За последние 10 лет сети постаматов и пунктов выдачи заказов прошли несколько этапов трансформации. Что из себя представлял самовывоз 10 лет назад? Это склад транспортной компании, который осуществлял выдачи товара сразу после магистрального маршрута. Все логистические перевозки десятилетней давности обеспечивали «аналоговый» процесс перемещения груза из точки «А» в точку «Б». Главное, чтобы груз доехал в целостности и сохранности, обложенный со всех сторон требованиями к упаковке и страхованию. Ни о каких режимах срочности речь не шла, зато поднимались вопросы удешевления стоимости перевозки. Самовывоз – это и было «что-то подешевле», потому что покупатель должен был сам куда-то приехать за товаром и последней мили, как таковой, не было.

Сейчас мы говорим о том, что самовывоз – это этап последней мили. А если это последняя миля, то постамат или пункт выдачи или любая другая точка должны приди к покупателю и быть рядом с ним, а не покупатель должен куда-то специально ехать. И здесь основная трансформация в изменении восприятия потребителей от момента, что самовывоз – это дешево, неудобно и надо куда-то ехать, к тому что это удобная для тебя точка, твой личный почтовый ящик, находящийся у твоего дома или даже квартиры.

На эту трансформацию понадобилось 10 лет, а возможной она стала благодаря двум факторам. Во-первых, за счет резкого увеличения плотности точек самовывоза, сейчас в стране работает более 100 тыс. точек выдачи. А во-вторых, за счет развития самовывоза как отдельной единицы бизнеса, будь то пункт выдачи или постамат. При этом не важно в какой локации расположен самовывоз, лишь бы было удобно для покупателя. То есть постаматы должны стоять где-то около дома: в продуктовых магазинах, химчистках, кофейнях и фитнес-клубах – кому где удобно. Это привело к тому, что сервис стал действительно удобным и популярным среди населения (64% всех заказов доставленных в 2020 году были получены с использованием данного канала доставки).

Если разделить постаматы и пункты выдачи заказов как разные типы доставки, то последняя трансформация постаматов, как более востребованного типа доставки 2020/2021, произошла весной прошлого года. Постаматы во время локдауна стали максимально востребованными как по-настоящему бесконтактный тип доставки или даже способ коммуникации между онлайн-ретейлом и покупателями, и продолжает этим оставаться.

У постаматов все трансформации были связаны с доработками программного продукта, с изменениями тех опций и услуг, которые терминалы предоставляют пользователям. А самым главным стал переход к управлению точкой выдачи через смартфон. Теперь каждый покупатель может управлять доставкой заказа без использования сторонних решений, и даже открывать ячейки постамата с помощью QR-кода в мобильном приложении. Постаматы изменились с точки зрения технологичности. Теперь они управляются с телефона и открываются с телефона, становятся средней милей и принимают товары для доставки от частных лиц.

Постамат может быть не только последней милей, он может быть дарк-стором или той же средней милей, как и пункт выдачи. Место, куда доставляются готовые заказы для доставки на «последней миле». Заказы агрегируются в условном dark store, и как только покупатель готов к приему заказа, он сообщает об этом курьерам, которые находятся в данной локации и развозят заказы по адресам. Сейчас эта модель уже используется некоторыми нашими партнёрами, пока в пилотно-тестовом варианте, но я думаю, что в ближайший год этот формат разовьется как более масштабное решение.

Это одна из моделей использования постаматов. Вторая – постамат стал точкой обмена между покупателем и бизнесом. Мы вышли на рынок классической экспресс-доставки, когда через точку выдачи около дома ты можешь обмениваться со всеми бизнес-решениям, а не только забрать товар из интернет-магазина. Через постамат уже можно получить ключи от застройщика или страховой полис, когда тебе нужен оригинал. Понятно, что сейчас все уходит в электронный обмен документами, но пока еще ряд документов или банковские карточки нужны в физическом виде. То есть когда речь идет о получении физических товаров, постамат легко используется для доставки.

Эта модель позволяет покупателю сдавать отправления через постамат. Классический вариант, который уже давно работает, дает возможность покупателю вернуть не подошедший товар обратно продавцу. Помимо этого, есть опция сдать обувь в ремонт, отправить вещи в химчистку. Мы видим, как активно постамат становится точкой приема, а не выдачи товаров. Третья модель обеспечивает обмен товарами или вещами между физическими лицами, то есть C2С. Эта опция у PickPoint была запущена в прошлом году и начинает активно набирать популярность в текущем периоде.
Сейчас активно обсуждаются тренды онлайн-доставки рецептурных лекарств и возможностей постаматов с точки зрения доставки fresh. Естественно, разные товары требуют разных температурных режимов хранения. С точки зрения складов – это несколько зон хранения товарной продукции. Точно также и постамат, если он выводится на рынок всей товарной матрицы, должен иметь возможность поддержки всех температурных режимов. Чтобы выдавать fresh или замороженные продукты, необходимо к ячейкам с обычным температурным режимом присоединять модуль холодильника, модуль морозильника или модуль подогрева, если речь идет о доставке готовой еды. Такие решения существуют достаточно давно, более 6 лет на российском рынке, не говоря уже про международный.

Пока популярность получения продуктов питания через постамат не высокая. Скорее всего, эта опция не будет востребована в ближайшие несколько лет. Пока специализированные сервисы доставки просто сводят на нет потребность покупателя получать еду на какой-то точке выдачи, когда за 15 минут тебе доставят заказ в квартиру. Зачем? Логика в чем? Поэтому постаматы вряд ли будут развиваться как доставка для fresh и заморозки. Какие-то эксклюзивные технологии будут, но это не будет массовым потреблением.

Что касается лекарственных препаратов, то на данный момент законодательство запрещает постаматным сетям с ними работать из-за необходимости идентификации покупателя. В принципе, сервис идентификации человека, который получает заказ в постамате, реализовать очень легко. Это может быть и Face ID, и верификация через Госуслуги. С последним способом мы уже активно работаем для С2С-отправок через постаматы. Поэтому для доставки лекарственный препаратов через постаматы просто требуется время и работа с регулятором. Я думаю, что этот вопрос так или иначе продвинется в положительную сторону.

И если со стороны покупателя потребность в постаматах для доставки продуктов питания мы расцениваем как низкую, то в части лекарственных препаратов, даже требующих температурного режима хранения, она высока. А при наличии высокой востребованности со стороны потребителя, естественно, этот сервис будет развиваться. И те холодильные решения, которые изначально разрабатывались под доставку fresh, могут использоваться под доставку медикаментов.