Темпы роста рынка в 2018 году составили 13,39% против аналогичного показателя прошлого года. Несмотря на положительную динамику, прирост периода 2017-2018 годов несколько замедлился, говорится в исследовании «Российский рынок собственных торговых марок (СТМ): итоги 2018 года, прогноз до 2021 года».

В 2018 году доля собственных торговых марок в общей структуре оборота российского FMCG-рынка составила около 9%, а к 2021 году увеличится до 12%.

Мнение о том, что ждет СТМ после кризиса, читайте здесь.



Доля СТМ продовольственных товаров на сегодняшний день составляет 75-80% от общего числа private labels в России. В целом динамика прироста рынка СТМ опережает рост рынка FMCG, который в 2018 году, по оценочным данным NeoAnalytics, составил около 6,6%.



Первые собственные торговые марки начали появляться в России в начале 2000-х. Однако активный рост пришелся на последние годы. «Развитию рынка СТМ в России помог кризис 2008-2009 годов. В этот период покупатели перешли на сберегательную модель поведения, когда при выборе товара большую роль играла его стоимость. В России вывод на рынок СТМ является больше антикризисным решением, так как значительная часть этой продукции продается в низком ценовом сегменте. Текущие тенденции таковы, что частные марки доминируют и комфортно себя чувствуют именно в низком ценовом сегменте. Но постепенно доверие покупателей к собственным маркам сетей увеличивается, и покупатель переходит и в средний ценовой сегмент», — отметили в NeoAnalytics.

Оценку других исследовательских компаний можно узнать здесь.


Ретейлеры отмечают, что у СТМ высокая маржинальность. Именно поэтому многие сети — как продуктовые, так и непродовольственные — активно расширяют ассортимент товаров под СТМ. Так, сеть по продаже натуральных продуктов для здорового питания «ВкусВилл» и вовсе торгует только товарами под СТМ. «Собственные торговые марки занимают до 99% всех продающихся у нас товаров», - уточнила представитель сети Анна Платова.

Петр Костыгов, директор по управлению СТМ компании «Лента», отметил, что в 2018 году доля СТМ в продажах компании составила около 13%. «Мы планируем дальше расширять ассортимент СТМ в различных товарных категориях и ценовых сегментах, предлагая покупателям все больше недорогих и гарантированно качественных товаров», — отметил Петр Костыгов.

В российском подразделении сети Leroy Merlin продается 16 СТМ в самых разных категориях. Доля продаж частных марок у этого ретейлера по итогам 2018 года составила 17%, уточняют аналитики INFOline.   

Кстати, ретейлеры и производители отмечают, что в 2017-2018 годах продажи товаров в среднеценовом сегменте стали активно расти, в то время как продажи в низком ценовом сегменте замедлились. Эта тенденция заставила продуктовые и DIY сети пересмотреть ассортимент private label в сторону расширения товаров в среднеценовом сегменте.