Больше половины рынка детских развлечений сегодня занято семейными парками со спортивным уклоном (и их доля увеличилась в 2 раза буквально за последние 3 года), остальная часть — это игровые центры, города профессий, тематические парки, творческие студии, зоопарки. 

По экспертной оценке Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР), объем рынка детских развлечений в 2018 году составит примерно 35 млрд рублей, где более 19 млрд генерируют крытые детские развлекательные центры, и более 15 млрд рублей — открытые парки. По словам вице-президента САПИР Федора Гавриченко, при оценке рынка эксперты учли крупные развлекательные сети, бурно развивавшиеся в 2017 и 2018 году. «Следует отметить, что в 2019 году мы также ждем увеличения объема после запуска «Острова Мечты» в Нагатинской пойме и парка развлечений на ВДНХ», — добавил Федор Гавриченко.





«Отрасль столкнулась с совершенно неожиданной для нее проблемой — так называемым черным лебедем, которого никто не ожидал, — это кемеровская трагедия. И хотя люди погибли в кинотеатре, но фокус проблемы был очень технично смещен на центры детских развлечений. Почему? Потому что они не консолидированы, у них нет крупных игроков, поэтому никто не смог отстоять их интересы. Это привело к тому, что какие-то проекты были закрыты, какие-то просто не открылись. В целом это сказалось на темпах развития рынка детских развлечений. В отрасль было меньше инвестировано, в том числе и нами. Если в прошлом году мы планировали инвестировать в 15 проектов, то в итоге инвестировали в пять. В целом похожая картина, я думаю, по всему рынку. Каких-то новых, значительных игроков не появилось, как и новых крутых форматов.

В целом объем рынка растет за счет низкой базы. Например, до того как мы открылись в Кургане, там не было вообще ничего. Поэтому с нашим появлением люди стали проводить время в наших парках, тратить деньги на развлечения. Если говорить об уже работающих парках, то они не растут. Кемеровская трагедия повлияла на то, что отток посетителей достиг 40% в центрах детских развлечений и 20% в торговых комплексах. Кроме того, сказывалась и общая экономическая ситуация в стране. Денег в кошельках россиян больше не становится, и даже несмотря на то, что на детях не экономят, на развлечения тратят меньше. Окупаемость проектов увеличивается: если раньше это было 2-3 года, то теперь — 3-3,5 года. При этом нужно отметить, что в целом рынок детских развлечений в мире активно растет за счет развития активити-парков, за счет появления интерактивных парков, киберстадионов.

Я уверен, что новый год будет интересен. Станут появляться интерактивные парки. Развитие получит тренд, который мы задали несколько лет назад, — открытие рестопарков, когда совмещены ресторан с хорошей игровой составляющей. Также рынок ждет консолидация, потому что без крупного игрока и без крупных инвестиций сам по себе рынок развиваться не будет. И я думаю, для такой консолидации есть все предпосылки. Рост продолжится, может, не такой активный, как в 2017 году. Рассчитываю, что российские игроки смогут выходить на рынки других стран и предлагать свои проекты, свои услуги, потому что те проекты, которые удалось реализовать в России, — они действительно хорошего уровня и качества, и даже лучше, чем большинство европейских проектов. Уверен, что в 2019-2020 годах омниканальность, которая уже присуща ретейлу, станет обязательной и для отрасли детских развлечений».


Интервью с Павлом Ковшаровым читайте здесь.


 

«В уходящем году не случилось громких открытий. Компании либо скорректировали планы по открытию новых объектов, либо вообще от них отказались. Во втором и третьем кварталах существенное давление на бизнес оказали многочисленные проверки МЧС, Роспотребнадзора и прокураторы (после трагедии в Кемерово). Большинство крупных семейных проектов расположены в торгово-развлекательных комплексах и, как правило, на верхних уровнях. Отсутствие понимания законодательных перспектив в вопросе размещения семейных центров выше третьего уровня привело к остановке развития. Проще отказаться от проекта, нежели рисковать и размещать объект, основываясь на специальных технических условиях (СТУ). Объем рынка незначительно увеличился за счет новых проектов.

Существенных колебаний спроса мы не ощутили. В Петербурге было теплое лето, что ожидаемо сказалось на количестве клиентов в этот период. Хорошая погода — негативный фактор.

В 2018 году нам удалось воплотить в жизнь сразу несколько крупных проектов: масштабное маркетинговое исследование рынка; реновация формата игры — разработка и запуск концепта «Город профессий будущего»; ребрендинг проектов «КидБург», вывод на рынок инновационного для нашего сектора продукта — мобильного приложения «КидБург онлайн» (с октября приложение доступно для скачивания в Appstore и GooglePlay). «Город профессий будущего» — это двухмерная надстройка (онлайн и офлайн) привычного игрового процесса «КидБурга». В офлайн-надстройке идет переформатирование нескольких классических игротек с помощью внедрения новых видов деятельности и профессий, которые будут актуальны уже в ближайшем будущем. Основой для новой игры послужила концепция развития жизненных навыков «6С». Это шесть важных качеств, определенных учеными как наиболее востребованные в будущем: сотрудничество, общение, усвоение информации, критическое мышление, творчество, уверенность. С помощью мобильного приложения офлайн-игра дополняется необходимыми для обучения и фиксации результатов сервисами. В дальнейшем в нем также будут реализованы функции общения между участниками, личный рейтинг игроков с демонстрацией динамики улучшения результатов (навыков), система поощрений и даже личное резюме.

