговли Владимир Евтухов. По его словам, в настоящее время производителей, которые хотят представить свои продукты в торговых сетях, «гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов». К сожалению, объем торговых площадей на тысячу человек в России вдвое ниже, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница может решить эту проблему. Раньше власти боролись с ларьками на улицах.
Изменение позиции Владимир Евтухов объяснил тем, что «все в нашей жизни трансформируется и эволюционирует». По его словам, в стране может появиться до 50 тыс. автолавок, что даст дополнительную загрузку для автопрома. Инвестиции в мобильные форматы составят «несколько сотен миллиардов рублей». Кроме того, он отметил, что развитие нестационарной и мобильной торговли создаст до 250 тыс. рабочих мест, в том числе и в смежных с торговлей сферах. Законопроект о нестационарной и мобильной торговле Минпромторг разработал и внес в Госдуму еще в конце прошлого года. «Мы считаем, что он действительно создаст условия для того, чтобы у нас развивалась конкуренция в торговле», — отметил чиновник и выразил надежду, что депутаты документ поддержат.
Как во Франции развиваются небольшие специализированные магазины и лавки, читайте здесь.
![aliexpress aliexpress](/upload/medialibrary/e53/e53f83005884c77c1e94948962b7ae92.jpg)
aliexpress
2. AliExpress увеличивает иностранный ассортиментКитайская торговая площадка AliExpress планирует к 2022 году довести долю иностранных товаров до трети от всего ассортимента. Недавно она признала успешным тестирование проекта по продаже товаров европейских и турецких брендов, сообщил e-pepper.ru. Турецкие товары на AliExpress заказывали пользователи из 90 стран мира. Первое место по объему и количеству таких заказов досталось России, которая оказалась в 5,5 раза активней, чем Израиль, занявший второе месте. Одним из первых турецких продавцов на площадке стал маркетплейс Trendyol. Наиболее популярными товарами из Турции среди россиян стали спортивные костюмы и вязаные свитера.
«У россиян есть сформировавшийся спрос на турецкие бренды, которые исторически зарекомендовали себя как качественные и модные. Успех малых и средних турецких производителей, которые представлены на Trendyol, показывает нам, в каком направлении мы сможем работать, в том числе с российскими производителями одежды и текстиля, используя ресурсы Alibaba», — указал гендиректор AliExpress в России Лю Вей.
О бурном развитии маркетплейсов в России читайте здесь.
![Продуктовый супермаркет «Ашан» Продуктовый супермаркет «Ашан»](/upload/medialibrary/3ba/3badb8ff6f39c7a312d6c3c81d164a4b.jpg)
Продуктовый супермаркет «Ашан»
3. Auchan без продавцов
Крупный французский ретейлер Auchan в марте запустит первый магазин без продавцов в Европе. Его откроют во французском городе Вильнёв-д’Аск. Это будет малогабаритный круглосуточный магазин Auchan Minute площадью 18 м2, сообщил портал psm7.com. Чтобы открыть входную дверь этого магазина, клиенту придется отсканировать свой смартфон. В период тестирования попасть внутрь смогут только сотрудники ретейлера. Auchan запустил первый магазин такого формата в Китае осенью 2017 года. В настоящее время около 750 таких точек в стране предлагают более 500 товаров — в основном закуски. В компании указывают, что ассортимент Auchan Minute можно адаптировать под привычки покупателей в каждой конкретной стране.
Как Auchan ускоряет темпы развития бизнеса в России, читайте здесь.
![Никита Сергеевич Михалков на презентации Никита Сергеевич Михалков на презентации](/upload/medialibrary/8fd/8fd745dbfc845d67c00c495a2dd4d6fd.jpg)
Никита Сергеевич Михалков на презентации
4. Вендинг от режиссеров
Режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский занялись вендинговым бизнесом совместно с совладельцем «Шоколадницы» Симаном Поваренкиным. Они учредили ООО «Мобильные технологии торговли» (МТТ). Контрольный пакет компании — 67,5% получило ООО «Акмеро ретейл» управляющего партнера гонконгской инвестиционной компании Acmero Capital Симана Поваренкова (эта же компания владеет 40% ГК «Шоколадница»). Еще 20% принадлежат ООО «Кмвендинг», в котором по 45% контролируют Никита Михалков и Андрей Кончаловский, а 10% — гендиректор благотворительного фонда Михалкова «12» Юлия Станкунас. Оставшиеся 12,5% МТТ у ООО «Финансово-консалтинговая группа «Река» Андрея Резника, сообщил «Ъ».
