Купить продукты, обновить гардероб, сходить в кино, перекусить, найти занятие для детей, сделать прическу, макияж и маникюр — сейчас все это можно сделать под одной крышей. Владельцы торговых центров заинтересованы в сбалансированном наборе услуг от разных арендаторов, которые помогают привлечь посетителей и заставят их возвращаться снова и снова. Салоны красоты, студии маникюра и педикюра, броу-бары и барбершопы можно встретить практически во всех крупных торговых центрах. Идея совместить покупки с уходом за собой оказалась успешной и вызвала развитие индустрии красоты в моллах.

От островка до павильона
Если маникюрные островки, как правило, располагают в проходных местах, то для салонов-парикмахерских отводят помещения на верхних этажах центра. Одна из самых крупных сетей под брендом «Студия маникюра Лены Лениной» (более 200 точек в разных городах страны, большинство из которых работает в торговых центрах) при продаже франшиз рекомендует открывать открытые студии на так называемых «островах» — площадью от 10 до 30 м2 — и «бутики» в закрытых павильонах площадью от 20 до 50 м2. Заведениям моноформата, где приводят в порядок только брови или только бороды, обычно хватает около 50 м2. Площадь салонов красоты в ТЦ, где работают парикмахеры, стилисты и косметологи, как правило, больше, около 100 м2.



«Посещение салона красоты — это чаще всего целевой визит, а не спонтанная покупка, поэтому в выборе локации могут быть компромиссы. Такие проекты могут рассматривать не самые проходные зоны торгового центра, часто это могут быть и верхние этажи, многим также нравится соседство с детским кластером, где сосредоточен трафик их основной целевой аудитории», — говорит руководитель отдела ретейл-консалтинга компании JLL Полина Жилкина.



Салоны на первых этажах жилых домов могут быть еще просторнее. По данным Knight Frank St Petersburg, чаще всего салоны красоты в стрит-ретейле арендуют помещения площадью менее 50 м2 (40% от общего количества) и объекты до 100 м2 (41%). На заведения до 150 м2 приходится 10%, на салоны большей площади — 9%. Суммарно салоны красоты, студии маникюра, барбершопы и броу-бары занимают шестое место в структуре профилей арендаторов, на них приходится 4% от всех заявок на аренду, подсчитала руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко.



«Требования к помещениям в стрит-ретейле у салонов красоты, барбершопов и студий маникюра, как правило, зависят от ценового позиционирования проекта и, соответственно, бюджета. Если говорить о размещении в торговых коридорах, то премиальный салон, скорее всего, будет рассматривать помещения с высокими потолками, большими витринными окнами, важно и наличие паркинга для клиентов. Бюджетные проекты менее требовательны, они могут использовать и полуподвальные помещения без парковки, при этом дневной свет все-таки важен, а наружная вывеска обязательна», — констатирует Полина Жилкина.

Колонку Индиры Шафиковой из REDSTONE.property о том, насколько выгодны торговым центрам арендаторы из бьюти-индустрии читайте здесь



Не потянут аренду
Для арендаторов из бьюти-индустрии одно из главных достоинств торговых центров — это возможность арендовать помещение с гарантированным трафиком посетителей. Но высокая стоимость аренды может свести на нет это преимущество.

«В ТЦ аренда в 3-4 раза выше, чем в коммерческой недвижимости. При этом, безусловно, поток входящих клиентов больше, чем на улице. Важно учесть свою целевую аудиторию и аудиторию ТЦ. Они обязательно должны совпадать, только тогда можно говорить о росте среднего чека», — говорит руководитель сети салонов красоты бизнес-класса «МАЙ» Наталья Велюга.

Запуск салона премиум-класса в торговом центре, где большинство арендаторов относятся к брендам масс-маркета, не имеет смысла. Как и бюджетной парикмахерской по соседству с корнерами одежды и обуви класса люкс.

По словам Натальи Велюги, основной критерий для выбора ТЦ только один — размер арендной платы, с которой будет вынужден стартовать салон. Он должен быть приемлем для бизнеса, иначе открывать салон нет смысла. «Следующим критерием будет расположение, а значит, плотность населения в районе ТЦ. Отсюда, как следствие, должна вытекать и проходимость. ТЦ дает нам только 50% новых клиентов, остальных мы «гоним» в салон сами через каналы рекламы и маркетинг», — подчеркивает она.

В сети «МАЙ» отмечают, что в новом торговом центре в первый год после открытия проходимость очень низкая и дела у салона красоты «идут трудновато», пока комплекс полностью заполнится арендаторами. «А с другой стороны, когда он наполнится и будет полно посетителей, может скакнуть и арендная ставка, да и места уже может не быть», — говорит Наталья Велюга.

Борьба за клиента
Еще один минус работы для салона красоты — желание владельцев торгового центра максимально расширить спектр бьюти-услуг на своей территории. Во многих ТЦ можно не только сделать новую прическу, но и оформить брови, привести ногти в порядок. Эти услуги оказывают разные студии и салоны. «Помимо ставок аренды ситуацию усугубляет искусственная конкуренция, которую комплекс сам создает, когда становится уже наполненным. Так, в концептуальных комплексах сейчас обязательно откроется маникюрная студия, барбершоп, детская парикмахерская. Может даже центр эпиляции и тому подобное. Конечно, это уменьшает входящий поток именно в салон. Так, к примеру, в «Жемчужной Плазе» с появлением барбершопа у нас снизилась доля посетителей мужчин на треть», — констатирует руководитель сети «МАЙ».

Мнение директора ТРЦ «Жемчужная Плаза» Ольги Болотниковой о том, чем занять в торговом центре мужчин  читайте здесь



Впрочем, часть представителей индустрии красоты принципиально не рассматривают размещение салонов в ТЦ. У торговых центров два недостатка — высокая арендная плата и график работы, считают в сети студий маникюра и педикюра KISTOCHKI (насчитывает 21 студию в Петербурге и Москве). Салоны компании работают 24 часа в сутки, и режим большинства торговых центров, которые открыты с 10 до 22 часов, им не подходит. После четырехлетнего опыта работы собственных студий компания стала продавать франшизы, все франчайзинговые студии открывают только в помещениях стрит-ретейла. «Выбирая концепцию стрит-ретейла, у нас больше вариативности по месту локации и варианту оформления дизайна входной зоны, что дополнительно привлекает внимание клиентов», — подчеркивает Ольга Пантелеева, руководитель отдела франчайзинга сети студий маникюра и педикюра KISTOCHKI.