Объем российского розничного рынка спортивных товаров в 2017 году составил 251 млрд рублей, подсчитало агентство «РБК Исследование рынков».

Позиции спортивных ретейлеров по количеству магазинов не особо изменились (с июля 2017 года по июль 2018 года). Лидером по количеству точек была и остается группа компаний Adidas, управляющая в России двумя крупными брендами — Adidas и Reebok, несмотря на то что она закрыла за последний год 244 точки. Всего под этими брендами работает 633 объекта. На сети, имеющие более 100 магазинов, — «Спортмастер», Adidas, Reebok, «Триал-Спорт» и Forward — приходится более половины всех спортивных сетевых магазинов.

30 крупнейших спортивных ретейлеров суммарно насчитывают чуть более 2 тыс. розничных точек. Это более 80% всех сетевых магазинов в стране.
На российском рынке осталось всего две сети, представленные как минимум в 100 населенных пунктах. Лидер — «Спортмастер». Магазины этой сети расположены более чем в 200 городах России. На второй-третьей позиции — Adidas и Reebok, большая часть магазинов которых находится в одних и тех же городах. Четвертой компанией по представленности в России является «Триал-Спорт», управляющая магазинами в 74 городах.

Топ-10 крупнейших спортивных ретейлеров по выручке в 2017 году в России

1. ГК «Спортмастер». Группа компаний «Спортмастер», лидер по выручке в России, развивает в стране, кроме собственной сети «Спортмастер», несколько франшиз: «Спортландия», Columbia и Weekender.

«Собственник компании — Николай Фартушняк, гражданин Мальты и налоговый резидент Швейцарии, где и уплачивает налоги. Сам он родился на Украине, а с Россией его сегодня связывает только начало бизнеса», — рассказал в интервью украинскому СМИ RAU генеральный директор «Спортмастер Украина» Игорь Чернов. По словам топ-менеджера, «Спортмастер» уже более 5 лет не является российской компанией, так как корпоративный центр по принятию финансовых, инвестиционных и стратегических решений для всех стран присутствия с 2012 года расположен в Сингапуре. «На тот момент практически все производство private label осуществлялось в азиатском регионе, а принятое стратегическое решение выходить торговыми сетями в Китай окончательно поставило в этом решении точку. Сингапур — страна, победившая коррупцию и кумовство, идеальное место для ведения бизнеса», — говорил в интервью Игорь Чернов.

На май 2018 года группа насчитывала более 500 магазинов в России. Из них 422 точки — это магазины под брендом «Спортмастер», работающие в 229 городах России, ближнего и дальнего зарубежья, 87 — точки под брендом Columbia в 64 городах России и странах СНГ, 66 — под вывесками «Спортландия». За последний год «Спортмастер» стал крупнейшей сетью магазинов в стране по числу точек, опередив Adidas.

 2. Группа компаний Adidas. Компания, созданная Адольфом и Рудольфом Дасслерами в 1924 году (впрочем, сам бренд возник в 1948-м), продает сегодня продукцию под брендами Adidas и Reebok, которая производится более чем на 780 предприятиях в 56 странах. Группа управляет 2464 магазинами по всему миру. В России компания имеет 378 точек Adidas и 258 магазинов Reebok.

Выручка группы в 2017 году сократилась по сравнению с 2016 годом с 47,3 млрд до 40,6 млрд рублей. В 2017 году группа компаний провела в России масштабное сокращение магазинов — более 240 магазинов в 43 городах России. Однако Россия остается для Adidas одним из ключевых рынков. Будет ли компания закрывать магазины и в 2019 году, гендиректор Adidas Group Каспер Рорштед в интервью газете «Ведомости» в июне этого года отметил, что «все будет зависеть от экономической ситуации. Пока видны первые позитивные сигналы — в том числе цены на нефть пошли вверх, что хорошо для российской экономики».

