Ретейлеры иронизируют по поводу распродаж и говорят, что в стране не «черная пятница», а сплошной «черный ноябрь». Мало того что распродажи идут в течение года, так еще и 11 ноября ретейлеры устроили «Всемирный день шопинга» (аналог китайского праздника «День холостяков»), и вот —«черная пятница»(BlackFriday).

Справка

Грандиозная история распродаж под названием BlackFriday берет начало в США, а сегодня она проходит во всем мире. Событие стартует в пятницу после Дня благодарения в США. День благодарения приходится на четвертый четверг ноября, поэтому «черная пятница» проходит с 23 по 29 ноября. С нее начинается традиционный рождественский сезон распродаж в магазинах. Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке, а термин «черная пятница» появился в 1960-х годах.



Конечно, логично, чтобы акция, имеющая в названии пятницу, начиналась именно в этот день. Но, похоже, не в России. Две онлайн-площадки, на которых проводятся распродажи,— www.blackfridaysale.ru «Черная пятница» и b-friday.com «Настоящая черная пятница» — объявили старт в разное время. На первой акция уже идет с 00 часов 28 ноября, на второй — все начнется с 00 часов 29 ноября, в пятницу. Некоторые офлайн-ретейлеры вообще начали распродажи за неделю-полторы до грядущей пятницы.

История «черной пятницы» в России
В России масштабная организованная распродажа под названием BlackFriday проводится всего несколько лет. Первым ее провело в ноябре 2013 года ООО «БлэкФрайдэй», принадлежащее Владимиру Киму, на онлайн-площадке www.blackfridaysale.ru



Однако первая распродажа прошла не очень удачно, сайт «рухнул» и «лежал» несколько часов, поэтому ретейлеры не могли продавать, а покупатели жаловались на искусственные скидки. В 2016-м появилась альтернативная площадка b-friday.com «Настоящая черная пятница», которую поддержали Российская ассоциация электронной коммерции, Региональный общественный центр интернет-технологий и Ассоциация компаний интернет-торговли. В прошлом году на blackfridaysale.ru свои товары распродавали более 250 сетей, в этом ожидается примерно столько же,на b-friday.com в 2018 году работали около 100 розничных сетей, в этом году ожидается примерно столько же.

«Еще 6-7 лет назад о термине «черная пятница» в России знали только гики и постоянные покупатели зарубежных онлайн-магазинов, совершавшие в дни рождественских распродаж покупки, как правило, техники и одежды. Сегодня благодаря активному маркетинговому продвижению и разъяснительной работе термин BlackFriday, или «черная пятница», и период этой распродажи известны жителям не только городов-мегаполисов, но и отдаленных регионов России», — говорит организатор «Настоящей черной пятницы» Мария Комендантова.



Не последнюю роль в этом сыграла история с товарным знаком. Права на бесплатное использование термина BlackFriday, или «черная пятница», сообщество ретейлеров в России отстаивало несколько лет. Дело в том, что ООО «БлэкФрайдэй» в 2015 году зарегистрировало товарный знак BlackFriday, под охраной был и перевод «черная пятница». После этого компания, как писали СМИ в то время, начала рассылать претензии в адрес магазинов, которые проводили предрождественскую распродажу с использованием этого названия. 

Владелец товарного знака направлял иски в суд о запрете использовать спорное обозначение и выплатах денежной компенсации в свою пользу. АКИТ и представители крупных торговых сетей несколько лет добивались через суд отмены права на регистрацию товарного знака. В итоге в 2017 году ФАС установила, что ООО «БлэкФрайдэй» незаконно присвоило исключительные права на торговый знакBlackFriday. А в феврале 2018 года Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию ФАС о недопустимости регистрации товарного знака BlackFriday.

Пижама для кота и массажер для пяток
В этом году, согласно опросу Райффайзенбанка, распродажами в «черную пятницу» воспользуется 63% россиян (опрошено более 2 тыс. человек).Заранее к акциям почти никто не готовится, хотя 60% респондентов все же просматривают выгодные предложения онлайн. Более 40% респондентов готовы потратить более 10 тыс. рублей на распродажах. Женщины в среднем активнее как покупатели, чем мужчины. 

