По итогам первого полугодия 2019 года исследовательская компания Data Insight оценила долю интернет-магазина Wildberries в 31% от всего российского рынка e-commerce по числу заказов. За январь-июнь 2019 года число покупок на Wildberries превысило 61 млн. Крупнейший российский маркетплейс опережает все российские интернет-магазины и по выручке. По данным компании, их продажи в первом полугодии 2019 года выросли на 79%, до 85 млрд рублей. Для сравнения: оборот Wildberries за весь прошлый год составил 118,7 млрд рублей (рост к уровню предыдущего года на 72%).

MarketMedia направил запрос в Федеральную антимонопольную службу с просьбой прокомментировать, есть ли ограничения по доли рынка, которую могут занимать интернет-магазины и какими нормами они регулируются.



Закон о торговле запрещает расширяться торговым сетям при достижении доли рынка 25% на территории региона или муниципалитета, но его положения не распространяются на деятельность интернет-магазинов, пояснили в пресс-службе ФАС России.

«Помимо специальных ограничений, установленных законодательством о торговой деятельности, существуют также общие запреты на монополистическую деятельность. Такие запреты установлены в законе о защите конкуренции и распространяются на всех участников рынка независимо от их рода деятельности, в том числе на интернет-магазины. Запрета в отношении доли рынка в законе нет, однако есть запрет на злоупотребление доминирующим положением, который применяется к компаниям с долей на рынке от 35%», — уточнила Ксения Подгузова, юрист Коммерческой группы VEGAS LEX.

Data Insight оценивал российский рынок e-commerce по итогам 2018 года в 1,15 трлн рублей. По прогнозам АКИТ, в этом году он достигнет 1,74 трлн рублей.

«Мы ведем мониторинг рынка, но по общим принципам, заложенным в законе о защите конкуренции. Рынок электронной торговли примечателен тем, что продуктовые и географические границы рынка расширяются за счет новых технологий, увеличивая возможности покупателей. То есть мы считаем возможным объединение внутренней и трансграничной электронной торговли. По предварительным результатам, доля Wildberries не свидетельствует о возможном доминирующем положении компании», — сообщила Елена Заева, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России. Впрочем, в ведомстве не смогли пояснить, как они рассчитывают долю рынка: по выручке, количеству заказов, размерам сети пунктов выдачи заказов интернет-магазина или каким-то другим критериям.

ТОП-15 интернет-магазинов России можно посмотреть здесь.



Доминировать, но не злоупотреблять
Зато в ФАС уточнили, что законом о защите конкуренции запрещается не доминирующее положение само по себе, а злоупотребление доминирующим положением. Также достижение доли 35% не означает автоматом доминирующее положение, это всего лишь минимальный порог. Если допустить, что кто-то займет доминирующее положение, никакие ограничения и запреты в отношении него не вводятся. Лишь в том случае, если компания, занимающая доминирующее положение, злоупотребит им, нарушение будет пресечено, подчеркивают в пресс-службе ФАС. К злоупотреблению доминирующим положением относятся ущемление интересов других компаний, установление монопольно высокой или монопольно низкой цены товаров, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, и тому подобное. Другими словами, если жалоб на это не будет, то крупнейшие интернет-магазины могут расти сколько угодно, не опасаясь репрессий со стороны государства.

В компании Wildberries MarketMedia сообщили, что запросов от ФАС или других регулирующих органов в адрес компании по данному вопросу не поступало. "Оценивать долю фирмы на рынке электронной коммерции на основании количества заказов некорректно. Кроме того, данные об объеме рынка электронной коммерции разнятся в зависимости от источника, так как оценка производится множеством аналитических компаний, исследовательских и консалтинговых агентств", - сообщили в Wildberries. И добавили, что в будущем компания планирует сохранять высокие темпы роста за счет развития собственной сети пунктов выдачи заказов и расширения ассортимента товаров.

Возможности для роста
Это выгодно отличает интернет-магазины от офлайн-торговли, за развитием которой контролирующие органы следят очень пристально. При достижении порога 25% продуктовым ретейлерам нельзя покупать или арендовать помещения под новые торговые точки в той области и районе, где показатель превышен. Например, у X5 Retail Group доля на рынке Петербурга по итогам 2018 года достигла 27%, на расширение введен запрет. Осенью 2018 года ФАС объявила, что торговые сети «Магнит» и «Пятерочка» превысили лимит присутствия сразу в нескольких муниципалитетах Челябинской области. В случае, если торговая сеть нарушит запрет, договор аренды или купли-продажи помещения под магазин будет расторгнут через суд. Такие примеры уже были, антимонопольное ведомство подавало иски о признании ничтожными сделок по аренде торговой площади и открытии магазинов в Ивановской области и в Подмосковье.

Как растет торговля продуктами через интернет, можно узнать здесь.



На этом фоне отсутствие ограничений для интернет-торговли может стать выходом для торговых сетей и позволит наращивать объемы продаж в тех регионах, где открытие новых магазинов должно быть заморожено. Ставку на развитие онлайн-торговли делают в X5 Retail Group, главный исполнительный директор компании Игорь Шехтерман уже заявлял о цели стать ведущим российским интернет-магазином продуктов питания к концу 2020 года. Онлайн-супермаркет Perekrestok.ru (входит в X5 Retail Group) доставил 266 тыс. заказов во втором квартале 2019 года, что более чем в 4 раза выше результатов за аналогичный период прошлого года, сказано в официальной отчетности X5. Первые шаги в этом направлении делает сеть «Магнит», в мае 2019 года ретейлер запустил доставку продуктов из супермаркетов в Краснодаре через местный сервис Broniboy. В Москве и Казани за доставку товаров из «Магнита» отвечает компания iGooods.

Доля Wildberries по объему онлайн-продаж составляет менее 12% от всего рынка e-commerce (средний чек отличается от среднерыночного более чем в 2,5 раза в меньшую сторону), а если брать формальный показатель выручки, не учитывающий объем продаж сторонних продавцов, размещающих товары на WB по модели маркетплейса, то доля WB окажется даже менее 10%. 

В любом случае у меня вызывает большие сомнения возможность и оправданность применения нормы про 35% к онлайн-торговле — это всего лишь один из каналов, и чистые интернет-магазины вроде WB, и омниканальные игроки вроде, скажем, DNS конкурируют в одном поле с теми ретейлерами, кто работает исключительно или преимущественно в офлайне. Если же считать долю от всего рынка розничной торговли, то в ближайшие лет десять, думаю, что никто из онлайн-игроков не приблизится к порогу 35% — ни в целом по всей рознице, ни по любой из крупных товарных категорий.