События прошедшего года подарили нам понятие «эпиномика», то есть экономика эпидемии. Для торговых центров это новая реальность, которая подразумевает дополнительные расходы на противовирусные меры. Эпиномика будет оказывать влияние на финансы ТЦ весь год.

Пока торговые центры были закрыты в прошлом году из-за карантина, многие эксперты рынка высказывали предположения относительно потерь торговли за этот период и строили прогнозы по выходу из затяжного пике. Рост оборотов специалисты связывали с началом предновогоднего сезона, и этот прогноз сбылся. Осенью торговые центры стали оживать, особенно после сообщения, что во вторую волну коронавирусной инфекции ТЦ будут открыты. И хотя можно с уверенностью предполагать, что сценарий весны 2020-го не повторится, пандемия продолжит вносить свои коррективы и в текущий год.

Часть арендаторов пока не смогли оправиться от потрясений, кризис накрыл их с головой. Мы видим это на примере кинотеатров, которые испытывают дефицит громких кинопремьер и, как следствие, недополучают прибыль. Кроме того, в кинотеатрах, развлекательных центрах в ТЦ, детских комнатах действует режим частичной заполняемости — не более 50% от максимально допустимого количества человек. На мой взгляд, в течение этого года мы увидим тренд на постепенное снятие ограничений, это позволит развлечениям в ТЦ частично отыграть падение. Другие арендаторы постепенно оживают и беспрепятственно продолжат свое развитие. В первую очередь это общепит и fashion-операторы.
Что касается выросших затрат на поддержание санитарного состояния ТРЦ и арендаторов, от этого мы вряд ли уйдем в этом году. Обязательными останутся соблюдение масочно-перчаточного режима, регулярная дезинфекция мест общего пользования и помещений арендаторов. Не стоит ожидать в течение этого года и прекращения рейдов Роспотребнадзора.

Торговые центры всегда были активно интегрированы в жизнь города или района. Если ранее мы видели отделения «Почты России» и МФЦ на их территории, то в 2021 году появился новый тренд — мобильные пункты вакцинации. В ряде московских ТЦ (ГУМ, «Океания», «Город», «Саларис», Columbus) уже запустили прививочные пункты. Такая же тенденция есть и в подмосковных торговых центрах. В акции принимают участие объекты в Химках, Сергиевом Посаде, Реутове, Солнечногорске, Дмитрове. Не исключено, что участие торговых центров в процессе вакцинации будет шире: пропаганда, организация прививок сотрудников торговли, преференции для тех, кто получил сертификат о прививке. Также будет расширяться география этой акции.

На рынке продуктовых сетей нас ждет ужесточение конкуренции и продолжение монополизации. «Ашан» продолжает сдавать свои позиции, среди основных причин — напряженная ситуация внутри компании и теряющий актуальность формат. В это же время Х5 Retail Group приспосабливается к новым экономическим условиям, тестируя формат жестких дискаунтеров: несколько таких магазинов уже работают под брендом «Чижик». «Магнит» и «Лента» заявили о похожих планах на этот год, оперативно реагируя на снижение покупательной способности россиян. В локализованных продуктовых сетях в наступившем году будет прослеживаться тенденция на выдавливание с рынка. А точнее — их будут выкупать более крупные игроки.

В 2020 году много открытий ТРЦ было перенесено или заморожено. Тренд этого года — отложенное открытие новых торговых центров. На этот год запланирован рекордный объем ввода в эксплуатацию торговой недвижимости в одной только Москве — обещают без малого 1 млн м2 GLA (арендопригодная площадь. — Ред.). Однако я считаю, что из всех анонсированных ТЦ в этом году откроется не более 60%, но даже этот показатель однозначно превысит минувший год. Среди самых ожидаемых выделю такие торговые центры, как «Павелецкая Плаза», «Небо», «Флотилия», «Садовод», «София» и другие проекты ADG, Veer Mall, «Грозный Молл».

В этом году нас также ждет тренд на обновление концепций общепита. Вместо закрывшихся в период пандемии заведений появятся новые игроки, скорее всего, в формате фуд-холлов. Особенность этого года в том, что на смену разорившимся точкам в торговые центры придут не хорошо известные сети, а новички с интересными гастрономическими предложениями. На мой взгляд, это пойдет на пользу отрасли, хотя и потребует инвестиций в адаптацию имеющихся площадей.