Чаще всего в центре Москвы открывались кафе — на них пришлось 33% от общего объема новых заведений. На втором месте — рестораны (25%), на третьем — бары (17%), подсчитали эксперты Colliers International. Для сравнения: в 2018 году в центре Москвы чаще всего открывали классические рестораны (42%), а кафе составляли только 23% новых открытий. Такое перераспределение интереса бизнеса в сторону кафе эксперты объясняют незначительным объемом предложения помещений, пригодных для ресторанов, — от 300 м2 с техническим оснащением под полный цикл готовки. Вариантов аренды помещения под кафе значительно больше. Их можно открыть и на площади от 100 м2 с минимальными техническими требованиями, поскольку еду могут доставлять и с фабрики-кухни.

О том, как меняется рынок кофеен, читайте здесь.



Эксперты констатируют, что из-за высокой конкуренции предприниматели вынуждены искать новые оригинальные концепции и внедрять более рентабельные бизнес-модели. Поэтому в 2019 году в столице увеличилось число кофеен, экспериментирующих с форматом: уменьшающих площади, создающих гибриды «кофейня+магазины», активно развивающих моноконцепции и мобильные точки кофе с собой. Например, ретейлер «ВкусВилл» совместно с бывшим руководителем сети «Кофе Хауз» Владиславом Дудаковым открыли первую экспериментальную мини-кофейню экологической направленности внутри магазина на Большой Грузинской улице. А в районе Замоскворечья открылся первый магазин нового формата «Магнит Сити», который включает не только торговую зону, но и небольшое кафе в формате eat and go.



Среди других интересных открытий можно отметить ресторан Александра Раппопорта «Пифагор» на Трубной площади и ресторан итальянской кухни Sartoria Lamberti — авторский проект Уиллиама Ламберти, а также крупнейший ресторан китайской кухни в Москве J.Z. Peking Duck (2 тыс. м2) на Цветном бульваре.

Интервью с Александром Раппопортом читайте здесь, а с Уиллиамом Ламберти — здесь.



Среди всех открытых в 2019 году заведений общественного питания наиболее популярны были форматы среднего ценового сегмента — на них пришлось 67% всех открытий в ЦАО, говорят в Colliers International.

Сегмент стрит-ретейла в Москве в прошлом году активно развивался — мы наблюдали появление новых оригинальных концепций, которые довольно быстро завоевывали интерес потребителей и становились коммерчески успешными проектами. В этом году продолжится тренд создания креативных пространств, где будут сосредоточены коллаборации различных форматов, дополняющих друг друга. Мы также ожидаем открытия фуд-холлов на центральных площадках, что приведет к возникновению новых кластеров общественного питания с разнообразными концепциями.

Дола вакантных площадей на 90 центральных улицах Москвы увеличилась к началу 2020 года на 0,8% по сравнению с первым полугодием 2019 года. Главная причина — ротация арендаторов. Самый активный процесс ротации наблюдался на Садовом кольце (42%) и центральных торговых коридорах (29%). Смена профиля арендатора происходила в 24% помещений, то есть в основном на смену предыдущим арендаторам приходили представители других сегментов. Например, на улице Маросейка открылось кафе «Лепим-варим» вместо косметического магазина MIXIT. Вместо салона оптики «Глазок» на Садово-Сухаревской улице был открыл магазин комиссионной одежды, в помещении на улице Земляной Вал была открыта аптека «Горздрав» на месте магазина одежды JS Casual, а на 1-й Тверской-Ямской вместо салона сотовой связи «Связной» появилась кофейня Cofix.

Но смена операторов почти не затронула сегмент общественного питания — в 69% случаев они открывали бизнес в помещениях, ранее арендуемых операторами того же формата.