В первом полугодии 2019 года россияне сделали 190 млн заказов в российских онлайн-магазинах на 730 млрд рублей. При этом число заказов выросло на 44% год к году, а объем продаж в деньгах — на 22%. Такая динамика по росту заказов стала самой высокой в истории российского онлайн-рынка, отметили в Data Insight. При этом исследовательская компания пересмотрела свой прогноз по объему рынка e-commerce и ожидает по итогам 2019 года 1,6 млрд рублей против ранее названных 1,3 трлн рублей. Рост количества заказов по итогам года увеличится на 44% по сравнению с 2018 годом. В прошлом году объем онлайн-рынка в России составил 1,150 трлн рублей.

По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля e-commerce в общем обороте розничной торговли в 2019 году вырастит по сравнению с 2018 годом с 5,3 до 6,9%. АКИТ пока сохраняет прежний прогноз на этот год по объему рынка e-commerce: рост 32,5%, до 2,2 трлн рублей. «Но посмотрим, как пройдут предновогодние продажи. Для онлайна это всегда самый жаркий период», — говорит Лия Левинбук, вице-президент АКИТ.

Помог малый бизнес
В АКИТ отмечают, что значительную долю в развитие рынка внесли малые и средние онлайн-продавцы, развивающие бизнес в регионах. Они в 2018 году заработали в Интернете примерно 380 млрд рублей самостоятельно и еще около 100 млрд рублей опосредованно через онлайн-площадки, такие как Ozon, Wildberries и др. То есть это примерно 29% рынка. В АКИТ предполагают, что в 2019 году доля малого и среднего бизнеса в общем обороте e-commerce сохранится примерно на этом же уровне.

«Рынок всё больше консолидируется в сторону крупных игроков. Чтобы среднему или небольшому магазину закрепиться на нем, необходимо осваивать полезные для покупателя компетенции: уходить в ниши, оказывать персональный сервис, давать то, чего не будет в крупном бизнесе. В e-commerce будут происходит такие же события, как и на FMCG-рынке (федералы будут поглощать локальные компании), поэтому с приходом крупных игроков небольшим магазинам необходимо менять формат», — считает руководитель направления «Ключевые клиенты» логистической компании «СДЭК» Виктор Соловьев.

В ожидании легализации
Одна из тенденций этого года — бум продаж продуктов питания в онлайне. Пока этот сегмент в e-commerce небольшой — 1,7-2% в 2018 году. Но в ближайшие пару лет рынок вырастет в разы, прогнозируют эксперты.

Виктор Соловьев говорит, что кроме техники и сегмента fashion выросла популярность товаров для здоровья (например, заказ лекарств в аптеках) и доставки продуктов питания.

 «Легализация продажи лекарств и алкоголя — одно из ожиданий рынка. Основные игроки на рынке уже создали соответствующие разделы на своих сайтах», — отмечает Лия Левинбук.

О том, как лидеры российской онлайн-торговли будут расширять свой ассортимент за счет фармпрепаратов и спиртного, можно прочитать здесь.

 



Покупатель 2019 года имеет более широкий возрастной диапазон, чем ранее. «Это и пенсионер Москвы, Петербурга или крупных городов России, и взрослеющий представитель поколения Z. Увеличилось количество покупателей из отдаленных регионов и небольших населенных пунктов. Больше стало клиентов поколения X и Y, возрастной диапазон как таковой стал расширяться в сторону 30+. Средний чек стал меньше, но выросло число покупок за счет недорогих приобретений. Покупатель ориентируется на удобство: важны скорость доставки и ее вариативность. Поэтому все больше клиентов предпочитают постаматы и пункты выдачи услугам курьера», — говорит Виктор Соловьев.

При этом три четверти заказов получают три крупнейших онлайн-площадки — Wildberries, Ozon и «Аптека.ру». Суммарно в первом полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года число заказов у этой тройки выросло на 108%, остальной рынок по количеству заказов вырос на 21%, говорят в Data Insight.

MarketMedia составил рейтинг российских интернет-площадок по посещаемости по итогам октября на основе данных международной компании SimilarWeb (компания занимается веб-аналитикой и глубоким анализом данных). В рейтинг попали только компании, не имеющие офлайновых магазинов. Не учитывались данные порталов объявлений, таких как Avito, и сервис сравнения цен «Яндекс.Маркет».  

Мнение Бориса Агатова, эксперта по инновациям в ретейле, о будущем «Беру» и всех маркетплейсов в России, читайте здесь.


Лидером по числу посещений в октябре стала российская платформа китайской Alibaba Group ru.aliexpress.com, у нее было 130,2 млн визитов (+9,66% к сентябрю), на втором месте — Wildberries.ru — 86,93 млн посещений (+12,07%), на третьем — Ozon.ru, у которого в октябре было 55 млн посещений (-3,41%).

О том, как Wildberries делает 13 тыс. фото в день, можно узнать здесь.


 

Топ-15 торговых интернет-площадок в России

1.  ru.aliexpress.com. Число визитов сайта в октябре составило 130,2 млн, основной трафик идет из России — 72,19%, остальной — из стран СНГ. AliExpress (входит в китайскую Alibaba Group) начал работать в России в 2016 году. По данным INFOline, более 90% покупок на российской платформе AliExpress доставляются из Китая. В 2018 году число активных покупателей из России на AliExpress составило около 20 млн пользователей, а объем выручки, по данным АКИТ, — 212 млрд рублей.

