Российская электронная торговля вступает в ускоренный цикл развития. Выручка основных игроков рынка ежегодно растет на 75-80%. По итогам 2019 года онлайн-продажи физических товаров могут достичь примерно $22 млрд (без учета трансграничной торговли) и превысить $50 млрд в 2023 году (более 3,1 трлн рублей по нынешнему курсу. — Ред.). Такие показатели прогнозирует главный редактор East-West Digital News Андриен Хенни со ссылкой на отчет компании.
  
Ежегодно рынок электронной коммерции будет расти в среднем на 25-30% в год в течение 5 лет, отъедая долю у офлайнового ретейла. При этом трансграничная торговля начинает стагнировать, эксперты связывают это с падением доходов населения, которое наблюдается шестой год подряд.

Единой оценки рынка трансграничной торговли нет, по разным данным, в 2018 году объем этого рынка составил от $4 млрд до $7 млрд. Самый пессимистичный прогноз у независимых экспертов рынка Александра Иванова, президента Ассоциации электронной торговли в России, и Алексея Петровского: $3,5 млрд. По данным Data Insight, объем рынка — $5,5 млрд. Самые высокие оценки оказались у Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) — $7 млрд.

В настоящее время российский рынок e-commerce еще мизерный на фоне других стран, подчеркивает Андриен Хенни. Так, например, объем рынка e-commerce в США оценивается в $517 млрд, рынок стран Западной Европы — $75 млрд.

О том, как изменился прогноз компании Data Insight по объему рынка e-commerce в России по итогам 2019 года, можно почитать здесь.



Нет явного лидера
Доля рынка e-commerce в общем обороте рынка розничного товарооборота России составляет около 5%. Для сравнения: в других странах этот показатель — 8-10%, а в Китае — даже 20%. Андриен Хенни предполагает, что и в России также этот показатель будет расти, именно поэтому инвесторы вливают огромные инвестиции в эту сферу.

Объем инвестиций за 3 года в российскую электронную коммерцию превысил $0,755 млрд, и это самый высокий уровень, когда-либо достигнутый в этой отрасли. За последние 3 года в России было проведено 72 сделки, из них 11 с участием РФФИ.

Тем не менее на российский рынок e-commerce приходится менее 1% мирового рынка инвестиций в электронную коммерцию. Для сравнения: объем инвестиций в рынок электронной коммерции в Китае в 2018 году составил $30,7 млрд, в США — $11,9 млрд.



В отличие от других стран, в России нет явного лидера на рынке e-commerce. «Россия — последний развивающийся рынок без доминирующей компании в электронной коммерции. Речь не идет о лидере в какой-то конкретной категории, например, в области fashion может Lamoda претендовать, в технике — Citilink. Я имею в виду, что нет лидера общего профиля. Инвесторы видят это и вливают деньги в надежде занять место лидера. Поэтому формируются большие группы — это «Яндекс» и Сбербанк, альянс Alibaba — Mail.ru Group. И сейчас картина очень непонятная, и она меняется каждые 3 месяца. Например, раньше Сбербанк сотрудничал только с «Яндексом», а теперь и с Mail.ru. Нестабильность явная», — говорит Андриен Хенни.

По мнению аналитиков Dsight, будущий лидер российского рынка электронной коммерции может быть оценен примерно в $10 млрд.