В России растет число заболевших коронавирусом, губернатор Петербурга Александр Беглов уже закрыл фудкорты в торговых комплексах, мэр Москвы Сергей Собянин и президент РФ Владимир Путин говорят, что планов вводить локдаун нет. Тем временем, в европейских странах повторяется весенний сценарий – ограничивается работа магазинов и ресторанов, жителям разрешено покидать дома только в определенных случаях.

MarketMedia поговорил с представителями российского ретейла о том, ожидают ли они второй локдаун и есть ли у них новый план.

«Не верю в закрытие и вроде пока не собираются», - оптимистичен сооснователь сети магазинов Hoff Михаил Кучмент. «Думаю, полного закрытия не должно быть, государство и бизнес уже весной ощутили серьёзные финансовые последствия этих действий», - соглашается топ-менеджер другой розничной сети. По ее словам, мелкий и средний бизнес не выдержат новых ограничительных мер, поэтому мы увидим точечные закрытия, крупные торговые центры будут работать с ограничениями по времени, как это сейчас происходит во всем миру.

«К тому же у властей нет такого количества денег, чтобы населению обеспечить повторные выплаты. Будут тянуть до последнего. В принципе, это сейчас и происходит - цифры в разы больше весенних, а локдауна нет. Повторное закрытие всего может привести к социальному взрыву, что мы наблюдали в нескольких странах. Ни к чему хорошему это не приведёт!», - добавляет собеседник MarketMedia.

«Мне кажется, что закрытия будут, просто не в том объеме, что мы видели весной. Есть ощущение, что всех не закроют, но найдут кем пожертвовать - рестораны или торговые комплексы. Но тотально всех на карантин сажать уже невозможно», - делится руководитель одной из российских сетей.

«В Москве думаю, нет, в Петербурге возможно, ситуация тяжелее, чем в столице по сравнению с весной - делится другой оценкой один из собеседников MarketMedia из сферы fashion-ретейла, - Думаю в каждом регионе будет своя история. Что касается стратегии, да какая уж тут стратегия, будем использовать опыт весны – консервация магазинов, переговоры с арендодателем, возвраты товара, перераспределение персонала».

Директор по развитию сети магазинов для творчества «Леонардо» Борис Кац тоже надеется, что второго локдауна массово не будет. По его мнению, в отличии от весны нет такой боязни болезни у руководителей, оценки и меры стали более трезвые. «У власти явно есть понимание, что второй локдаун вызовет огромные проблемы в экономике, но при этом мы готовы к любому развитию событий», - поясняет Борис Кац. В первую волну коронавируса «Леонардо» получила код ОКВЭД, свидетельствующий, что ретейлер торгует товарами первой необходимости и продуктами (раздел кулинария как творчество у «Леонардо» есть). Если локдаун повторится снова, ретейлер больше не будет использовать продавцов в качестве курьеров интернет-магазина. Как считает Борис Кац, это не работает - каждый должен заниматься своим делом.

Сеть магазинов Watsons в первую волну продолжала работу, закрылись только три точки в торговых центрах. Но из-за самоизоляции трафик снизился. «Если весенний сценарий повторится, мы снова будем делать все то, что делали в первую волну - усилим онлайн-канал, увеличим рекламную активность, - рассказывает генеральный директор сети Watsons Андрей Мельников, - В начале пандемии мы ввели товары первой цены, более доступные для покупателя, начали продавать товары первой необходимости, СИЗы. По сути, эти категории мы и не убирали из ассортимента все эти месяцы. Представители власти осуществляют проверки, мы все соблюдаем – нужно маски - требуем маски, положены перчатки – раздаем их покупателям, и так далее. Мы ожидали вторую волну, поэтому с июня по сентябрь не расслаблялись».

В сети магазинов «220 вольт» своей главной задачей в период пандемии считают поддержку франчайзи – обеспечение им прочной «крыши» и минимизации риска потери средств. Во время весеннего локдауна ретейлер отменил роялти на три года, оперативно переоборудовал все розничные франчайзинговые магазины в ПВЗ, подключил партнеров к интернет-магазину и маркетплейсу «220 Вольт», а также усилил рекламу онлайн-каналов в регионах. Это дало возможность франчайзи увеличить оборот продукции и выгрузить на маркетплейс свой товар. Меры, разработанные в экстренной ситуации за несколько дней, дали положительный результат: франчайзинговые магазины, открытые весной этого года, вышли на точку безубыточности за один месяц – в три раза быстрее запланированного, а количество заказов в интернет-магазине выросло в 2 раза.

«За полгода мы провели работу над ошибками, проработали несколько сценариев развития событий, научились за рекордно короткий срок переоборудовать магазин в ПВЗ, открыли новые склады в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, тем самым обеспечили регионы большим товарным запасом и сократили срок доставки. Помимо этого, мы расширили возможности электронной и бесконтактной оплаты по QR-коду, автоматизировали многие логистические процессы, внедрили систему бесконтактной доставки и интегрировались со всеми крупнейшими маркетплейсами», - перечисляет совладелец и управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров. Говоря про меры поддержки, он ожидает от Правительства и ЦБ ограничения размера комиссий за эквайринг в размере 1% (сейчас комиссия составляет 2-3%). По словам Алексея Федорова, снижение комиссии поможет ретейлерам сдерживать рост цены на товары.

Как рассказывают в пресс-службе IKEA в России, в каждом городе ретейлер действует исходя из рекомендаций Роспотребнадзора и постановлений региональных властей, компания рассматривает разные сценарии развития событий и готовится к каждому из них.

«Перед возобновлением работы магазинов после отмены режима самоизоляции летом мы уже тщательно проработали все меры безопасности, которые соблюдаются и сейчас. Наши магазины полностью готовы к обеспечению здоровья и безопасности сотрудников и покупателей на случай «второй волны» коронавируса», - делятся в IKEA в России. К примеру, количество человек, которые могут одновременно находиться в магазине, ограничено. Чтобы отслеживать количество покупателей, была запущена система подсчета загруженности магазина в режиме реального времени.