Если раньше слово «подписка» ассоциировалось с IT и развлекательными сервисами, музыкальными или стриминговыми, то сегодня оно связано практически со всеми отраслями — от доставки вина до аренды авто. На Западе рынок подписок на еду развит лучше, но все указывает на то, что и российские игроки будут не только перенимать мировые тренды, но и создавать свои.

Там и тут
Основной игрок рынка подписок – Соединенные Штаты, на их долю приходится до 70% всех сервисов; обороты исчисляются десятками миллиардов долларов. Доставка еды и готовых наборов питания – одни из самых популярных, наравне с заказами одежды, косметики, вина и бритвенных принадлежностей. По данным McKinsey, ежегодно рынок подписных сервисов Америки растет более чем на 100%. Помимо стандартных подписок, есть и необычные. Например, Try the World – сервис, который предлагает подписчикам «попробовать мир на вкус» и поставляет напитки, снеки и наборы для готовки из разных стран. Очень актуально в период пандемии и закрытых границ.

Старый Свет не отстаёт от Нового. По прогнозам, траты на подписки британцев к 2022 году достигнут 1 млрд фунтов, а рынок вырастет на 72%. Среди самых популярных сервисов у англичан – подписки на здоровые закуски Graze и на кофе от Pact Coffee. В числе лидеров и сервис доставки вина Wink. Оформляя подписку, клиент отвечает на ряд вопросов о своих вкусах и предпочтениях, например, об отношении к кофе, цитрусовым, грибам. На основе его ответов сервис подбирает подходящее вино. А сервис Barkbox предлагает владельцам собак подписаться на ежемесячные кастомизированные коробки с лакомствами и игрушками для их питомцев.

Российский рынок подписок пока только набирает обороты. Аналитики Rambler&Co выяснили: 75% жителей нашей страны выделяют на подписки до 300 рублей в месяц, 15% - до тысячи рублей, еще 10% готовы платить больше. 77% респондентов сообщают о ситуативном обращении к подпискам, но при этом в 62% случаев отдают предпочтение российским сервисам. Охотнее всего опрошенные готовы платить за видеоконтент, музыку и книги, а вот услуги и сервисы, в том числе, по доставке еды, на третьем месте по популярности.

Бонусы и плюшки
Иными словами, рынок еды по подписке достаточно емкий, а его развитие зависит по большей части от предложений и гибкости поставщиков. Пока что ретейлеры ищут форматы подписок, которые были бы максимально привлекательными для покупателей. «Магнит» развивает партнерские программы с онлайн-кинотеатрами. «ВкусВилл» предлагает подписки на скидку и доставку готовой еды.

Для того, чтобы предложение было успешным и востребованным у покупателей, важно помнить о двух моментах. Во-первых, коммуникации. Месседж должен быть простым, понятным, должен убеждать в прозрачности предложения. Во-вторых, ассортимент бонусов. В частности, X5 Group запустила продукт под названием «Пакет», имеющим двойной смысл. И как символ предмета, нужного каждому покупателю, и как набор бонусов и привилегий для подписчиков от всех бизнесов X5 Group и партнеров. За 200-300 рублей в месяц покупатель может выбрать себе сценарий получения кешбэка в сетях «Перекрёсток» и «Пятёрочка». К примеру, при 10% кешбэка в «Перекрёстке» подписка начинает окупать себя при сумме покупок от 3 000 рублей в месяц. Помимо этого, пользователь получает бесплатный доступ в онлайн-кинотеатр и скидки на услуги партнеров. Это делает подписку более универсальной. Вариативность и альтернативность сегодня важны.

Играть на страстях
Рынок подписок на продукты и наборы для готовки развивается в тех же направлениях, что и аналогичные сервисы в других сферах. Есть регулярная доставка самих товаров по подписке. А есть подписки, предполагающие скидки и бонусы. Интерес к подписке может быть обусловлен не только желанием сэкономить или реже ходить по магазинам. Сегодня сервисы ориентируются на разные потребности, разные характеры и разную же мотивацию. Часть из них — на стремление клиента к финансовой выгоде, желании попробовать новинку, деликатес или премиальный товар по сниженной цене. Подписки могут подогревать покупательский азарт, позволять почувствовать себя «охотником» и «коллекционером», например, собирая баллы в программах лояльности или получая бесплатную доставку.

Подписка может давать ощущение и «привилегированности» (если предполагает бонусы для постоянных клиентов), и сопричастности, экологической ответственности (если речь идет о доставке продуктов в упаковке, пригодной для переработки). Есть сервисы, дающие ощущение праздника, получения подарка или приятного сюрприза, как, например, подписка от американской компании Somerville Chocolate, регулярно отправляющей клиентам по 3 плитки уникального шоколада, который в рознице найти практически невозможно.

Котлеты для Овна
Отдельный акцент – на правильном питании. В крупных российских городах появляется все больше сервисов по доставке готовых блюд. На таких сайтах можно подобрать индивидуальное меню в зависимости как от гастрономических предпочтений, так и спортивных целей, уровня физической активности, частоты приемов пищи и отношения к диетам. Недалек тот час, когда big data и искусственный интеллект смогут определять наши кулинарные предпочтения и советовать нам подписки на продукты на основании нашего интернет-поведения. Несложно представить, что в будущем при выборе набора готовой еды мы будем указывать не только желаемую диету и любимый вид котлет, но и группу крови, настроение и знак зодиака, чтобы получить новые неожиданные рекомендации. Конечно, я сейчас преувеличиваю, но важно одно – выиграют сервисы не только вариативные, выгодные, но и индивидуализированные.

Все и сразу!
Конкуренция в крупных городах делает логистику все более сложной. Развивается направление бустерной доставки, когда за дополнительную оплату можно получить продукты «вне очереди», как, например, у Uber Eats. Такая услуга порой требует реорганизации работы курьерских служб. Спросом пользуется и объединенная доставка, когда в одном пакете клиент получает продукты от разных поставщиков или ресторанов, как у DoorDash. Пока трудно сказать, получат ли большое распространение эти сервисы в средних и малых населенных пунктах, где проблема пробок не так актуальна и нет острого стресса от чуть затянувшегося ожидания, но в крупных городах на них точно будет спрос.

Подводные камни
Как показывает практика, далеко не все международные решения срабатывают на российском рынке «под копирку».

Например, пока что не пользуется большой популярностью сборная доставка – для отечественного покупателя каждая отдельная покупка в сборной корзине должна быть выгодной, а это происходит не всегда.



Если на Западе причина популярности сборных доставок – удобство сервиса, то для россиян в массовом сегменте все еще ведущим мотивом остается желание сэкономить. По той же причине подписка на готовые блюда тоже пока что живет в формате нишевого предложения, россияне массово предпочитает готовить самостоятельно.

Тем не менее, на рынке постоянно появляются новые бренды и решения, что однозначно говорит как минимум об интересе бизнеса к новому формату построения отношений с потребителем.