Подписная модель — это довольно старая вещь, а не веяние последнего времени. В современной истории подписка была в основном прерогативой софта – программ, которые покупали по подписке. Далее модель стала распространяться на различные сервисы, связанные с жизнью человека, например, на музыку и фильмы, а потом ее стал развивать и ретейл. Я знаю многих людей, которые не верят в модель подписки и считают, что вещи можно только покупать. Несмотря на это, за последнее время по подписке для потребителя стали доступны все больше вещей. Все подписные сервисы можно разделись на три группы:
— подписка на непотребляемые вещи, похожая на аренду;
— подписка на регулярные поставки наборов потребляемых вещей и продуктов;
— подписка, дающая право на скидки, бонусы и определенные преференции для пользователя сервиса.
Для начала разберем первые две модели.

Модель №1
Первая модель на практике все шире представлена примерами подписки на автомобили и на одежду. Таких сервисов появляется все больше. Такая модель подписки – это история про серьезное изменение потребительских привычек. Гораздо проще осознавать, что ты чем-то владеешь и никто у тебя это не отнимет, а не платить регулярно за не принадлежащую тебе вещь. Но чем ближе мышление потребителя к капиталистическому и экономическому, тем проще ему понять и принять эту модель. Так как наше общество трансформируется и все больше людей живут именно с таким представлением о финансовой стороне своей жизни, в будущем будет появляться все больше потенциальных потребителей подписок.

Давайте разберем этот вопрос на примере владения автомобилем. У каждой вещи есть понятие стоимости владения, и у автомобиля тоже: страховка, ТО, летняя и зимняя резина, бензин, парковка и т.д, плюс стоимость самого автомобиля и проценты, если машина куплена в кредит. Если все эти суммы посчитать и сложить вместе, а потом разделить на срок использования вещи, получится определенная ежемесячная сумма стоимости автомобиля в месяц. Это и есть стоимость владения вещью.

Дальше логика такая – если ты и так платишь за пользование автомобилем в месяц какую-то сумму, а потом его меняешь и продолжаешь ежемесячно тратить на него деньги, зачем брать на себя все трудозатраты, связанные с обслуживанием автомобиля? Но такая модель подойдет только для тех, кто привык покупать новые премиальные автомобили от нескольких миллионов рублей (пока же рынок подержанных машин в России огромен). Ведь покупая дорогой автомобиль, потребитель по сути замораживает огромную сумму на долгое время, а мог бы вложить дешевеющие деньги в более выгодные проекты, используя подписку.

Теперь переносим эту логику на другие категории товаров. Если говорить про подписку на одежду, это работает с базовыми коллекциями, но некоторые ретейлеры экспериментируют и включают в подписку не только базу. Одним из первых игроков модель подписки запустила сеть Banana Republic.

Никто из крупных игроков масштабно подписками заниматься не начал, мы видим только робкие первые шаги. 


Нет понимания, насколько это доходное направление, как его масштабировать и где там экономика. Есть несколько основных сценариев, при которых подписка на одежду будет интересна: ты пользуешься примерно одним гардеробом и хочешь получать такие вещи с определенной регулярностью, ты хочешь походить в новом красивом платье один раз, а через неделю поменять его на другое красивое платье - в итоге ты регулярно обновляешь свой гардероб.

Но не совсем понятно, насколько для продавца одежды это экономически целесообразно. Есть определенная особенность – когда человек берет вещь в аренду, он всегда хочет новую вещь! Да, есть люди, которые готовы носить б/у одежду, они покупают ее в секонд–хенде и посещают своп-вечеринки для обмена одеждой. Но эта аудитория не настолько большая, чтобы модель подписки у ретейлера смогла окупиться. Делая покупки в секонд-хенде, покупатель готов смириться с тем, что платье не новое, потому что приобретает его выгодно. Но когда он берет в аренду вещь по подписке, он захочет новое платье.

