1. Inditex поставил рекорд
Годовая выручка одного из крупнейших одежных ретейлеров мира, испанской Inditex Group, достигла рекордных значений. В 2018/19 финансовом году, который завершился 31 января, выручка Inditex увеличилась на 3%, до рекордных 26,145 млрд евро. А сопоставимые продажи компании за тот же период выросли на 4%, EBITDA — на 3%, до 5,457 млрд евро, что также стало историческим максимумом. Онлайн-продажи группы увеличились на 27%, до 3,2 млрд евро. Чистая прибыль ретейлера составила 3,444 млрд евро — на 2% больше, чем годом ранее, сообщил «Прайм».

Группа Inditex открыла новые магазины на 56 рынках. Количество торговых точек ретейлера увеличилось с 7475 до 7490 штук. Напомним, что Inditex Group, основанная в 1985 году, объединяет магазины под брендами Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterque.



Татьяна Бакальчук, российский предприниматель, основатель и генеральный директор компании «Wildberries»

Татьяна Бакальчук, российский предприниматель, основатель и генеральный директор компании «Wildberries»

2. Европейская амбиция Wildberries
Крупнейший онлайн-ретейлер России Wildberries собрался покорить Европу. В ближайшее время компания планирует выйти на рынок Польши. Об этом сообщил «КоммерсантЪ». Информация о планах Wildberries оказалась в инструкции Минпромторга для поставщиков ретейлера, опубликованной на портале поддержки малого и среднего предпринимательства Кировской области.

Близкий к компании источник подтвердил планы и рассказал, что в Польше Wildberries начнет работать к лету. В Wildberries признали планы по выходу в Евросоюз, но не стали называть конкретную страну. Директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко отметил, что при выходе в новую страну компания обычно запускает сайт на местном домене, а также открывает сеть пунктов выдачи заказов с примерочными комнатами.

В настоящее время, помимо России, Wildberries работает в Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Армении. Оборот Wildberries в 2018 году вырос на 72%, до 118,7 млрд рублей, число заказов увеличилось вдвое — с 40 млн до 80 млн. В феврале 2019 года Wildberries оказался на четвертом месте в рейтинге самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. Компанию оценили в $1,2 млрд. А ее основательница Татьяна Бакальчук стала второй женщиной-миллиардером в России.

Как ведет бизнес хозяйка Wildberries, читайте здесь.





Магазин «Детский мир» в ТК «Французский бульвар»
Магазин «Детский мир» в ТК «Французский бульвар»Архив «ММ»

3. Заработать на детях
Совкомбанк заинтересовался покупкой доли в «Детском мире». Об этом сообщил «КоммерсантЪ». По данным издания, банк может купить у АФК «Система» около 25% ПАО «Детский мир». На закрытии торгов на Московской бирже 7 марта такой пакет стоил 16,32 млрд рублей. Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко указал, что премия может составить 20% к рыночной цене. Это значит, что 25% акций ретейлера могут обойтись банку в 19,5 млрд рублей.

Совкомбанк не в первый раз сотрудничает с ретейлерами. В ноябре 2018 года он создал совместное предприятие с X5 Retail Group для развития сети постаматов. К концу 2019 года эта структура расширит сеть постаматов до 1500 устройств под брендом «Халва».

О том, что АФК «Система» достигла принципиальной договоренности о продаже контрольного пакета (52,1%) в «Детском мире», ее владелец Владимир Евтушенков заявлял в конце прошлого года. Но имя покупателя не было названо. Одним из претендентов считали владельца группы «Сафмар» Михаила Гуцериева. Но сам бизнесмен эту информацию опровергал. А в феврале 2019 года появилась информация, что «Система» может вообще отказаться от продажи «Детского мира» из-за того, что денег у потенциальных покупателей становится все меньше.

Пакет акций «Системы» в «Детском мире» составляет 52,1%, ее долю аналитики оценивают примерно в 45 млрд рублей. Еще одним крупным акционером с долей 14,03% является Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Остальные бумаги находятся в свободном обращении.

Рейтинг магазинов детских товаров можно посмотреть здесь.





Продуктовый супермаркет «Ашан»
Продуктовый супермаркет «Ашан»commons.wikimedia.org

4. Auchan теряет выручку
Российская выручка Auchan снизилась на фоне смены коммерческой модели. Такой вывод можно сделать, изучив отчетность ретейлера. По итогам 2018 года компания Auchan Retail получила глобальную выручку на уровне 50,27 млрд евро — на 3,3% ниже, чем годом ранее (без учета колебаний курсов). Сопоставимая выручка ретейлера уменьшилась на 2,4%. Выручка компании в Центральной и Восточной Европе уменьшилась на 1,4% без учета колебаний валют.

