Аналитики IT-компании «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных России, обрабатывает в онлайн-режиме данные более 900 тыс. касс по всей стране) проанализировали первые 2 дня массовой распродажи «черной пятницы». В этом году она началась 29ноября, в прошлом — 28 ноября. Сравнив первые 2 дня распродаж, выяснилось, что средний чек покупки в этом году на 14% ниже (9510 рублей), чем в дни распродаж «черной пятницы» прошлого года.

Примечательно, что средний чек в первые 2 дня распродаж оказался ниже на 20%, чем неделей ранее. Это говорит о том, что люди не ждали старта «черной пятницы», тем более что во многих офлайновых магазинах скидки начались еще за неделю-полторы до часа икс.


Как депутаты хотят отрегулировать проведение распродаж в России можно прочитать здесь.



Однако число покупок за 29-30 ноября 2019 года по сравнению с аналогичным периодом «черной пятницы» 2018-го выросло на 15%, а общий объем затрат россиян в эту «черную пятницу» вырос на 11%, свидетельствуют данные «Платформы ОФД».

Вырос интерес к онлайн-информации о продажах и работе касс со стороны ретейлеров (проверка работы касс и продаж в личном кабинете ОФД). Дмитрий Батюшенков, директор по продуктам на данных IT-компании «Платформа ОФД», отметил, что в дни «черной пятницы» объем визитов ретейлеров в личный кабинет ОФД вырос по сравнению с обычными днями на 18-20%. Смотрят в онлайн-режиме, какова выручка, средний чек, работоспособность касс, выгружают отчеты о переданных чеках и продажах (мониторинг текущих продаж для руководства и аналитиков).

Регионы лидируют

Многие крупные ретейлеры уже отчитались об итогах продаж в период «черной пятницы». Распродажа в интернет-магазине «Детского мира» проходила с 25 ноября по 1 декабря. За все время акции в интернет-магазине было продано 519 тыс. заказов на сумму более 901 млн рублей, что на 50% больше продаж «Черной пятницы» 2018 года. Наиболее популярными покупками стали подгузники и игрушки. Пик продаж пришелся на пятницу, 29 ноября, в этот день было совершено 126 тыс. заказов более чем на 260 млн рублей. 


Как меняли свое поведение покупатели в "черную пятницу" в предыдущие годы можно прочитать здесь.


В Wildberries за время акции (с 22 ноября по 1 декабря) было оформлено более 10 млн заказов, что в 5 раз выше по сравнению с прошлогодними итогами. В главный день распродажи, 29 ноября, было сделано более 1 млн заказов. Всего за весь период распродажи заказано товаров до 33 млрд рублей (не все заказы еще выкуплены), это втрое больше по сравнению с аналогичными днями 2018 года.В топ-10 самых популярных товаров в интернет-магазине вошли платья, ботинки, пуховики, роботы-пылесосы, смартфоны, конструкторы, телевизоры, наушники, туалетная вода, книги. Wildberries решила продлить акцию до 4 декабря.

У Ozon нынешняя «черная пятница», так же как и у Wildberries, стала рекордной. Оборот от продаж вырос в 2,3 раза, а количество заказов — в 2,5 раза относительно «черной пятницы» 2018 года. В этом году Ozon проводил акцию с 25 ноября по 1 декабря. 

В компании отмечают, что в этом году средний чек оказался ниже 2018 года на 6% и составил 2675 рублей. В Ozon снижение среднего чека связывают с большим количеством новых клиентов на площадке, которые начинают покупки с меньших сумм. «В этом году самое активное участие в «черной пятнице» принимали жители регионов, где, как известно, выбор в офлайне ограничен, а онлайн-площадки как раз открывают доступ к ассортименту из миллиона товаров. Так, по сравнению с «черной пятницей»— 2018 в этом году в Новосибирске было оформлено в 4,5 раза больше заказов, в Краснодаре — в 3 раза и в Екатеринбурге — в 2,7 раза», — отметили в пресс-службе Ozon. 

По данным онлайн-площадки «Настоящая черная пятница» (участвовало 100 сетей), более 50% трафика на сайт осуществлялся с мобильного телефона. Самые активные посетители среди мобильной аудитории — владельцы смартфонов Samsung (14,4%), Apple (9,4%), Huawei (7,48%) и Xiaomi (7,44%). 

