Российский рынок электронной коммерции, который по своим объемам в разы меньше, чем в европейских странах, постоянно меняется. Объем рынка e-commerce в США оценивается в $517 млрд, рынок стран Западной Европы — в $75 млрд, а в России — всего $22 млрд (без учета трансграничной торговли). Но на фоне развивающейся эпидемии коронавируса все онлайн игроки заявили о значительном росте объема заказов. Многие офлайн-магазины экстренно переходят в онлайн. А службам доставки не хватает рук — последние две недели они работают в условиях, приближенных к боевым.


Справка

О том, как может измениться объем российского рынка e-commerce к 2023 году, можно почитать здесь    




Ситуация стремительно меняется. Хотя еще 2 года назад в e-commerce России, по данным Федора  Вирина, партнера Data Insight, работало 50 крупных интернет-магазинов, 250 средних и 150 тыс. мелких. «Сегодня существует шесть основных торговых платформ. Это Wildberries, Lamoda, Ozon, Aliexpress, «Беру» и «Ситилинк». Это и есть весь рынок электронной торговли в России, — уверен Федор Вирин. — Они отвечают за появление брендов на онлайн-рынке, отвечают за то, что розничные офлайновые компании выходят в онлайн через них. Кроме основных площадок будут существовать узкоспециализированные магазины, отвечающие за свой ассортимент с очень высокой экспертизой».  

Логистическое безумие

До начала эпидемии некоторые эксперты заявляли, что число пунктов выдачи заказов (ПВЗ), которые открыли в стране основные игроки e-commerce, уже избыточно. 

«Сейчас, с моей точки зрения, творится какое-то логистическое безумие: каждый большой игрок открывает точки выдачи и имеет по 6 тыс., 8 тыс., 12 тыс. ПВЗ. Кажется, что скоро уже в каждой квартире у каждого россиянина будет собственный пункт выдачи заказов», — сокрушался Алексей Федоров, руководитель комитета по электронной коммерции ТПП РФ, управляющий партнер ГК «220 Вольт». По его словам, в одном и том же доме иногда работает четыре пункта выдачи, принадлежащие четырем разным компаниям. 

Но события последних дней показали, что бесконтактная доставка может оказаться серьезным конкурентным преимуществом ретейлеров. И открытые ими ПВЗ совсем нелишние.

По данным Data Insight, в России на сентябрь 2019 года работало более 30 тыс. пунктов выдачи заказов. Среди интернет-ретейлеров наиболее активно развивают свои сети Ozon и Wildberries, а среди логистических компаний — PickPoint и Boxberry. Однако из-за бурного развития игроков данные о количестве ПВЗ быстро устаревают. Как изменились эти данные по состоянию на 2020 год, в Data Insight ответить не смогли.

А вот Надежда Романова, СЕО компании PickPoint, считает, что на данный момент количество ПВЗ в России соответствует текущей потребности рынка. Более того, в регионах их даже не хватает. «Пока мы не сталкивались с ситуацией, когда в одном доме есть четыре пункта выдачи от разных компаний, — парировала Надежда Романова замечание коллеги. — Зато есть истории, когда один пункт выдачи работает под четырьмя вывесками от разных логистов. То есть фактически это одна точка». По ее словам, проблема в том, что количество ПВЗ в России все считают по-разному. «У нас есть информация, сколько всего пунктов выдачи в России, вплоть до адреса и юрлица, которому они принадлежат, — замечает Надежда Романова. — И скажу, что их не так много, если не считать какие-то маленькие киоски, которые пытаются оказывать услуги по выдаче заказов, но больше пяти посылок одномоментно выдавать не могут. Есть казус — все хотят работать на этом рынке, а их площади позволяют хранить только пять-шесть посылок, и такой сервис никому не интересен».


Я надеюсь, что в ближайшие 2 года большие игроки коммерческой торговли между собой как-то договорятся о партнерстве и количество ПВЗ не будет больше расти. Достаточно было бы одного, который выдавал бы посылки всех маркетплейсов. 