Единственной страной региона, показавшей снижение продаж, оказалась Россия. В компании отметили, что падение выручки совпало с изменением коммерческой модели работы в стране. Новая концепция подразумевает обновленные дизайн, цветовую гамму магазинов и форму сотрудников, новое оборудование, измененный ассортимент, а также полувертикальную и точечную выкладку товаров вместо вертикальной. Основной акцент ассортимента в новой концепции сделан на свежих продуктах.

Консолидированная выучка по всему холдингу, в который входят Auchan Retail, Oney и Ceetrus, снизилась на 1,3% без учета колебаний курсов, до 50,986 млрд евро. Чистый убыток по итогам года достиг 997 млн евро против прибыли 427 млн евро в 2017 году.

О реорганизации бизнеса сети «Ашан» можно прочитать здесь.





5. Полный контроль над Dia
Еврокомиссия (ЕК) одобрила покупку испанского ретейлера Dia компанией LetterOne (L1) Михаила Фридмана. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на сайт Еврокомиссии. В настоящее время L1 владеет 29% Dia. О планах компании полностью выкупить ретейлера стало известно в феврале. Тогда компания планировала приобрести оставшиеся акции сети по 0,67 евро за штуку — на 56,1% больше, чем стоимость бумаг на закрытии торгов 4 февраля 2019 года. Сделка оценивается в 800 млн евро.

В настоящее время ретейлер находится в кризисе — его выручка за 9 месяцев 2018 года снизилась на 14%, до 5,5 млрд евро, а чистый долг на конец июня превышал 1,2 млрд евро. Акции компании за год подешевели на 89,3%. В L1 считают, что смогут улучшить финансовое положение компании и в перспективе вывести ее на лидирующие позиции в Испании. В феврале там указали, что планируют докапитализировать Dia на 500 млн евро.

Сеть супермаркетов Dia основана в 1979 году. По данным на конец 2018 года, компания управляла 7429 собственными и франчайзинговыми точками в Испании, Португалии, Аргентине и Бразилии. Свою долю в ретейлере L1 Retail — розничное подразделение L1 — купила летом 2017 года.



Владимир Евтушенков, председатель совета директоров АФК «Система»
Владимир Евтушенков, председатель совета директоров АФК «Система»commons.wikimedia.org

6. Еще больше Ozon.ru
АФК «Система» закрыла сделку по покупке доли в российском интернет-магазине Ozon.ru у подконтрольных ей МТС. Об этом сообщил РБК. «Система» выкупила у МТС 18,7% акций Ozon Holdings Limited за 7,9 млрд рублей. После завершения сделки доля «Системы» в ретейлере составляет 19,3%, а МТС полностью вышли из капитала. Еще 16,3% Ozon.ru принадлежит венчурному фонду Sistema VC.

 О планах совершить эту сделку было заявлено в феврале. Тогда управляющий партнер «Системы» Алексей Катков объяснил это стратегической ставкой компании на быстро развивающуюся отрасль онлайн-ретейла. По его словам, «Система» намерена довести свою долю в Ozon.ru до 40%. Столько же хочет получить и другой крупный акционер — Baring Vostok. Заявлялось, что крупные акционеры планируют развивать ретейлера «до IPO».

На днях Ozon.ru начал доставлять покупки через сервис Gett Delivery — курьерский сервис, который развивает израильский агрегатор такси Gett. До конца 2019 года Ozon.ru планирует доставить через Gett около 1 млн посылок. В настоящее время Ozon.ru сотрудничает с «Почтой России», DPD, «МаксиПост», КСЭ, FastZila и рядом других компаний, а также использует собственных курьеров.

С 4 февраля 2019 года Ozon.ru отказался от предоставления клиентам бесплатной доставки. Но у ретейлера есть подписка Ozon.Premium, дающая право на бесплатную доставку товаров дороже 2499 рублей и 30%-ную скидку на перевозку более дешевых товаров.



Котенок на охоте
Котенок на охотеАрхив «ММ»

7. Для усатых и хвостатых
Шведская торговая сеть IKEA начала продавать товары для животных в российских магазинах, сообщил портал Rusbase. В российских магазинах ретейлера появилась линейка товаров для кошек и собак Lurvig. В частности, в продажу поступили подушки, миски, кровати, лежанки и чехлы к ним.