Теперь возьмем экологический вопрос, так как многие рассматривают аренду вещей именно из этих соображений – не покупать 10 платьев, а использовать одно совместно с другими людьми. А это подразумевает химчистку. Но далеко не факт, что постоянно стирать одежду в химчистке более экологично, чем произвести новую. Помимо этого, проводить химчистку после каждого клиента – это просто дорого. Именно из-за этих факторов подписка на одежду не так широко распространена.

Модель №2
Переходим ко второй модели подписки. В этой модели эффективно может сработать, а у кого-то уже работает, регулярная подписка на нательное белье, на уходовые вещи, на лекарства, на наборы продуктов из магазинов, наборы продуктов с рецептами и наборы готовых блюд. Если говорить про лекарства, подписная модель сработает для покупателей с хроническими заболеваниями, которым регулярно нужны определенные медикаменты. В этом случае такой сервис экономит потребителю время, которое он обычно тратит на одни и те же действия посещения аптеки для покупки одних и тех же препаратов, условно, раз в месяц.

Похожая история с продуктами. Если возьмем наборы продуктов с рецептами, они экономят время потребителя на выбор рецепта, покупку продуктов, подготовку их к приготовлению. Регулярная доставка набора продуктов из магазина освобождает покупателя от рутины выбора молока и макарон. Но нужно понимать, экономя ваше время, сервисы подписки точно не сэкономят ваши деньги – такие услуги обходятся покупателям дороже.

6 барьеров
Есть несколько барьеров для широкого развития этой разновидности подписной модели. Во-первых, с развитием онлайн-торговли заказать свой стандартный набор продуктов или других товаров становится все проще и все быстрее. Во-вторых, сервисы дают время от времени сбой, а курьеры опаздывают. В-третьих, людям захочется рано или поздно разнообразия, а стандартный комплект продуктов с рецептами или продуктов из магазина может наскучить. Первый раз тебе интересно, второй раз ты в восторге от того, как это работает, в третий ты просто радуешься, что не нужно тратить время на покупки, а в десятый уже думаешь, что хочешь выбрать сам уже что-то новое. По этой причине подписка на набор конкретных товаров может просто надоесть. Каждому из нас иногда хочется погулять по магазину, выбирая что-то новенькое – вспомните, как все побежали в торговые центры в прошлом году после долгой самоизоляции. В-четвертых, если говорить про наборы с рецептами, они могут не учитывать особенности диеты потребителя, его индивидуальные особенности, поэтому их минус в неуниверсальности.

В-пятых, если говорить про наборы продуктов из магазинов, эта история может быть невыгодна для торговых сетей. Продовольственным ретейлерам нужно заманить человека к себе на витрину и увеличить средний чек за счет дополнительных продаж – покупатель может зайти за макаронами, а выйти с длинным чеком и полной корзиной покупок. Поэтому подписка может рассматриваться сетями как один из каналов, но в чем их финансовый интерес, если в этом канале не увеличить средний чек, а значит не будет прирастать выручка? Единственный плюс этой модели, который пока можно предположить – регулярный платеж от покупателя и планирование оборота на несколько месяцев вперед.

В-шестых, как я уже говорил, подписная модель – она про экономию времени. Но не всем жителям России этот фактор так уж важен.

Большинство россиян не испытывают проблем с пробками, скорость жизни в небольших городах ниже, график спокойнее. Поэтому подписка не станет для них решением наболевшей проблемы, ведь проблемы нет.


А значит, модель подписки будет востребована только в крупных городах, что влияет на сомнительные возможности ее масштабирования в регионах.

Именно поэтому сервисы подписки не захватят рынок, а победит омниканальность – они станут одним из каналов приобретения товаров для покупателя, наряду с крупными сетевыми офлайн-магазинами, онлайн-торговлей и прилавками с тетей Зиной. Ведь один сервис не может подойти всем. Так и модели подписок будут нацелены на свою узкую аудиторию. Я верю, что подписная модель будет развиваться в России, но пока у нас нет таких экономических и технических возможностей, благодаря которым ее можно успешно монетизировать в масштабах всей страны.