Открывшиеся после карантина салоны красоты, парикмахерские и барбершопы больше напоминают филиал больницы. По новым правилам Роспотребнадзора для предприятий сферы услуг принимать клиентов можно только по предварительной записи, на входе у них обязаны измерять температуру и записывать ее в специальный журнал. Сотрудники салона должны носить не только маску, но и средства индивидуальной защиты IV типа (пижама, медицинский халат, шапочка, маска или респиратор, перчатки). Посетители должны передвигаться по салону по специальной разметке и соблюдать дистанцию от других клиентов и мастеров не менее 1,5 м. Почти всем пришлось сокращать количество работающих парикмахерских кресел.

«Упаковка одного салона красоты согласно всем требованиям Роспортребнадзора с закупкой масок, перчаток, антибактериальных ламп, рециркуляторов и термометров в среднем обходится в 100 тыс. рублей», — приводит расчеты Сергей Алдашенко, исполнительный директор салонов красоты «Александр Тодчук».

После нескольких месяцев вынужденного простоя и с долгами по аренде за помещения для многих в отрасли это значительные траты. Кроме того, перед открытием нужно сделать ПЦР-анализ всем сотрудникам (с выездом эта процедура в Москве стоит не меньше 2 тыс. на человека), а затем регулярно тестировать не менее 10% штата на коронавирус.

В ожидании проверок

«Мы сделали разметку, поставили защитные экраны на ресепшен, одели мастеров в костюмы космонавтов. Это выглядит как карнавал. Первые пару дней это было смешно. Но работать мастерам целый день в этом тяжело и некомфортно», — говорит генеральный директор сети центров красоты «Белый Сад» Юлия Шумакова. По ее словам, салонам красоты сложно опираться на какой-то один документ. «Есть предписания главного санитарного врача, есть рекомендации Роспотребнадзора и на сайте мэрии Москвы есть рекомендации для оказания парикмахерских услуг. В этих трех документах есть пункты, которые друг с другом не совпадают. Мы на всякий пожарный случай выполнили вообще все, что там написано. Но у меня есть ощущение, что никто до конца всего списка требований не знает. И если проверяющий захочет докопаться, то он докопается, и это не составит ему труда», — прогнозирует Юлия Шумакова.

Обычные мастера не стесняются в выражениях из-за нововведений. «Реально уже достали, и проверки, и видеофиксации, и вообще весь этот цирк, в котором чувствуешь себя ведущим клоуном. Реально кукуха едет. Клиентам тоже на фиг этот маскарад с маской и перчатками не нужен. На маску сыплются мелкие волосы во время стрижки, в ней жарко, мастеру неудобно работать, оттягивая эти резинки на ушах. Про перчатки я вообще молчу, в них руки потеют. Клиентам же закупили самые дешевые — полиэтиленовые. Неужели недостаточно нашей экипировки?» — пишут на популярном форуме «Злой парикмахер» в социальной сети https://vk.com/zloyparikmaher. «Сразу же пришла проверка, в середине дня!!! Проверяли на хрен все!!! Все было с видеофиксацией. Вход свободный или по записи, сидит ли кто в очереди, все стерилизаторы, все растворы, как одеты мастера, разметку на полу, количество запасов средств защиты и дезинфекции, потом началось интересное шоу просмотров журналов, у нас был только температурный, 1 из 16. Смотрели мусорные ведра, требовали материалы, видеодоказательства дезинфекции!!! Мы, конечно, готовились ко всему, но чтобы все как и обещали — нет! Выписали штраф и прикрыли нас на 90 дней!!! Грубое нарушение. А мы так ждали этого дня... Оказывается, все эти правила до декабря... Я не представляю, сколько салонов сейчас полетит...» — еще одна показательная цитата с этого форума.

    

Где выгоднее открывать салон красоты: в ТЦ или стрит-ретейле, читайте здесь



Ажиотаж и спад

В первые дни после запуска почти у всех заведений нет отбоя от посетителей. «Люди почти 3 месяца сидели в карантине, и сейчас они одновременно из него вышли. Поэтому складывается ощущение, что есть ажиотажный спрос. Всем срочно нужно привести себя в порядок. После того как ажиотаж уйдет, в лучшем случае салон будет работать на уровне февраля», — считает управляющий партнер G.Bar и Oh My Look! Алена Шпаченко.