В 2019 году мы планируем совершенствовать бизнес-процессы, которые будут поддерживать все инновации, внедренные в 2018 году, и активно работать над развитием действующих проектов и запуском новых».

Интервью с одной из основательниц ГК «КидБург» Оксаной Орловой читайте здесь.

 

«Рынок детских развлечений оперативно реагирует на все изменения, которые происходят в мире и обществе. Увеличивается количество роботов в нашей жизни — с небольшим временным лагом появляются кружки робототехники, новогодние мероприятия вроде «Робоелки». Возрастает роль научных исследований — появляются интерактивные программы по естественным наукам, Новогодняя елка становится Научным новым годом.

Уходящий 2018 год был довольно стабильным в экономическом плане, мы не отмечали снижения покупательной способности потребителей. Но нельзя не отметить, что растет количество предложений на рынке, выбор для потребителей становится все больше, поэтому для сохранения позиций на рынке (и тем более для их улучшения) нужно предлагать все более качественный продукт.

Для нас год стал временем территориальной экспансии, мы открыли представительства в 12 новых городах. Из них четыре — Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Алматы и Воронеж — стали нашими филиалами, еще в восьми мы открылись по франшизе. Критичных трудностей не было, но самым сложным было сохранять качество продукта при растущем размере компании.

В 2019 году мы планируем выход на зарубежные рынки — хотим открыть еще два филиала в Казахстане, франшизы в Барселоне, филиал в Берлине».


Интервью с Михаилом Каптюгом читайте здесь.





Елена Тищенко руководитель отдела исследований рынка компании Maris в ассоциации с CBRE

«Детские развлекательные центры — наиболее активно развивающийся сегмент развлечений на протяжении последних нескольких лет. Посещаемость таких объектов, как правило, носит сезонный характер со спадом летом и пиком заполняемости на выходных и каникулах.

Наибольший рост показывает сегмент edutainment (education + entertainment), позволяющий обучать детей в игровом процессе. В 2018 году рост данного сегмента составил 14%.

Помимо крупных пространств, где представлено большое количество разных видов развлечений, существуют моноигровые центры, например, сеть «Леготека», которая за последние два года открыла 9 новых интерактивных пространств в Петербурге. Также на островных зонах в торгово-развлекательных центрах появляются развлекательные площадки, где ребенок может ознакомиться с представленным товаром в игровом формате и в дальнейшем приобрести его».



«Среди драйверов развития детского развлекательного бизнеса я бы назвала несколько. Конечно, это рост рождаемости. Также интересный отдых и развитие ребенка все чаще рассматриваются родителями как инвестиции в его будущее. Влияет также и рост занятости и темпа жизни родителей, в результате чего они часто вынуждены «откупаться» от детей оплатой различных услуг и развлечений, компенсируя тем самым свое постоянное отсутствие или занятость на работе. И как следствие — это возможность совместного проведения времени с ребенком и совместные интересы (объединяющий фактор), возможность снять с родителей заботы об организации детских мероприятий.

Но есть и риски, о которых не стоит забывать. Это присутствие на рынке большого количества однотипных проектов, которые мало отличаются друг от друга и быстро надоедают, так как дети требуют постоянного разнообразия, а это влечет за собой необходимость пересмотра программ и активностей и проведения реконцепций для крупных объектов; легкая копируемость проектов, особенно если их запуск не связан с большими инвестициями (низкие барьеры выхода на рынок новых игроков); присутствие на рынке непрофессиональных игроков, часто не имеющих четкой концепции и позиционирования, которые в случае своих промахов могут бросить тень на рынок в целом; сложности с поиском замотивированных квалифицированных кадров, которые смогут найти подход и к детям, и к родителям.

Что же нужно делать новому проекту, вышедшему на рынок, для его успеха? Прежде всего это четкая и понятная для родителей концепция с указанием того, какие именно выгоды (эмоциональные, интеллектуальные, физические или социальные) получит ребенок и сами родители от данной услуги, а также ее отличие от того, что уже предлагается на рынке. Затем это выстраивание системы работы с клиентами (прежде всего с родителями, которые платят за услуги), которая должна быть ориентирована на определенную периодичность получения услуг (от одного раза в год, например праздник на день рождения ребенка, до ежемесячных или еженедельных посещений развивающего центра). Далее — подбор персонала и продвижение, для которого, как уже говорилось выше, прекрасно подходят социальные сети. Для крупных проектов потребуется создание сайта и контекстная реклама, а в случае формата «у дома» — сарафанное радио и распространение листовок. В процессе текущей деятельности необходимо будет чутко реагировать на запросы детей и их родителей и постоянно актуализировать предлагаемые услуги и гибко подходить к вопросами ценообразования, чтобы выгодно отличаться от конкурентов».