Непростая ситуация складывается на рынке труда для менеджеров по работе с арендаторами (брокериджа). С одной стороны, как замечает Варвара Сидельникова, консультант по подбору персонала ANCOR Industry, специалистов больше, чем вакансий. «Некоторые компании даже переходят на договоры оказания услуг и сотрудничают со специалистами, выплачивая им только проценты от заключенных договоров», — уточняет она. И это понятно. За последние несколько лет если новые моллы и появлялись, то скорее как исключение из правил. Многие эксперты говорят об антирекордах ввода торговой недвижимости в стране начиная с 2014 года. К тому же Россию покидают мировые бренды ретейла, с которыми раньше работали менеджеры брокериджа, и все это усугубляется падением 6-й год подряд реальных доходов россиян.

О ситуации с зарубежными брендами в России в 2018 году читайте здесь.



Но, с другой стороны, перспективы, которые эксперты рисуют в отношении торговой недвижимости в 2019 году, могут немного улучшить положение специалистов по брокериджу. Так, в этом году в России планируется к вводу 700 тыс. м2 качественных торговых центров, что на 45% больше результатов прошлого года, по данным Cushman & Wakefield. При этом 12 торговых центров может появиться в Москве, отмечают в Knight Frank. 

Разделяй и властвуй
Как правило, число сотрудников отдела аренды и распределение обязанностей между ними зависят от объекта, напоминает Варвара Сидельникова. «В крупном торговом центре (площадью от 100 тыс. м2), как правило, есть менеджеры отдела аренды, менеджеры отдела арендных отношений, менеджеры по коммерциализации, по рекламе. Менеджеры отдела аренды отвечают за поиск арендаторов, первичное согласование условий. Затем договор передается в работу менеджерам отдела арендных отношений, которые доводят его до логического завершения, — поясняет эксперт. — Менеджеры по коммерциализации отвечают за привлечение арендаторов на островные площади (коридоры) и занимаются организацией ярмарок. Менеджеры по рекламе ответственны за привлечение арендаторов рекламных площадей на фасадах ТЦ, эскалаторах, растяжках и так далее». А вот в небольшом ТЦ менеджеры отдела аренды могут быть универсальными специалистами и выполнять все перечисленные функции, уточняет Варвара Сидельникова.

Аналогичная ситуация характерна и для некоторых крупных ТЦ, руководство которых придерживается политики экономии затрат. «В некоторых ТЦ к отделу аренды относятся также выделенные специалисты, которые занимаются сбором дебиторской задолженности, однако в большинстве случаев эта функция передается в отдел бухгалтерии и финансов», — резюмирует Варвара Сидельникова. При этом, по ее мнению, нет особой разницы в том, находится молл под профессиональным управлением или это делают сами владельца ТЦ. Скорее обязанности зависят от размера объекта, политики собственника или управляющего, количества пустующих площадей и прибыльности объекта.

Об особенностях поиска руководителей отделов брокериджа и их доходах можно прочитать здесь.



Дмитрий Тищенко, заместитель управляющего директора PM Becar Asset Management, добавляет: «В обязанности менеджеров по аренде входит продление договоров аренды, их администрирование, своевременная корректировка договорных условий аренды. К примеру, если в летний период собственник предоставлял какие-то арендные скидки, менеджер должен проконтролировать, чтобы отдел бухгалтерии не продолжал в сентябре выставлять счета по пониженной ставке. Кроме того, на менеджера возлагается подготовка первичных переговоров с арендатором. Здесь специалист выступает неким фильтром, который проходят арендаторы, прежде чем выносить существенные вопросы на уровень руководителя аренды или управляющего объектом».

«Для данной должности необходимо умение общаться и выстраивать коммуникацию, личностные качества кандидата крайне важны, — перечисляет необходимые требования к соискателям Варвара Сидельникова. — Работодатели отдают предпочтение соискателям, имеющим опыт работы в консалтинговых компаниях. Важен также опыт заключения контрактов с крупными федеральными компаниями. Профиль образования, как правило, не имеет значения, однако необходимо наличие высшего образования».