IKEA начала продавать товары для животных в некоторых странах еще осенью 2018 года. Директор сети в России Понтус Эрнтелл в октябре 2018 года рассказал журналистам, что в российские магазины коллекция товаров для животных поступит весной 2019 года.

Чуть раньше IKEA выпустила каталог мебели для спальни Kåma Sutra. В предисловии «книги» указано, что «у каждого человека должна быть спальня, удовлетворяющая его ежедневные нужды как на физическом, так и на духовном уровне».

Рейтинг магазинов домашних животных можно посмотреть здесь.




Обувь Adidas с фирменным дизайном - три линии снаружи
Обувь Adidas с фирменным дизайном - три линии снаружиflickr.com

8. Adidas сократился в России
Российское подразделение немецкого холдинга Adidas снизило продажи на территории РФ и стран СНГ на 10% по отношению к 2017 году, сообщил финансовый директор компании Харм Охлмаер. По результатам прошедшего года ретейлер закрыл около 150 магазинов. Вместе с тем без учета снижения курса российской валюты продажи компании увеличились за год на 1%.

Рост выручки на фоне существенного снижения числа торговых объектов в компании объяснили проведением в России чемпионата мира по футболу и увеличением продаж футбольных товаров. Торговый оборот Adidas в России и странах СНГ по результатам 2018 года составил 595 млн евро.

Одновременно выручка входящего в портфель холдинга бренда Reebok снизилась в России за год на 18% и составила 149 млн евро. Adidas проводит программу по реструктуризации российского бизнеса с 2017 года, когда было закрыто около 200 розничных магазинов.

Топ-10 сетей спортивных магазинов в России смотрите здесь.





9. UFG получит еще 30% «Каро»
Контролирующий акционер сети кинотеатров «Каро» UFG Private Equity начала переговоры о покупке 30% компании у одного из ее основателей Леонида Огородникова. Об этом сообщил «Коммерсантъ». Правда, соглашение пока не подписано, и ходатайство о приобретении доли в Федеральную антимонопольную службу не направлялось.

Сеть «Каро» была основана Огородниковым с партнерами Андреевым и Рудяком в 1997 году. В течение долгих лет компания оставалась крупнейшей не рынке по количеству кинозалов. Сегодня ее доля оценивается в 4,5% — под управлением «Каро» находится 29 кинотеатров с 234 залами, что является третьим показателем на рынке.

В 2012 году в состав акционеров «Каро» вошли Baring Vostok Private Equity, РФПИ и UFG, а Огородников сохранил 30%-ный пакет акций компании. Доля UFG в бизнесе сегодня превышает 50% — сделка по покупке акций у Baring Vostok была закрыта в 2016 году. Тогда сеть оценивалась в $240 млн.

Эксперты отмечают, что благодаря готовящейся сделке UFG рассчитывает сделать компанию более управляемой. Ранее сообщалось, что в планах «Каро» стоит открытие около 100 новых кинозалов в течение 3-4 лет. Акционеры сети планируют инвестировать в развитие около 3 млрд рублей. Выручка компании в 2017 году составляла 5,12 млрд рублей, чистый убыток — 164 млн рублей.

О развитии коммерческих кинотеатров в России читайте здесь.




Продуктовый гипермаркет Metro Cash & Carry
Продуктовый гипермаркет Metro Cash & Carrycommons.wikimedia.org

10. Metro и цены
Торговая сеть Metro опять пересмотрела свою ценовую политику в России. Последний год в российских магазинах сети было трехуровневое ценообразование: для штучных покупок, мелкого опта (от трех единиц) и крупного опта (от шести единиц). Когда эту систему запускали, компания ожидала, что средняя скидка составит 30%, а максимальная — 48%. Но оказалось, что эта схема не подходит для мелкого опта, так как такие клиенты получали среднюю скидку лишь 6,5%, цитируют «Ведомости» представителя компании.

В конце 2018 года Metro перестала учитывать в программе крупный опт, что позволило к марту 2019 года нарастить скидку 10% для закупок от трех единиц товара и 15% для шести единиц. В настоящее время скидки 10-15% предоставляются на 96% продовольственного ассортимента и 60% непродовольственного.

Представитель Metro указал, что сеть финансирует кампанию за счет своей валовой рентабельности, делая ставку на рост оборота и числа клиентов. В начале марта сеть Metro завершила переоборудование 76 российских магазинов. Ключевой задачей обновления стало повышение доступности товара для клиентов и увеличение зоны food с 50 до 70% площади.