Посещаемость торговых центров в целом по России в «черную пятницу» в этом году упала по сравнению с распродажей в 2018 году на 8,6%. При этом если сравнить трафик в «черную пятницу» в этом году с предыдущими выходными днями (22-24 ноября), то рост посещаемости в торговых центрах составил 17%.
По запросу MarketMedia.ru компания «АНТИвор» сравнила посещаемость 15 торгово-развлекательных комплексов и 12 розничных сетей в «черную пятницу» в 2018 и 2019 годах, вывела процентную разницу, после чего определила динамику по посещаемости.
На сколько упал средний чек в «черную пятницу» можно прочитать здесь.
«В целом видно, что «черная пятница» привлекает население. Трафик в ТРК на выходных 48-й недели (29 ноября — 1 декабря) по сравнению с выходными 47-й недели (22-24 ноября) вырос на 17%, что говорит об эффективности рекламной кампании, развернутой в этом году. Однако, если сравнивать прошлогодние показатели, посещаемость «черной пятницы» в этом году прилично упала. Это связано с тем, что среди населения доверие к скидкам сильно сократилось и покупатели мало верят в честность данного мероприятия. Если сравнивать две последние пятницы — 29.11 и 22.11, то регионы наиболее заинтересованы в «черной пятнице», чем Москва и Петербург: рост посещаемости в эти дни в регионах был больше на 4,5%, чем в двух столицах», — рассказал MarketMedia.ru Павел Бондаренко, директор департамента прямых продаж компании «АНТИвор».
По данным Watcom Group, показатель Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. м2 торговых площадей) на неделе «черной пятницы» (25 ноября — 1 декабря) в торговых центрах Москвы вырос на 0,5% по сравнению с предыдущей неделей, в Петербурге — на 4,4%, в Екатеринбурге — на 1%.
Как меняются свое поведение покупатели «черную пятницу» можно прочитать здесь.
Рост в этом году оказался значительно ниже 2018 и 2017 годов. Непосредственно в день «черной пятницы» и последующие выходные Shopping Index в московских ТРК в этом году упал по сравнению с распродажей 2018 года на 1%, в петербургских ТРК вырос на 1,1%, в Екатеринбурге рост был на уровне погрешности — 0,1%.
«В «черную пятницу» в этом году сильного роста не было. Трафик упал по сравнению с распродажей в прошлом году, соглашусь с «АНТИвором». И конверсия упала. В целом это логично. При высокой конкуренции многие играют на опережение и начинают скидки раньше», — сказал Андрей Павлов, основатель и президент группы ZENDEN, подчеркнув, что в его сети распродажа началась на неделю раньше официального старта «черной пятницы».
Почему «черная пятница» — пример иррационального поведения читайте здесь
Генеральный директор сети Macaronika Аркадий Штейн, у которого точки находятся в крупных петербургских и московских торговых центрах, ждал в «черную пятницу» наплыв покупателей и даже готов был увеличить число персонала. Однако, в этом году падение оказалось почти в два раза по сравнению с распродажей в прошлом году.
Мы тоже были вынуждены увеличить сроки проведения акции в офлайне до 2 недель, хотя в прошлом году «черная пятница» длилась неделю.
«Самое кардинальное отличие «черной пятницы» в этом году — это длительность акции. В прошлом году в онлайн акция захватывала одни выходные, а в офлайне длилась максимум неделю. В этом же году «черная пятница» у многих началась уже сразу после 11 ноября и очень сильно растянулась! Мы тоже были вынуждены увеличить сроки проведения акции в офлайне до 2 недель, хотя в прошлом году «черная пятница» длилась неделю. Наши показатели в офлайне лучше общей тенденции, но несколько хуже прошлого года», — рассказал MarketMedia Илья Ярошенко, президент одежной сети Baon.
В итоге в фирменной рознице Baon трафик вырос в этом году на 18%, в прошлом — на 22%. Выручка в эту распродажу увеличилась на 35%, в прошлую — на 40% по сравнению с обычными днями. В дисконтах и аутлетах сети прирост выручки составил 20% (в 2018-м был только 9%), но рост трафика значительно меньше: +15% и +27% в 2019-м и 2018-м соответственно. «Это меньше наших ожиданий, но при этом мы значительно увеличили оборот на наших онлайн-площадках. Прирост к прошлому году составил более 50%», — говорит Илья Ярошенко.
Массовые скидки вместо того, чтобы увеличивать продажи, по факту их уменьшают. Ретейлеры поделились со мной цифрами продаж. И вот что из них следует. На ноябрь выпали две глобальные распродажи («день холостяков» и «черная пятница»), которые к России не имеют никакого отношения, а мы, скопировав их без понимания сути этих маркетинговых ходов, иногда получаем обратный эффект.
Как обычно, перед такими глобальными скидками покупатель замирает в ожидании, прячет кошелек и кредитную карту поглубже, сидит в окопе и ждет скидочного залпа из всех шопинговых орудий — и вся торговля на 2 недели встает. Но приходят эти славные дни, которых ждал покупатель и продавец. В штуках, может, у вас и больше заказывают в этот день, но в абсолютных деньгах и марже продавец за месяц теряет из-за двухнедельных провалов продаж, которые сопровождают эти акции.
Еще более комичная ситуация с «черной пятницей». Если в Америке он приурочена ко Дню благодарения, когда люди традиционно дарят подарки другим и есть смысл усилить это скидками, то для нас это просто скидки в совершенно обычный для нас день. И опять та же самая картина, что и с «днем холостяков», за 2 недели до «черной пятницы» все продажи замирают, потом всплеск, который не покрывает падение продаж предыдущих 2 недель.
Когда начинаешь вглядываться в детали и искать неочевидные связи, то видишь совсем удивительную картину. Люди выпотрошили свои кошельки на Alibaba 11.11 (11 ноября), их покупки по почте подошли в аккурат к «черной пятнице», и они выстроились в очереди не в магазинах, а на «Почте России» за получением уже оплаченных покупок. У них даже физического времени может не быть пойти на «черную пятницу».
Не удивительно, что средний чек в России в «черную пятницу», по данным «Платформа ОФД», упал до 9,5 тыс. рублей. Это на 20% ниже, чем в те же дни неделю назад (22-23 ноября), а также на 14% меньше, чем во время распродаж в 2018 году.
Новогодние распродажи с начала 2000-х годов стали крупным всеобщим предновогодним марафоном. И подарков продавалась много, и закупались специальные подарочные коллекции и наборы и подарки покупателям и т.д. Когда мы перешли к первому этапу формирования цивилизованного ретейла и делали многие новации со вкусом и стилем, то маркетинговый календарь и кривая продаж в торговле в декабре были совсем другими.
Настроение было другое. С 15 до 24 декабря — первая волна продаж, а с 25-го по 31-е — новый всплеск продаж — просто мечта серфингиста! Шквал! И продавцы и ретейлеры 29-30-31 декабря были еле живые, но счастливые!
Всем офисом выходили в магазины помогать! Последние 9 лет пошел отлив. Абсолютно вялое начало декабря, рыхлая середина и быстрый конец. Смена сезонности в сезоне и в декабре. Но все зависит от ассортимента. Ретейл — для всех разный...
«Черная пятница», «день холостяков» подкашивают предновогодние продажи, и все это на фоне падения общей покупательной способности. В хорошее время, когда покупательная способность растет, то, может, и пять «черных пятниц» было бы уместно, но сейчас нужно быть очень осторожным с такими акциями.