В список необдуманных покупок попали арбалет, гамак, рога Малефисенты, чеснокодавилка, ласты, самовар, пижама для кота и массажер для пяток.



По данным компании «Битрикс 24», 57% россиян (опрошены 1 тыс. россиян) не верят в скидки на товары во время «черной пятницы». Вместе с тем 70% жителей страны все равно планируют совершать покупки в период предстоящей акции. 38% опрошенных заявили, что планируют потратить до 5 тыс. рублей в эти дни, 27% готовы потратить 10 тыс. рублей и только 5% готовы к расходам до 100 тыс. рублей.  

Почти 61% опрошенных Райффайзенбанком уверены в необходимости всех вещей, купленных в «черную пятницу». Жалеют же обычно больше всего о «повторной» технике, то есть втором пылесосе/холодильнике/мультиварке, одежде меньшего размера, карнавальных костюмах и секс-игрушках. В список необдуманных покупок попали арбалет, гамак, рога Малефисенты, чеснокодавилка, ласты, самовар, пижама для кота и массажер для пяток. 


На сайте b-friday.com написано, что во время «черной пятницы» 2016 года самым продаваемым товаром стал зеленый горошек. В тот день было продано 13 тыс. банок.

Кстати, в США, согласно отчету PwC за 2019 год, «черная пятница» для населения перестала быть событием мирового масштаба, определяющим экономику страны. Ее популярность среди американцев падает. Если в 2015 году 59% населения делали покупки в «черную пятницу», то в 2019 году число планирующих делать покупки снизилось до 36%. 


Какой рост у ретейлеров
В России в период «черной пятницы» продажи отдельных категорий товаров у онлайн-ретейлеров вырастают в разы. 

Павел Кобелев, руководитель направления промо в Ozon, говорит, что в прошлом году в «черную пятницу» на сайте среднее число заказов в день было в 2,1 раза выше «обычного» дневного показателя. В середине ноября компания доставляла свыше 65 тыс. заказов в сутки, а на второй день «черной пятницы» этот показатель превысил отметку 100 тыс., а в категории «Одежда» был абсолютный рекорд дневной выручки — продажи выросли на 400% относительно среднего дневного показателя. А что касается максимального чека в прошлогодней распродаже, то он составил 279 889 рублей и был сделан в Московской области.

Справка

National Retail Federation США прогнозирует рост розничных продаж (без учета продаж автодилеров, АЗС и ресторанов) в ноябре и декабре на 3,8-4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Потребители планируют потратить в среднем $1048, что на 4% больше, чем они планировали потратить в 2018 году. 

Ожидается, что общие расходы составят от $727,9 млрд до $730,7 млрд. Эти цифры включают как онлайновые, так и офлайновые продажи. На праздничные продажи приходится до 20% годовых розничных продаж, но для некоторых розничных продавцов эта цифра может быть выше. В магазинах хобби, игрушек и игр самая высокая доля — около 30%.



Общая продолжительность разговоров call-центров Lamoda только за один день «черной пятницы» в прошлом году составила 2808 часов, это примерно 117 дней.



Пол Роговски, управляющий директор по операциям Lamoda Group, отмечает, что «черная пятница» — одно из главных событий года для компании и продажи в этот период бьют рекорды. «За 6 лет, в течение которых проводятся «черные пятницы» на Lamoda, мы наблюдаем огромный рост популярности акции. С 2013 года нагрузка на собственную логистику в этот период выросла почти в 80 раз. Если в 2013 году «черная пятница» длилась всего день, то сегодня инфраструктура подвержена пиковым нагрузкам в течение 4-5 дней», — отмечает топ-менеджер. 

Из наиболее запоминающихся фактов за последние 2 года в LamodaGroup выделяют максимальную скидку в заказе 2017 годав размере 91%, а в 2018 году за период «черной пятницы» общий вес доставленных заказов превысил 700 тонн. Общая продолжительность разговоров call-центров Lamoda только за один день «черной пятницы» в прошлом году составила 2808 часов, это примерно 117 дней.