3. Французская сеть Decathlon. Сеть спортивных товаров, основанная во французском Лилле в 1976 году, в России первый магазин открыла в 2006 году. В настоящее время в нашей стране сеть насчитывает 56 магазинов в формате супер- и гипермаркет. С весны 2018 года ретейлер стал открывать в России отдельно стоящие объекты (до этого магазины открывались в ТРК). Первый такой гипермаркет открылся в Петербурге рядом с «МЕГА Парнас». В планах сети открытие еще четырех отдельно стоящих магазинов до конца 2019 года.
С осени прошлого года Decathlon начал совместный проект с российской сетью спорттоваров «Кант» по принципу «магазин в магазине». Первый «Кант» в Decathlon открылся в конце прошлого года в Москве в ТРК «Зеленоград».

4. Американская сеть Nike. Компания создана в 1964 году студентом Филом Найтом, бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета, и его тренером Биллом Бауэрманом. В настоящее время компания производит продукцию под брендами Nike, Air Jordan, Total 90, Team Starter и другими, а также контролирует компании, выпускающие товары под брендами Converse и Hurley International. Российская сеть Nike насчитывает 68 магазинов. Ее выручка в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом с 6,2 млрд до 6,7 млрд рублей.

5. Немецкая сеть Puma. Спортивная компания основана в 1948 году. Ее штаб-квартира находится в Германии, в городе Херцогенаурах. Выручка компании в 2017 году составила 4,1 млрд евро, EBIDTA — 315 млн евро. Выручка в России за прошлый год выросла с 4,5 млрд до 5 млрд рублей. Число магазинов под вывеской Puma в России — 61.

6. Австралийская сеть Quiksilver. Эта компания основана в 1969 году Аланом Грином в Австралии. В настоящее время головной офис находится в США. Quiksilver — один из крупнейших производителей обуви, одежды и аксессуаров для серфинга, сноубординга, скейтбординга и схожих видов спорта, которые продаются под брендами Quiksilver, DC Shoes, Roxy. В России у компании 57 магазинов, а выручка в 2017 году выросла до 3,3 млрд рублей против 3 млрд в 2016 году.

7. Российский бренд Bosco Sport. Эта торговая марка спортивной одежды создана в 2001 году и входит в российскую группу компаний Bosco di Ciliegi, крупнейшим акционером которой является Михаил Куснирович. Компания имеет более 200 монобутиков по продаже одежды премиального сегмента, среди которых Alberta Ferretti, Antonio Marras, Brooks Brothers, Paul Smith, Sportmax, а также магазины мультимарки Bosco Sport, Bosco Uomo, Bosco Bambino.
С 2005 года компания Bosco di Ciliegi является основным акционером Торгового дома «ГУМ» на Красной площади в Москве.

8. Российская сеть «Кант». Сеть, насчитывающая 20 магазинов, входит в группу компаний «Кант». В нее также входят одноименный спортивный комплекс, крупная дилерская сеть, горнолыжная школа «Нагорная», ресторан альпийской кухни «Шале», теннисные корты, тренажерный зал, батутный комплекс.

9. Российская сеть «Чемпион». Компания основана башкирским предпринимателем Адилем Юлдашевым. Сегодня это 29 мультибрендовых магазинов, работающих в сегменте масс-маркет. Выручка сети в 2017 году сократилась по сравнению с 2016 годом с 1,6 млрд до 1,4 млрд рублей.

10. New Balance. New Balance создана в 1906 году в США 33-летним эмигрантом из Англии Уильямом Райли. Он основал лабораторию по разработке и производству корректирующих устройств. Наблюдая за курицей, гуляющей в саду, Райли обратил внимание на ее исключительную устойчивость и превосходный баланс при ходьбе за счет строения лапы, имеющей три точки опоры. Эта идея воплотилась им в конструкции опорной системы для обуви: он разработал специальный супинатор, создающий опору пяточной части ноги на трех точках по аналогии с куриной лапкой. Эта технология принесла Райли признание, а фирма получила свое первое официальное название — New Balance Arch Company. В 1938 году Райли разработал и выпустил первую беговую обувь New Balance для местного спортивного клуба.
Выручка компании в России по итогам 2017 года составила 1,4 млрд рублей против 1,3 млрд в 2016 году.