Я не специалист в такой сложной дисциплине как нейминг (наука о названиях). Моим единственным личным достижением в этой сфере был бренд «Алиса», под которым на постсоветском пространстве прекрасно продавались шоколад и шоколадный крем. Для продукта выбрали имя дочери моего тогдашнего партнёра, так что ничего особенного в этом бренде не было. Но еще капитан Врунгель говорил: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». А в смутные времена – особенно.

Больше всех за последние три месяца досталось отечественному общепиту и ретейлу. Они понесли серьезные потери на фронтах ковидной войны. Оставшимся на рынке брендам придется серьезно бороться за внимание и деньги потребителей. Чтобы быть успешными, они должны: А) беспощадно выбивать слюну из тех, кого маркетологи обзывают буржуйским словом «трафик», Б) формировать отряды приверженцев из тех, кого те же маркетологи называют «целевой аудиторией».

 Ещё до великой вирусной смуты, пытаясь выполнить пункты «А» и «Б», многие рестораторы отпускали фантазию на волю и жгли глаголом с вывесок сердца голодных соотечественников. Самые интересные названия обычно появляются в стрит-ретейле, поскольку мормонская мораль управляющих ТЦ не допускает лидеров нейминга на фудкорты и в торговые галереи.

Итак, вашему вниманию –топ-10 самых спорных названий кафе, ресторанов и магазинов, обнаруженных на просторах России. 

1. «Точно даст». Любителям порассуждать о сексизме наверняка давал почву для разговоров цветочный ларёк «Точно даст» на Рижском рынке. К сожалению, владелец не рассчитал силы, и кризис снес его в кювет истории. Устойчивая целевая аудитория из слушателей «Камеди-Радио» у этого магазинчика не сформировалась. Не оценил народ блудливый намёк в названии. И пацанский креатив теперь можно видеть только на старых фото.


2. «Раки 63», слоган «Мужик, порадуй любимую раком». Во многих городах России любят раков. Очень… Но в Севастополе, призыв радовать близких дам этим волшебным кушаньем с заведения общепита пришлось убрать – народ не оценил.


3. «ЁбиДоёби». Проект граждан из Красноярска вызвал взрыв возмущения в культурной столице. Даже голубям уже можно не терпеть, пролетая над городом с таким заведением. Как возник этот креатив – я не знаю. Возможно, железные парни из города с непростой экологией чем-то надышались (грибы таёжные и трава луговая, думаю, тут ни причём) и решили продвигать свое заведение с юморком и огоньком. Но, что вышло – то вышло. Кстати, в переводе с японского это название означает «День недели – суббота». Такой вот Шабат с переводом, россияне. Акции в этом заведении тоже зачётные: «Больше грудь - больше скидка», «БиЧ набор», «Закажи роллов на 25 тысяч рублей и получи стриптизера бесплатно»... Ребята работают с девизом «Не материмся и вкусно готовим». Но пробовать как-то не тянет.

4. «Невинный садовник». Название кафе должно вызывать аппетит. В этом смысле попытка собственников московского заведения продать в качестве кулинарной заманухи обнажённого кавказца, пострадавшего от эпиляции, точно полный провал. Даже невинность садовника в этом случае – не аргумент. Одно понятно: после посещения такого ресторана  главное не проснуться в поле голым.

5. Бистро «Семь тараканов». Сверчок за холстом в каморке старого Шарманщика, это фольклор. Но Тараканини–Италия - вариант двоечников-переводчиков, не иначе. А ведь заведение находится в столице, где многие горожане знают иностранные языки...

6. (Covid) Burger. Тоже так себе попытка привлечь аудиторию после коронакризиса. Но черноморцы зажгли шиньон на маяках Севастополя. Чувствуете корону на голове и приступ аппетита?

7. «Чифирная». В столице, рядом с метро «Китай-город», скоро откроется «Чифирная». Будут ли там предоставлять скидки бывшим зэкам, и положена ли саечка тем, кто откинулся по УДо, пока не ясно. Также пока не понятно, будет ли гвоздем кулинарной программы этого заведения традиционное крафтовое пойло, замешенное из краснодарского чая с грузинским, и предложат ли посетителям кухню а-ля «мама зона»: «современное прочтение блюд, из российских колоний» и шахматы из хлебного мякиша. Но ясно одно: моя Коми-родина поселится в Москве. Это тревожно. Ведь следом может появиться сеть баров «Волки позорные» и кофейни «Мусорской беспредел». Начало положено. Спаси и сохрани.

8. Бар «Гоп Стоп». У этого столичного заведения целевая аудитория была, есть и будет...лузгать «семки» в кепках и на «кортах».

9. «Ведро гвоздей». Такое кафе с атмосферой родного города появилось в Тольятти. В отличии от главного продукта, производимого в колыбели советского автопрома, это «Ведро гвоздей» пользуется популярностью и доброй славой.

10. «Морддоналдс». Мордовский фастфуд, где граждане не толстели и не подрывали иммунитет мусорной буржуйской едой, вынужден был, к сожалению, сменить креативное название. На трассе М-5 у деревни Умёт больше нет «Морддоналдса». Жаль, а такие были перспективы в борьбе за мировое первенство в общепите.