В пресс-службе Wildberries сообщили, что традиционно пользоваться наибольшим спросом, как и в прошлом году, будут одежда, обувь, электроника, а также бьюти-товары. Интернет-магазин обещает, что скидки будут достигать 95% на все категории товаров без исключений.



Совладелец сети гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич рассказала, что компания впервые провела «черную пятницу» в 2017 году и только для интернет-магазина. Скидка была 10% на весь ассортимент. И за тот период выручка онлайн-платформы «Максидома» увеличилась в 10 раз по отношению к безакционному прогнозу. В 2018 году компания подключила офлайновые магазины. 

«Как и ожидалось, из-за этого пострадал интернет-магазин: его выручка снизилась на 30% по сравнению с прошлым годом, несмотря на возросший трафик до 25%. Мы наблюдаем ROPO-эффект: 44% покупателей выбрали товар на сайте, но прибрели его в гипермаркете. Это может говорить о том, что нашей ЦА все еще привычнее классический формат похода в магазин. Таким образом, офлайновые магазины показали рост на 68%», — уточнила Мария Евневич, подчеркнув, что общий прирост выручки в «черную пятницу» в 2018 году составил около 40% по отношению к предыдущей аналогичной акции. При этом растет не только объем продаж, но и валовая прибыль.



«В прошлом году мы видели активный рост спроса на автотовары и электроинструмент, которые по популярности обогнали женскую одежду и аксессуары. Мы связываем это с тем, что часть женской аудитории могла воспользоваться скидками в физической рознице и ТЦ, многие из которых также присоединились к «черной пятнице», — говорит Мария Комендантова.

Продажи на сайте детских товаров Helptomama.ru в этот период на 70% выше средних. Лидеры продаж — товары постоянного спроса (подгузники и детские смеси). Количество позиций в чеке не выше среднего, а сам средний чек на 2-3% выше по сравнению с обычным, отметили в компании.

Горячая пора и у курьерских служб, доставляющих онлайн-заказы. Максим Толстобров, коммерческий директор СДЭК, говорит, что в день начала распродажи количество заказов в компании увеличивается на 70% от стандартного объема. В последующие дни «черной пятницы» прирост держится на отметке 40-50%.

Растет ли число возвратов после «черной пятницы»?
Светлана Харабурова, коммерческий директор ООО «БлэкФрайдэй», отмечает, что официальной статистики по числу возвратов покупок, совершенных в период «черной пятницы», в ее компании нет, но по словам магазинов — участников акции, процент отмен по заказам, оформленным в период действия акции, увеличивается от 2 до 9% в зависимости от товарной категории.

Число возвратов в период «черной пятницы» увеличивается. Это обратная сторона эмоциональных покупок, когда клиенты видят большую скидку и берут вещь, которую изначально не планировали покупать.



Мария Комендантова говорит, что процент возвратов в эти дни в норме, никаких серьезных отклонений вверх или вниз от среднегодового он не демонстрирует. 

При этом Максим Толстобров замечает, что число возвратов в период «черной пятницы» увеличивается. Это обратная сторона эмоциональных покупок, когда клиенты видят большую скидку и берут вещь, которую изначально не планировали покупать, поясняет он.

«Каких-то аномалий с возвратами в период подобных акций не происходит. Но есть некоторые особенности e-commerce: например, показатель выкупа оформленных заказов. В «черную пятницу» он значительно выше среднего по году. Это говорит о большей мотивации людей приобрести товары с хорошей скидкой. Особая активность покупателей приходится на конец акции. Они штурмуют сайт и оформляют заказы в последние минуты, чтобы зафиксировать скидку. Оплатить и забрать заказ они могут в течение срока хранения товара при самовывозе. У нас он составляет 5 дней», — говорит Мария Евневич. 

В целом эксперты отмечают, что россияне стали гораздо опытнее в вопросе оценки акционных предложений, многие заранее планируют свои покупки в «черную пятницу» и мониторят цены на интересующие их товары.