Общая выручка топ-100 продуктовых сетей России в 2019 году, по оценке INFOLine, превысила 6,7 трлн рублей. В том числе выручка топ-10 игроков оказалась больше 5,2 трлн рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 9,8%. Таким образом, на первую десятку игроков рынка пришлось 32,8% российской розницы в 2019 году (ее совокупный объем оценивается в 15,8 трлн рублей), а общая доля топ-100 составила 42% рынка. Такие данные на продовольственном форуме «Поставщик в торговые сети» в рамках выставки «Продэкспо-2020» привел генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Общее количество магазинов первой сотни крупнейших продуктовых сетей страны, по его данным, по итогам года превысило 78 тыс., а их общая площадь составила почти 30 млн м2. Из них 55 тыс. магазинов общей площадью около 22 млн м2 пришлось на топ-10 игроков.  

По словам Ивана Федякова, консолидация отрасли растет. «Совокупная выручка 90 крупнейших продуктовых сетей страны, занимающих в топ-100 по итогам 2019 года строчки с 11-й по 100-ю, оказалась меньше, чем выручка лидера рейтинга Х5 (1,7 трлн рублей против 1,5 трлн рублей. — Ред.). В 2020 году, я думаю, «Магнит», у которого по итогам 2019 года оборот составил 1,4 трлн рублей, дорастет до размера Х5. Хорошие шансы переступить порог 1 трлн рублей и у «Дикси», объединенной с «Бристолем» и «Красным&Белым». Сейчас это третий по величине игрок с хорошими темпами роста, который будет вносить неопределенность в рынок. Как стратегически будет развиваться этот союз — пока не все ясно, но интересно за ним понаблюдать», — говорит Иван Федяков.

По данным INFOLine, лидеры отрасли очень сильно оторвались от остальных игроков. «Но списывать со счетов компании второго эшелона не стоит. Именно там находятся самые быстрорастущие бизнесы — претенденты на попадание в топ-10 по итогам 2020 года. В их числе сети «ВкусВилл» (оборот в 2019 году — 85 млрд рублей, рост на 55%), сеть «Ярче!» (оборот — 70 млрд рублей, рост на 23%), сеть «Spar Миддл Волга» (оборот — 63 млрд рублей, рост на 27%)», — прогнозирует Иван Федяков.

Парадигма развития ретейла в России, по его словам, остается экстенсивной, то есть через открытие новых магазинов. По данным INFOLine, все сети, входящие в топ-10 отечественной розницы (за исключением «Ашана»), в 2019 году открывали новые магазины: «Магнит» вырос на 2377 точек, увеличив торговую площадь на 12,7%, Х5 — на 1866 магазинов (рост площадей на 12%), «Дикси» (объединенная с «Бристолем» и «Красным&Белым») — на 1315 (площади увеличились на 5%). Лишь «Ашан» закрыл три магазина и сократил площади на 1,5%.

«Да, темпы развития розничных сетей не столь высоки, как раньше. Но ведь и база высокая. Не думаю, что в ближайшее время кто-нибудь повторит подвиг сети Х5, которая за 2018 год открыла по стране 1 млн м2 торговых площадей. Тем более что в отдельных регионах консолидация отрасли аномально высока. Например, в Петербурге доля топ-10 ретейлеров превышает 80%», — отмечает Иван Федяков.

Руководитель направления по развитию бизнеса компании Nielsen Светлана Боброва отмечает, что в российской экономике с 2017 года нет динамики. «Расти в этой плоской экономике сложно. Ретейлерам приходится креативить. Кто-то уходит в ценовые инструменты, занижая маржу. А кто-то играет с новинками, форматами, интересными предложениями и лояльностью потребителей», — говорит она.

По ее словам, консолидация — главный вызов для отечественной розницы, в том числе для мелкой, которая от этого сильно страдает. А основная проблема розницы, по ее словам, снижение маржинальности на фоне консолидации. «Что не дает расти марже? Промо! Это болезнь нашей розницы, которая много лет не лечится. Мы об этом говорим с 2014 года. Но в прошлом году только две категории товаров — стиральные порошки и кондиционеры для белья, — перенасыщенные промо (доходило до 83%), сократили его долю на 1%. Но одномоментно отказаться от промо невозможно. В этом случае высок риск потерять долю рынка», — заключила Светлана Боброва.