По словам гендиректора МТТ Романа Резника, компания уже владеет несколькими вендинговыми автоматами итальянского бренда Saeco с едой и напитками, установленными в московских вузах и на стадионах. В перспективе она планирует довести число автоматов до нескольких тысяч по всей стране. Один автомат Saeco стоит 300-350 тыс. рублей в зависимости от комплектации. А доходность этого бизнеса снижается из-за роста НДС и повышения стоимости продуктов для автоматов, однако вендинг остается рентабельным бизнесом, говорят эксперты.
На каком месте в рейтинге сетей общепита находится «Шоколадница» читайте здесь.
5. «Мафиози» зашел в «Мосхозторг»
Фигурант дела о «русской мафии» в Испании Илья Трабер стал совладельцем сети магазинов «Мосхозторг». По данным СПАРК, в феврале 2019 года он получил 10% ООО «МХТ», ранее принадлежащие Илье Полячкову (у него осталось 39,5%). Еще 50,5%, как и ранее, принадлежат Веронике Кирьяновой, сообщил РБК.
Илья Трабер в середине 1990-х считался монополистом на рынке торговли антиквариатом Петербурга, а также владел несколькими нефтяными предприятиями вместе с Дмитрием Скигиным. В 2008 году Трабер стал фигурантом дела о «русской мафии» в Испании, однако правоохранительные органы этой страны не смогли его арестовать, так как он находился за рубежом. С тех пор он находится в розыске в Испании. В конце 2018 года стало известно, что «Мосхозторг» начал сокращать свою сеть магазинов. Компания изменила стратегию выбора помещений, сосредоточившись на небольших площадях в спальных районах вместо дорогих локаций в центре Москвы.
О причинах фиаско сети магазинов «Мосхозторг» читайте здесь.
![Кинозал с красными сидениями Кинозал с красными сидениями](/upload/medialibrary/ebf/ebf94b1bd04aee5d60fe28a01907795d.jpg)
Кинозал с красными сидениями
6. «Люксор» потерял кинотеатры
Сеть «Люксор» за год лишилась большей части кинотеатров. В начале 2018 года сеть занимала шестое место в стране по количеству кинозалов и управляла 21 кинотеатром. В настоящее время у сети осталось лишь пять точек. Об этом сообщил с РБК со ссылкой на данные исследовательской компании «Невафильм Research». За год три кинотеатра «Люксор» закрылись, а 13 начали работать под другими брендами. Источники РБК рассказали, что оставшиеся кинотеатры могут купить крупнейшие игроки рынка, в частности «Киномакс» и объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино».
Сеть «Люксор» начала работать в 1998 году, а к 2016 году количество кинотеатров и залов достигло 23 и 158 соответственно. По мнению экспертов, собственники сети «слишком оптимистично смотрели на рост рынка», развиваясь на кредиты в российских и зарубежных банках, однако после введения санкций в 2014 году утратили возможность перекредитоваться. С 2015 года сеть начала фиксировать убытки.
Данные об открытии и закрытии кинотеатров в России можно посмотреть здесь.
7. Скандальная реклама увеличила продажи Reebok
Ретейлеры рассказали о росте продаж продукции Reebok после выхода скандальной рекламной кампании #нивкакиерамки. Опрос сделал TJournal. Представители Lamoda сообщили, что в начале февраля на площадке вырос спрос на спортивные товары, а Reebok показал наилучшую динамику среди спортивных брендов — рост на 57%. При этом в компании указали, что во время выхода скандальной рекламной кампании ретейлер запустил скидки, что могло сказаться на спросе сильнее, чем лозунги. В Ozon.ru продажи товаров Reebok после выхода рекламы увеличились на 20% по сравнению с тем же периодом неделей ранее. В «Юле» в воскресенье, 10 февраля, количество поисковых запросов о Reebok выросло на 20% по сравнению с показателями 7 февраля. При этом за тот же период увеличился спрос и на другие бренды — Nike (+16%) и Adidas (+14%). На Avito за 4 дня с момента старта кампании продажи Reebok выросли незначительно — на 5%, а максимальный интерес к марке клиенты проявили 10 февраля, когда он увеличился на 12%.
Скандальную рекламную кампанию #нивкакиерамки российское отделение Reebok запустило 7 февраля. В качестве слоганов использовались цитаты автора telegram-канала «Женская власть» Залины Маршенкуловой. В частности, на рекламных материалах использовалась фраза: «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Пост в официальном Instagram Reebok вызвал волну возмущения пользователей, и компания вскоре удалила его. После скандала автор проекта Александр Голофаст уволился из Reebok, а международный офис Reebok заявил, что не согласовывал кампанию. Проект #нивкакиерамки должен был стать российской версией глобальной рекламной кампании Reebok #BeMoreHuman, акцентирующей внимание на сильных женщинах. В кампании использовались слоганы: «Никогда не извиняйся за то, что ты сильная», «Свет одного человека может осветить весь мир» и «Наши плечи должны быть сильными, чтобы на них могли стоять другие».