«Все пришли лохматые, заросшие. И наши постоянные клиенты, и новые, друзья друзей. Сейчас запись полная, мы всех стрижем. Боюсь, что, когда мы их всех приведем в порядок, будет большой спад», — опасается основатель и шеф-барбер сети мужских салонов Barberia Владислав Волкович.

Статистика из регионов, салоны в которых открылись раньше, чем в Москве и Петербурге, это подтверждает. Микаэл Саакянц, директор по маркетингу YCLIENTS (компания занимается организацией онлайн-записи в сфере услуг), приводит пример спроса на услуги в бьюти-сфере в Новосибирске. «Статистика по этому городу очень совпадает с общероссийским трендом. С введением карантина количество записи в салоны в Новосибирске упало на 86%, после того как город открылся, был резкий рост на 150%, сработал отложенный спрос. Важно, что произошло дальше, когда ситуация стабилизировалась примерно 2 недели назад. Сейчас количество записей в салоны красоты в городе в среднем на 20% меньше, чем до пандемии. В других регионах мы видим такую же ситуацию. В Москве салоны открылись совсем недавно, но все идет по тому же сценарию», — говорит эксперт. По словам Микаэла Саакянца, емкость рынка уже уменьшилась, это касается как спроса на запись к мастерам, так и количества повторных визитов в салон и размера среднего чека.

Услуги не первой необходимости

За время карантина поведение потребителей изменилось. Несколько месяцев почти безвылазного сидения дома заставили пересмотреть свои бьюти-привычки и готовность тратить на них деньги.

«Мы изучали, как меняется поведение пользователей. Начинается паттерн осознанного потребления, это будет касаться всех сфер жизни, в том числе и ухода за собой. Это связано с тем, что люди, посидев на удаленке, поняли, что те вещи и услуги, которыми они обычно пользовались, не являются для них первой необходимостью. Многие ходили в салоны красоты, чтобы выглядеть хорошо во время важных встреч, но контакты людей снижаются. Если я раньше ехала на какую-то конференцию, то обязательно заезжала в салон, чтобы сделать укладку, однако на самоизоляции я прекрасно обходилась без этого. Если женщине не нужно каждый день ходить на работу в офис или ее работа вообще не предусматривает личного общения с клиентами, то делать маникюр каждые 2 недели нет смысла. Это не является критичным», — уверена Тамара Квиркелия, директор по развитию продаж в компании Zoon (сервис для поиска услуг и организаций с отзывами клиентов). По данным этого сервиса, после открытия салонов красоты наблюдается большой всплеск по записям на стрижки, окрашивание и на услуги маникюра и педикюра. При этом на сложные салонные процедуры (инъекции, аппаратная косметология) всплеска спроса нет. Люди начали на них экономить.

Владельцы и управляющие салонами красоты уже думают, как адаптировать свой бизнес к резкому снижению покупательной способности и спроса на услуги. «Мы начали рассматривать вариант реконцепции своей сети с выходом в более дешевый сегмент. Уже началось перетекание клиентской базы из дорогих сегментов в более дешевые. Что будет происходить в нише, в которой мы сейчас находимся, это верхний ценовой сегмент, мы приблизительно понимаем и считаем, что пришло время посмотреть в сторону более демократичного формата с ценами пониже. Уже готовим новую стратегию по переводу части салонов из luxury-сегмента в бизнес и даже верхнюю границу экономсегмента», — рассказал Сергей Алдашенко.

Совладелица школы стилистов «Персона» Наталья Солнцева считает новым трендом, что все больше людей, которые получают профессию парикмахера, хотят работать на себя, а не идти в салоны. В последнем выпуске таких было более 80%. «По сути, им нужен только Instagram для продвижения. Я вижу, как мир меняется, будущее за коворкингами», — говорит она.


Подробнее о формате бьюти-коворкингов можно почитать здесь



Впрочем, большинство работающих в этой сфере сходятся во мнении, что главная стратегия для них на ближайшие месяцы — просто выжить. И надеются, что если осенью будет вторая волна коронавируса, то бизнес не поставят на стоп и принудительно не закроют на пару месяцев. После второго карантина очень многие салоны не смогут открыться.

 

На основе выступлений на онлайн—конференции INTERCHARM Professional 2020