Обувной рынок — третий по объемам продаж потребительский рынок в стране после продуктов питания и одежды. Как сообщила на Неделе российского ретейла генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова, сейчас на рынке присутствует 1400 обувных компаний, которые продают 600 млн пар обуви в год.

Около 85% обуви составляет импорт. В 2018 году было импортировано обуви на $3,43 млрд. По сравнению с 2017 годом прирост составил 8%, а по сравнению с 2016 годом — 45%. Тройка основных стран — экспортеров обуви в Россию не меняется уже много лет. Основным поставщиком обуви в Россию является Китай (на него приходится почти 52% импорта), на втором месте — Италия (11%), на третьем — Вьетнам (9,2%).

Динамика импорта обуви в РФ, $ млрд

По оценке Национального обувного союза, нелегальный рынок обуви превышает 60%. Но исправить ситуацию в сегменте должна маркировка обуви, которая с 1 июля этого года становится обязательной. «Товару уже присвоено 65 млн кодов. Это безумный объем. Но мы в самом начале пути», - говорит Наталья Демидова. 

Она напомнила, что маркировка — сложный интеллектуальный продукт. «Но без нее нелегальный рынок не победить. Существующая система проверок в стране не работает. А это большая беда, из которой вытекает проблема коррупции, которая поразила наш рынок снизу доверху. Те, кто возит и продает свой товар нелегально, «дают на лапу» по всей вертикали", - говорит она. 

Эта ситуация, по мнению эксперта, делает невозможной здоровую конкуренцию в сегменте. «Легальный товар стоит значительно дороже контрафакта, за который не платят таможенные пошлины, НДС и другие налоги. И ситуация развращает всех. Поэтому мы возлагаем большие надежды на маркировку. Я уверена, что она оздоровит рынок и идеологически, и практически», — заявила Наталья Демидова.

Какие трудности испытывает обувной рынок России, можно прочитать здесь.



По ее словам, нелегальный рынок тоже это понял и «решил перед смертью надышаться».

«Если мы в самом начале работы по маркировке оценивали нелегальный рынок в 35-40%, то сейчас видим, что продавцы со смешными ценами на обувь растут по всей стране как грибы. Это какая-то агония», — заявила она. Наталья Демидова призвала обувщиков, несмотря на все сложности процесса, относиться к маркировке терпимо.

«Надо помнить, что у государства нет задачи перекрыть рынок и всех посадить. Наша задача — создать условия для того, чтобы светлое будущее, где все будут работать легально, наступило уже на нашем веку. Ясно, что 100%-ной белизны рынка не добьемся (даже в Европе доля нелегальной обуви составляет 5-7%), но к этому надо стремиться. Призываю всех производителей и продавцов — каждого на своем месте — воспринять систему маркировки и относиться к ней как к нашему помощнику, а не как к помехе», — заявила Наталья Демидова.

Готовы ли к маркировке участники обувного рынка, можно прочитать здесь.



Она добавила, что особенностью маркировки обуви является маркировка так называемых остатков. «Если прокисшее молоко не маркируют, то нашу продукцию — даже очень. И остатки в обувном сегменте большие. Для их маркировки малым и средним компаниям нужны специалисты, которых на рынке немного. Как быть — вопрос серьезный. Он месяцами обсуждается. Но окончательный ответ пока не прозвучал», — заключила Наталья Демидова.

Каким будет экономический эффект для госбюджета от маркировки 10 групп товаров, читайте здесь.