2. Wildberries.ru. Число визитов в октябре — 86,93 млн, на 96,7% трафик формируется за счет заходов из России. Wildberries — крупнейший по выручке онлайн-ретейлер России, работающий на рынке с 2004 года. Компания представлена кроме России еще в четырех странах, это Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения. Оборот Wildberries в 2018 году вырос на 72% и достиг 118,7 млрд рублей, за 9 месяцев 2019 года — на 84%, до 140 млрд рублей. Ежедневно на Wildberries оформляется около 500 тыс. заказов. Ассортимент Wildberries насчитывает свыше 3 млн товаров от 25 тыс. российских и зарубежных брендов

3. ozon.ru. Число визитов в октябре — 55,06 млн. Интернет-компания OZON основана в 1998 году. Она занимает 4-е место по обороту в рейтинге E-Commerce Index TOP-100 по итогам 2018 года. Входит в список самых дорогих компаний Рунета по версии российского Forbes (по итогам 2018 года). В настоящее время на интернет-площадке OZON представлено более 1,5 млн товаров в 24 категориях.

4. lamoda.ru. Число визитов в октябре — 16,15 млн. Lamoda как интернет-магазин создана в 2011 году. В настоящее время это одна из крупнейших в России онлайн-платформ по продаже товаров, связанных с модой и образом жизни. На ней представлено более 6 млн товаров от 3 тыс. мировых и российских брендов. В компании работает около 6 тыс. человек, включая сотрудников Центрального офиса Lamoda Group в Москве (Lamoda Home), офисов в Минске, Киеве и Алма-Ате, распределительного центра в Быково и трех контакт-центров — в Волгограде, Житомире и Чернигове. С 2014 года входит в состав публичной Global Fashion Group. Выручка Lamoda Group  за первое полугодие 2019 года выросла на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 190,9 млн евро.

5. beru.ru. Число визитов в октябре — 13,02 млн, основной трафик идет из России — 96,32%. «Беру.ру» — маркетплейс, который создали Сбербанк и «Яндекс». Базой для площадки стал сервис «Яндекс.Маркет». Официальный запуск сервиса состоялся в октябре 2018 года.

6. apteka.ru. Число визитов в октябре — 13,01 млн посещений.
«Аптека.ру» — это федеральный интернет-сервис по заказу аптечных товаров. Проект принадлежит одному из крупнейших фармдистрибьюторов в России компании «Катрен».

7. joom.com. Число визитов в октябре — 9,72 млн (-0,24% к сентябрю). Из России трафик формируется на 39,53%. Joom запущен в 2016 году, его сооснователем стал экс-гендиректор «Одноклассников» Илья Широков. По данным компании, маркетплейс работает более чем в 100 странах и доставляет товары из Китая, Японии и Южной Кореи.

8. bonprix.ru. Число визитов в октябре — 8,87 млн (+13,05%). На 95,91% это посетители из России. Интернет-магазин принадлежит немецкой компании Bonprix, созданной в 1986 году. Она входит в концерн Otto Group. В ассортименте Bonprix — женская и мужская одежда, аксессуары, одежда для детей, а также домашний текстиль и предметы декора.

9. faberlic.com. Число визитов в октябре — 7,73 млн. На 57,62% он формируется за счет посетителей из России. Faberlic («Фаберлик») —российская компания прямых продаж, производитель косметики, одежды, аксессуаров и обуви. Учреждена в 1997 году как «Русская линия», под нынешним названием работает с 2001 года. Выручка в 2017 году, по данным СПАРК, составила 26,5 млрд рублей.

10. tmall.aliexpress.com. Число визитов в октябре — 5,89 млн. Tmall.com (ранее Taobao Mall) создана в 2010 году и принадлежит Alibaba Group. На онлайн-платформе продаются товары известных международных марок премиальной категории, среди которых Bosch, Samsung, Huawei и другие. Половина продавцов на площадке —представители малого и среднего российского бизнеса. Наиболее популярные категории на Tmall: электроника, одежда и детские товары.

11. goods.ru. Число визитов в октябре — 4,67 млн. Маркетплейс принадлежит группе компаний «М.Видео», входящей в ПФГ «САФМАР» Михаила Гуцериева.

12. ulmart.ru. Число визитов в октябре — 4 млн. Петербургский интернет-магазин создан в 2008 году. Среди основных акционеров — Дмитрий Костыгин и Август Мейер.

13. kupivip.ru. Число визитов в октябре — 2,87 млн. Интернет-магазин основан в 2008 году Оскаром Хартманном, сервис работает на рынках России, Белоруссии и Казахстана.

14. techport.ru. Число визитов в октябре — 2,54 млн. Выручка в 2018 году составила 3,6 млрд рублей (+17% к 2017 году).

15. laredoute.ru. Число визитов в октябре — 2,46 млн. Французский ретейлер, основанный Джозефом Полле в 1837 году. Компания специализируется на производстве готовой одежды и предметов домашнего декора.