По мнению Алексея Федорова, возможно, назрела необходимость создавать партнерства между крупными торговыми интернет-площадками в деле выдачи заказов. В пример он привел Германию, где, по его словам, «на каждом секс-шопе есть табличка «Пункт выдачи DPD» (международная служба экспресс-доставки. — Ред.), а в большинстве кофеен в Берлине можно получить онлайн-заказы из разных интернет-магазинов». «Это очень крутой потребительский опыт, потому что клиентка интернет-магазина тут же в кафе пьет кофе, обмывая свою посылку, — говорит Алексей Федоров. — В России же почему-то все большие интернет-магазины разворачивают свои гигантские сети, не используя уже имеющуюся инфраструктуру. Да, не везде можно поставить раздевалки, как это делает Wildberries, но история с одеждой вообще отдельная. Во всех остальных случаях можно использовать уже то, что есть. Я надеюсь, что в ближайшие 2 года большие игроки коммерческой торговли между собой как-то договорятся о партнерстве и количество ПВЗ не будет больше расти. Достаточно было бы одного, который выдавал бы посылки всех маркетплейсов. Понятно, что сейчас период становления отрасли и каждый большой маркетплейс считает своим долгом инвестировать в десятки тысяч пунктов выдачи заказов. Но в конце концов рынок приведет игроков к партнерству».

По мнению Татьяны Умряевой, директора сервиса «Яндекс.Маркет», возможно, компании не дозрели до партнерства, потому что сложно синхронизировать бизнес-процессы. «Часто интеграция с другими компаниями — это такой геморрой, — эмоционально заметила Татьяна Умряева. — То IP отваливается, то система не видит остатки, то нельзя провести возврат, то нельзя что-то с деньгами сделать, то еще что-то. Именно в этом проблема. Но я абсолютно согласна, что нужно идти в сторону партнерства».

Мария Заикина, заместитель гендиректора по развитию корпоративных отношений и связей с индустрией Ozon, уверена, что открытие пунктов выдачи заказов каждым маркетплейсом — это временный этап. По ее словам, у компании уже есть, например, специальный тариф для партнеров, когда они могут выдавать свой товар в ПВЗ Ozon. «Что касается перенасыщенности числа пунктов выдачи, то здесь надо очень четко различать города-миллионники и мелкие населенные пункты, — замечает Мария Заикина. — Потому что ситуация в них кардинально различается. В городах с населением 250 тыс. человек недостаточно точек, а те, которые есть, еще не имеют того уровня сервиса, который хотелось бы получать онлайн-покупателю». 

Курьер — это неудобно!

«Я e-commerce 16 лет занимаюсь, но ни разу ничего не заказывала в ПВЗ. Меня этот способ дико бесит. Почему не люблю? Если бы курьерская доставка была удобной и в ней были бы слоты (правда, это очень дорого для компаний), то люди с удовольствием бы заказывали на дом половину того, что сейчас заказывают в пункты самовывоза», — отмечает Татьяна Умряева.

Сергей Черемисин, коммерческий директор «AliExpress Россия», считает, что сегодня в России так много точек самовывоза интернет-заказов потому, что стоимость курьерской доставки выше, чем содержание ПВЗ. «К примеру, в Китае стоимость доставки раз в двадцать дешевле, чем в России, поэтому там курьерская доставка в порядке вещей. В России же при наших огромных расстояниях и затратах на логистику выдача онлайн-заказа в ПВЗ — это вынужденная мера. Но как только крупный ретейл нарастит значительную долю онлайн-продаж, то к нам придет эра click&collect (когда покупатель заказывает интересующий товар в интернет-магазине сети, а забирает в территориально удобной офлайн-точке продаж. — Ред.) и все мы будем спокойно забирать товары, заказанные, например, на AliExpress (за год компания более чем в 3 раза увеличила количество точек выдачи заказов до 13 тыс. почти в 3500 населенных пунктах России), в магазине у дома».