Доход
Обычно доход специалиста отдела брокериджа состоит из оклада и бонусной части. Чаще всего работодатели указывают в вакансиях совокупный доход либо так называемую «вилку», поскольку львиную долю финансового вознаграждения этих специалистов составляют бонусы и премии, уточняет Ирина Жильникова, представитель HeadHunter на Северо-Западе. По мнению Светланы Безгиной, ведущего консультанта по подбору персонала направления Construction & Real Estate Kelly Engineering Resources, система оклада и бонусов больше присуща агентствам недвижимости, хотя в девелоперских компаниях ее тоже нередко применяют.

«Бонус может зависеть от количества согласованных договоров или от объема сданных в аренду площадей, — рассказывает Варвара Сидельникова. — Часто встречается также бонус, напрямую зависящий от стадии проекта с конкретным арендатором: предусматривается выплата определенного процента от суммы сделки после заключения договора и перевода депозита, процента после подписания акта приема-передачи помещения и перевода арендатором аванса, затем — процента от первого ежемесячного платежа арендатора (выплачивается единоразово)». В итоге максимальный доход такого специалиста в Москве может достигать 300 тыс. рублей в месяц. «Но нужно помнить, что это не стабильный ежемесячный оклад, а сумма оклада и бонусов, которая меняется от месяца к месяцу», — напоминает Варвара Сидельникова.

Конечно, доходы специалистов брокериджа в регионах отличаются от заработка их столичных коллег. Средний доход составляет примерно 100 тыс. рублей в месяц в среднегодовом выражении, замечает Варвара Сидельникова. «Даже если одному собственнику принадлежит ряд объектов в Москве и регионах и уровень зарплаты одинаков, то размер бонусов может отличаться в разы», — говорит эксперт.

В рубрике #Работа можно посмотреть, какие вакансии в сфере управления торговой недвижимостью предлагают работодатели в крупных городах России.



Выяснить размер оклада менеджеров отдела брокериджа непросто. Как замечают представители ведущих российских job-порталов, вакансий, которые бы на 100% соответствовали запросу «менеджер отдела аренды или брокериджа», немного.

«Выборка вакансий включает не только позиции для менеджеров по работе с арендаторами в торговых центрах, но и предложения о работе для менеджеров в отделы строительства коммерческих объектов, менеджеров по работе с клиентами и т.п.», — уточняет Ирина Жильникова. С учетом этой особенности, по данным hh.ru, самое высокое среднее зарплатное предложение в этой категории с января по март 2019 года было в Москве — 70 тыс. рублей в месяц, а самое низкое — в Омске (27,5 тыс. рублей, что почти в 2,5 раза ниже). В пятерке лидеров в зарплатном рейтинге, помимо столицы, — Петербург (53,6 тыс. рублей), Ростов-на-Дону (50 тыс. рублей), Краснодар (50 тыс. рублей) и Красноярск (42,5 тыс. рублей). Среднерыночные показатели в пределах 37-40 тыс. рублей зафиксированы в Екатеринбурге, Казани, Челябинске и Нижнем Новгороде. 



Действительно, в этой отрасли существует своя специфика поиска персонала. Здесь работают рекомендации, а также работодатели привлекают кадровые агентства, отмечает Светлана Безгина. Job-порталы используют в меньшей степени.

В перспективе менеджеры могут дорасти до руководителя отдела брокериджа, замечает Дмитрий Тищенко. По его словам, не редкость, когда человек, отработав несколько лет консультантом и приобретя переговорный опыт и контакты в профессиональной брокерской компании, переходит к собственнику в отдел аренды. «Для владельца ТЦ это хорошая экономия бюджета на запуске объекта, потому что необходимость выплачивать 100%-ную комиссию брокерам отпадает», — поясняет Дмитрий Тищенко.