По данным экспертов ГК «Пилот», необходимое кассовое оборудование, установленное на производстве и в магазинах, у 60% респондентов не готово к старту маркировки.

С кассовым программным обеспечением дела обстоят еще хуже: 80% опрошенных участников рынка пока не модернизировали софт согласно требованиям маркировки обуви. Лишь у 10% с этим аспектом проблем нет. Еще столько же респондентов пока не проверяли, могут ли их кассовые решения расшифровывать коды DataMatrix и отправлять считанную информацию во внутренние информационные системы.

Каким будет экономический эффект для экономики России от внедрения маркировки 10 групп товаров, читайте здесь



Но гораздо больше тревоги вызывает то, что игроки рынка не готовы к внедрению поштучного учета маркированного товара. Все участники опроса признались, что у них пока не налажен этот процесс. Раньше производителям, дистрибьюторам и ретейлерам не приходилось учитывать движение каждой единицы товара. Вместо этого информационные системы, отвечающие за производство, хранение и логистику, вели учет товаров по количеству и артикулам. А маркировка обуви подразумевает появление поштучного учета на основе уникального кода. Поэтому приходится менять бизнес-процессы, чтобы вести учет каждой пары обуви.



Выгрузка заказанных марок из личного кабинета Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, единый оператор проекта по маркировке товаров в РФ) пока тоже вызывает затруднения у бизнеса. Треть опрошенных респондентов рассказали, что делают это вручную. И процесс они назвали крайне трудным. А остальные участники исследования пока даже не тестировали выгрузку марок.

Какие трудности испытывает обувной рынок России, можно прочитать здесь



Наше исследование подтвердило уже витавшее в воздухе предположение: ретейлеры недостаточно осведомлены о том, как их затронет обязательная маркировка обуви. Они недооценивают ее влияние на их бизнес. Поэтому не спешат к ней готовиться. Пока ситуация не патовая: еще не закончился пилотный эксперимент, еще остается время подготовиться к маркировке. Но откладывать эту работу на завтра уже нельзя. Иначе придется сломя голову выбирать оборудование и модернизировать программные решения. 

Как показала практика ФЗ-54 (о применении контрольно-кассовой техники), это приводит к двойной потере денег. Тогда ретейлеры тоже в спешном порядке закупали кассы, а спустя год начали ее менять, так как приобретенное оборудование оказалось ненадежным и не соответствовало бизнес-задачам магазинов. Поэтому я рекомендую всем игрокам, которых затронет маркировка обуви, уже сейчас внимательно изучить связанные с ней материалы, понять, что предстоит изменить, или докупить под ее требования. Также советую держать руку на пульсе и тем компаниям, чья продукция (одежда, парфюмерия, лекарства, шины, фотовспышки) попадет под маркировку чуть позже. Многое о подготовке к этой реформе можно узнать уже сейчас.

Нужно также проделать дополнительную работу не только ретейлерам, но и властям. Хотелось бы, чтобы законотворцы как можно скорее доработали требования маркировки — например, сейчас не до конца понятно, как нужно будет маркировать возвращенную покупателями обувь с поврежденными кодами DataMatrix.