![Джинсы Levi's Джинсы Levi's](/upload/medialibrary/2f8/2f8dc8a69c3efd74d9de310abb80c361.jpg)
Джинсы Levi's
8. Джинсы замахнулись на IPO
Американский производитель джинсов Levi Strauss проведет первичное размещение акций (IPO). Бумаги компания планирует разместить на Нью-Йоркской бирже под тикером LEVI. Предварительно в ходе размещения компания намерена привлечь $100 млн. При этом, по мнению источников телеканала CNBC, IPO может принести Levi Strauss $600-800 млн, а оценка компании может достичь $5 млрд, сообщили «Ведомости». Мировые продажи Levi Strauss в 2018 году выросли на 14%, до $5,6 млрд. Рынок джинсов в США в 2018 году также увеличился — на 2,25%, до $16,7 млрд. До этого в течение 4 лет продажи такой одежды в США снижались. Levi Strauss является мировым лидером по производству джинсов и одной из крупнейших швейных компаний мира. Акции компании ранее уже торговались на бирже — с 1971 по 1984 год.
Как развивается первая fashion-компания в России, которая провела IPO, читайте здесь.
![Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart (сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes и др.) Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart (сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes и др.)](/upload/medialibrary/65a/65a09db741b57aa5001b12f66f1c1c60.jpg)
Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart (сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes и др.)
9. «Депо» открыто
В Москве, на Лесной улице, на месте бывшего трамвайного депо, 14 февраля начал работать в тестовом режиме фуд-холл «Депо» - крупнейший в Европе гастрономический квартал. Это долгожданный проект Алексея Васильчука. В квартале "Депо" семь исторических зданий площадью 17,4 м2 (площадь участка - 3,5 га), которые готовы принять одновременно 5 тысяч гостей. Пространство заняли ведущие рестораторы страны и новички индустрии — всего 75 гастро-концепций.
Масштабней всего в «Депо» представлен холдинг Perelman People ресторатора Владимира Перельмана: он открыл здесь сразу четыре проекта. Один из них — ресторан «Тинто», занявший отдельное здание площадью 170 м2 на территории «Депо». Это заведение Перельман открыл совместно с мишленовским шефом и ресторатором Пауло Айраудо. В меню упор будет сделан на морепродукты, а в винной карте — на редкие и интересные наименования.
Вторую жизнь в «Депо» получила кондитерская «Жемчуга» украинского кондитера и архитектора Динары Касько, которая уже открывалась два года назад при I Like Wine 2.0. В «Депо» также обосновался и Александр Раппопорт – с проектом, посвященным российским крабам: 6 витрин с крабами, креветками, моллюсками и прочими морскими гадами, 100 блюд в меню, 600 квадратных метров, 260 посадочных мест. Здесь же за самой большой в Москве 25-метровой барной стойкой будут разливать коктейли и хорошее вино.
О развитии формата фуд-холлов в России читайте здесь.
Мнение Алексея Васильчука о том, как неудачи в бизнесе можно превратить в успех, читайте здесь.
Мнение Владимира Перельмана о фуд-холлах читайте здесь.
![Денис Мантуров, министр промышленности и торговли на встрече с президентом РФ Денис Мантуров, министр промышленности и торговли на встрече с президентом РФ](/upload/medialibrary/f5e/f5e8d785c0535f72a9a0dba95c736e12.jpg)
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли на встрече с президентом РФ
10. Малый бизнес не в сети
Минпромторг предложил вывести малый и средний бизнес из-под определения торговых сетей. Об этом сообщил «Ъ» со ссылкой на опубликованный министерством документ.
Теперь торговой сетью предлагают считать только предприятия, имеющие две и более точки с общей годовой выручкой более 2 млрд рублей. Это позволит вывести из-под ограничений закона о торговле небольшой бизнес, работающий по франшизе. Сейчас такие компании считаются частью торговой сети и на них распространяются те же ограничения (в том числе в отношениях с поставщиками), что действуют для крупных игроков. Также предлагаемый документ предусматривает исключение платы за логистику из совокупного размера вознаграждения торговых сетей. В настоящее время ретро-бонус для ретейлеров не может превышать 5% от стоимости закупаемой партии товаров.