По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи выросли на 14%. Почти 70% от этого объема приходится на розничные продажи, они увеличились с 372 млрд до 396 млрд рублей. Зато сегмент госзакупок за тот же период рос более быстрыми темпами: со 127 млрд до 174 млрд рублей.

За 5 месяцев этого года было продано 2,34 млрд упаковок, из них 2,04 млрд штук купили в аптеках и 300 млн упаковок было реализовано через централизованные закупки за счет бюджета.
«С одной стороны, наблюдался несомненный рост (+14%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А с другой — нельзя было не отметить, что фармацевтический ретейл продолжает сдавать свои позиции. Это объясняется в том числе снижением покупательной способности наших граждан, вынужденных урезать свои расходы на лекарства. В то же время государственный сегмент демонстрирует стабильный рост», — отмечают аналитики AlphaRM. По их прогнозам, подобная тенденция с очень большой вероятностью сохранится, что связано с лекарственным обеспечением в рамках федеральных и региональных целевых программ здравоохранения.



По данным DSM Group, совокупно за 5 месяцев потребление лекарственных средств через аптеки достигло 2,1 млрд упаковок, что на 3,7% меньше, чем в 2018 году. Средняя стоимость упаковки лекарств в мае 2019 года уменьшилась на 1,5% по сравнению с апрелем и составила 192,2 рубля. Если сравнивать среднюю стоимость упаковки лекарств в текущем месяце 2019 года с маем 2018 года, то следует отметить увеличение цены на 4,2%.

В июле начинается регистрация аптек и медицинских организаций в системе «Честный ЗНАК» для работы с препаратами из перечня высокозатратных нозологий, маркировка станет обязательной для таких лекарств с 1 октября 2019 года. Производители лекарств сообщали, что введение маркировки обходится им в 100 млн рублей. По прогнозам, себестоимость одной упаковки лекарства возрастает на 80 копеек, и на 1,3 рубля — с учетом стоимости криптокода.

 

Подробнее о маркировке товаров читайте здесь




Мы видим печальную тенденцию по снижению покупательной способности населения. У людей остается все меньше и меньше денег, они начинают экономить на лекарствах и меньше покупают в аптеках. Такую тенденцию, когда люди начинали экономить на лекарствах, мы уже видели в 2014 году. Когда человек из пяти-шести препаратов, которые он должен принимать, начинает выбирать и покупает только самые жизненно необходимые. Вместо шести только три, а то и два. То есть идет сокращение продаж в упаковках. Кроме сокращения количества лекарств, люди переходят на более дешевые препараты, сокращается средний чек, и это все отражается на рынке.

Лето в этом году хорошее, погода теплая, роста заболеваемости нет. Мы зафиксировали падение продаж в мае и продолжающийся тренд по снижению продаж в июне. В июле и августе показатели вряд ли будут высокими. Оптимистичный прогноз на этот год — рост фармацевтического рынка по итогам года не более 2-4%. Но этот рост в рублях за счет инфляции.

Что касается розничного сегмента рынка, в 2019 году мы ожидаем рост в пределах 5-7%, преимущественно за счет инфляционного фактора. Доходы населения в текущем году продолжают показывать отрицательную динамику, что не способствует положительным прогнозам на год. Очевидно, что в потребительском поведении сохранится тенденция к экономии, что может вызывать своего рода розничное импортозамещение, то есть переход на более дешевые препараты. Если говорить об аптечном сетевом сегменте, то за последний год доля топ-100 сетей выросла более чем на 10% (по итогам I квартала 2019 года на них приходится уже практически 78% коммерческого фармрынка). Очевидно, данная тенденция по консолидации сегмента будет продолжаться, так как и сейчас мы видим периодические покупки крупными сетевыми ретейлерами небольших локальных игроков.