В новогодние праздники сильный пожар практически полностью уничтожил помещение гастромаркета «Кухни мира» Андрея Павлова в Пятигорске. Этот гастромаркет построили минувшей весной на территории «Верхнего рынка» — специально к чемпионату мира по футболу. Его собственник, бизнесмен Андрей Павлов, известный также как владелец обувной сети Zenden, вложил в проект более 1,5 млрд рублей. Гастромаркет активно набирал популярность у местной публики. Но… пожар начался внезапно утром 4 января. Как рассказывали очевидцы, в считанные минуты огонь охватил кровлю одноэтажного здания и перекинулся на соседние строения. В общей сложности в огне оказалось около 1 тыс. м2 недвижимости. Посетители и сотрудники успели покинуть заведение — никто не пострадал. Но само здание выгорело полностью. Его тушили четыре пожарных расчета.

После пожара расстроенный Андрей Павлов написал у себя на странице в соцсети: «Спасибо пожарным, отработали грамотно. Отсекли огонь от соседних зданий. При таком пожаре чем больше сгорит, тем меньше вывозить мусора. Вот так, раз, и нет «Кухонь мира». Но не будем посыпать голову пеплом «Верхнего рынка»! Будем строить «Кухни Вселенной».

Причины пожара до сих пор не обнародованы. В комментариях СМИ Пятигорска Павлов опроверг информацию о том, что здание гастромаркета было построено с нарушением пожарных норм: «Строили по всем нормативам. Материалы должным образом обрабатывали».

Основные убытки от происшествия лягут на плечи погорельца. «Страховка у нас есть. Но она не покроет и близко всех убытков», — сообщил Андрей Павлов. Напомним, что на территории гастромаркета находилось 12 точек заведений общепита, которые были в аренде. Около 50 человек остались без работы.

С каждым может случиться
Опрошенные эксперты рынка искренне сочувствуют Андрею Павлову. И говорят, что от таких несчастий никто не застрахован. Как рассказал руководитель департамента франчайзинга сети фастфуда Subway Олег Протопопов, пожары иногда случаются и у них: «Например, в прошлом году у нас был случай пожара в ресторане Читы. А в этом году на новогодних праздниках загорелся ресторан в Петербурге».



Не удивительно, что все рестораны сети в обязательном порядке страхуют. «Это требование прописано в договоре коммерческой концессии. Стоимость страховки едина для всех ресторанов нашей сети и является очень выгодной для франчайзи. Мы используем так называемое зонтичное страхование. Ответственность перед третьими лицами застрахована на $2 млн. Кроме того, франчайзи страхуют оборудование ресторанов и упущенную выгоду (от простоя ресторанов во время ремонта). Это помогает избежать неприятностей даже в случае серьезных происшествий», — отмечает Олег Протопопов.

При этом он сообщил, что никаких специальных требований по безопасности к ресторанам на АЗС никто не предъявляет. «Есть особые требования к точкам общепита в аэропортах и на вокзалах. При их открытии мы предоставляем сертификаты на все материалы отделки. И если какие-то элементы не соответствуют требованиям, используем аналоги соответствующего класса пожаробезопасности. А во всех остальных локациях (а в России работает почти 600 ресторанов сети Subway) мы выполняем стандартные требования пожарного надзора», — сообщил Олег Протопопов.

В группе «М.Видео-Эльдорадо» также сообщили, что страхуют свои объекты и товарные запасы от пожара и уделяют большое внимание обеспечению безопасности покупателей и сотрудников. «Персонал проходит обучение технике безопасности и отрабатывает навыки поведения в чрезвычайных ситуациях. Мы также регулярно проверяем системы оповещения и пожаротушения. Очень важно, чтобы при планировании систем пожарной безопасности они соответствовали типу помещения и возможным рискам. Для нас принципиальны простота систем, их надежность и соотношение цена/качество», — сообщили в «М.Видео-Эльдорадо».



В X5 Retail Group также уделяют серьезное внимание вопросам пожарной безопасности. «При проектировании объектов мы применяем комплексный подход. Например, в гипермаркетах «Карусель» системы пожаротушения и сигнализации устанавливаем даже в помещениях, где по закону они не требуются. Широко применяем автоматическое модульное пожаротушение. Причем видов модулей становится все больше. Кроме того, каждый наш объект застрахован, в том числе на случай пожара», — сообщили в пресс-службе X5 Retail Group.

Редко, но дорого
Несмотря на все усилия собственников, пожары на объектах торговли и общепита, к сожалению, не редкость. По данным компании «Ингосстрах», в среднем каждый месяц в одном из торговых центров России происходит пожар второй степени сложности*.

* Вторая степень сложности пожара

Для оперативной реакции на сигнал о бедствии каждому возгоранию присваивается определенный номер. Он обозначает степень сложности пожара и соответствующее количество сил личного состава, выезжающих на вызов. При «вызове №2» — подтверждено сообщение о пожаре; имеется большая площадь горения, нехватка сил и средств, недостаток источников воды. На месте работает 6 отделений.



«К счастью, большинство из них обходится без человеческих жертв. Но материальный ущерб составляет десятки миллионов рублей. А средний размер ущерба — 25-30 млн рублей по одному страховому случаю», — говорит начальник управления страхования ответственности СПАО «Ингосстрах» Дмитрий Шишкин.

Основные причины пожара, по данным управляющего директора по имущественным видам страхования группы «Ренессанс страхование» Марины Зюгановой, — это несоблюдение правил курения, нарушение норм техобслуживания здания, правил проведения сварочных работ и требований пожарной безопасности (неработающие гидранты, отсутствие огнетушителей, сломанная пожарная сигнализация). «Бывают и поджоги, но редко», — говорит она.

Часто собственники недвижимости сами доводят ситуацию до беды. «Бывают случаи, когда владельцы недвижимости умышленно уклоняются от проверки уровня пожарной безопасности контролирующими органами. Это делается с помощью «дробления» помещений при их регистрации — вместо единого большого здания или помещения регистрируют нескольких его частей по отдельности. Также практикуется перерегистрация собственников. Таким образом, предприятия выходят из-под проверок, поскольку по закону проверять субъекты малого бизнеса можно не ранее чем через 3 года с момента начала их работы. Именно по этой причине толком не проверяли печально известный ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово», — констатирует эксперт управления индустриального страхования «РЕСО-Гарантия» Борис Кузин.

Коллегу поддерживает исполнительный директор Петербургского филиала САО «ВСК» Станислав Паулаускас: «Многие считают, что главное — сдать объект проверяющим. Пусть даже с определенным количеством недочетов. Мол, потом доделаем. Но, как показывает жизнь, до этого ПОТОМ руки редко доходят». Исправить ситуацию, по его мнению, могло бы создание единой системы контроля безопасности со стороны надзорных органов и единый пульт реагирования для всех объектов торговли. А также введение обязательного страхования торговых помещений (по аналогии с ОСАГО).

Сейчас такое страхование добровольное. «Тарифы на страхование от пожара составляют в среднем от 0,04 до 0,25% в зависимости от размера страховой суммы, площади объекта, предписаний МЧС и иных параметров. Аналогичны и условия страхования гражданской ответственности. Сами тарифы со временем меняются незначительно. Зато подход к андеррайтингу (принятию объектов на страхование) со стороны страховщиков стал жестче», — заключил Борис Кузин.

От чего еще страхуют торговые объекты читайте здесь.