В акции на площадке blackfridaysale.ru участвовало 200 магазинов. Среди них самыми популярными стали «Эльдорадо», Ozon, OBI, Samsung, «Ситилинк», «Золотое яблоко», «Беру», «Связной». Самыми активными были покупатели в возрасте 25-34 лет (37,7%), посетителей в возрасте 45 лет и старше было 16,1%.

Среди популярных запросов в поиске на сайте blackfridaysale.ru: 

  • Телевизоры
  • iPhone
  • Ноутбуки
  • AirPods 
  • Xiaomi
  • PS4
  • Планшеты
  • Электронные книги

Платежная система «Мир» провела исследование среди россиян, держателей банковских карт (всех платежных систем, только межбанковские операции), которое показало, что в эти дни покупатели традиционно чаще всего приобретали одежду. Количество операций в этой категории увеличилось на 28% по отношению к первой пятнице ноября. Впрочем, в прошлом году этот рост был гораздо более «взрывным» и составлял 64%. Второе место по количеству операций в «черную пятницу» заняла категория «розничные непродовольственные магазины» - в первую очередь благодаря покупкам в известных китайских онлайн-ретейлерах, рост в этой категории составил 83%. Замыкают тройку магазины косметики (рост количества операций на 40%).

Самый большой рост с точки зрения объема операций был также зафиксирован на покупках одежды. Разница между общей суммой потраченных средств в обычные выходные и в «черную пятницу» составила более 2,6 млрд рублей. Следом за одеждой следует бытовая техника (2,4 млрд рублей разницы) и косметика (1,3 млрд рублей разницы).


Пессимизм

Компания Watcom, которая измеряет покупательский трафик в торговых центрах России, аналитику за прошедшую неделю предоставит в четверг.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов сообщил, что общий оборот «черной пятницы» в Интернете побил прошлогодний рекорд: россияне совершили онлайн-покупок (выкупленных заказов) на 22,3 млрд рублей против 17,4 млрд в 2018 году. «Основной причиной роста является все большее распространение акции, компаний,которые в той или иной степени присоединяются к «черной пятнице»,становится все больше, сейчас проще пересчитать магазины, в которых она не проходит, чем те, которые подготовили скидки», — отметил Артем Соколов.

Причем, по данным АКИТ, около трети всех онлайн-продаж в «черную пятницу» (от 22,3 млрд рублей) пришлось на AliExpress Россия. Как уточнили в самой компании, продажи в этот период распродаж на AliExpress стали рекордными за все время существования платформы —на 60% выше, чем годом ранее. 

Однако не все ретейлеры считают целесообразно участвовать в этой распродаже. Например, директор по развитию сети магазинов по продаже товаров для хобби и творчества «Леонардо» Борис Кац не видит смысла участия в «черной акции», так как скидка 20% не будет мотивировать людей приезжать специально за условной катушкой ниток или пакетиком бисера.

Немало гуляет в соцсетях и разоблачительных видео покупателей, где снимается наклейка с акционной ценой, а под ней указана более ранняя цена, которая ниже распродажной. Этим грешат как онлайн-продавцы, так и физические магазины.

По данным платежной системы «Мир», несмотря на то, что только 12% жителей страны никогда не слышали о «черной пятнице», многие не воспринимают ее как реально выгодное предложение. А 66% опрошенных думают, что перед распродажей продавцы специально завышают цены, 62% уверены, что во время акции многие реализуют неликвидный и залежавшийся товар, а на хорошие товары скидок не делают, 71% респондентов считает, что данная акция создана лишь для того, чтобы привлечь покупателей в магазины. 




В США, на родине «черной пятницы», ажиотаж снижается. Распродажи во многих магазинах также начались ранее официального старта, из-за чего предпраздничные покупки стали совершать с начала ноября. Драки и давка перед входом в ожидании открытия магазинов с развитием онлайн-торговли, по всей видимости, остались в прошлом. По данным JLL, трафик в этом году в американских ТРК снизился на 40%, сообщил Bloomberg.

Зато в интернет-магазинах в «черную пятницу» жители США потратили $7,4 млрд, это на 19,6% больше по сравнению с годом ранее, подсчитали в компании AdobeAnalytics. С 1 по 27 ноября в Интернете американцами было потрачено $53 млрд, что на 16,1% больше, чем за тот же период 2018 года. Рост покупок через смартфоны вырос на 49,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.