«При выборе места для заказа готовой еды потребители отдавали предпочтение проверенным знакомым заведениям, причем стоимость блюд не была для них решающим фактором, —рассказывает Марина Лапенкова, главный эксперт рынка фуд-сервиса российского отделения NPD. — Однако в условиях пандемии удар по фуд-сервису неизбежен, и смягчить его удастся заведениям, которые предлагают еду на вынос, доставку и услугу drive-thru».

Доставка — идеальный формат для минимизации человеческого контакта. В России по итогам прошлого года доставка росла в 4 раза быстрее рынка в целом. И увеличилась на 23% в затратах, заняв 8% рынка питания вне дома. Этот канал в крупных российских городах очень хорошо развит: доля доставки в затратах сопоставима с рынком Великобритании (8%). В остальных странах Европы доля доставки в 2019-м составила от 3 до 5%: во Франции — 3%, в Германии — 5%, в Италии — 3% и в Испании — 4%.



Главными драйверами роста доставки готовой еды в России стали операторы фастфуда, которые последние 2 года целенаправленно развивали это направление. В прошлом году сегмент бургерно-куриного фастфуда вырос в России в 2,5 раза. Бессменному лидеру — пицце пришлось потесниться, и в 2019 году доля заказов пиццы составила 48% (против 55% в 2018-м). Однако на фоне общего развития доставки пицца по-прежнему пользуется высоким спросом и растет в заказах.

«На рынке существенно увеличилась доля агрегаторов («Яндекс.Еда» и Delivery Club. — Ред.), поскольку потребителям удобнее заказывать на одной платформе, где сразу представлена еда из многих заведений, а рестораны увеличивают трафик без инвестиций в собственную службу доставки, — рассказывает Марина Лапенкова. — В 2019 году на агрегаторов пришлось 42% рынка доставки, причем в последние дни из-за коронавируса к ним подключилось много новых ресторанов. Также растет доля заказов через приложение и веб-сайты, на них приходится уже 2/3 заказов, а доля традиционных телефонных звонков снижается».

Об ажиотажном спросе, с которым столкнулись сервисы по доставке продуктов и аптеки, читайте здесь



В Китае, который стал первой страной широкого распространения COVID-19, сильнее всего пострадали рестораны полного обслуживания, кафе и кофейни. Фастфуд чувствовал себя лучше, поскольку многие операторы смогли быстро переориентироваться на доставку, отмечают в NPD Group.

В текущей ситуации потенциал увеличения трафика есть у drive-thru, когда потребителю даже не нужно выходить из машины, чтобы сделать и забрать заказ. Однако в России этот формат развивается медленнее, чем в Великобритании или США, и в 2019 году на drive-thru приходилось 3% всех заказов в затратах. К тому же в России сети быстрого обслуживания и кофейни не спешили инвестировать в строительство drive-thru и более половины заказов канала приходится на одного оператора. Click&collect — еще один потенциальный формат в новых реалиях. Потребители делают заказ онлайн через приложение и потом забирают в самом заведении. В России этот канал на стадии становления, однако click&collect может оказаться оптимальным решением в сложившейся ситуации.