Последний месяц непродовольственные магазины, расположенные в торгово-развлекательных центрах, испытывают настоящий шок. По словам директора по развитию сети «Леонардо» Бориса Каца, с 14-15 марта в магазинах, расположенных в торговых комплексах, наблюдается катастрофическое снижение продаж — на 30-40-50%, люди ходят только в продовольственные магазины и аптеки. К проблемам, которые спровоцировал коронавирус в Китае, когда остановились производства, теперь добавились перебои с поставками товаров из Европы, рост курса доллара и последовавший за ним рост цен. «Я согласен с цифрами Бориса. У нас есть не только онлайн, но и офлайн. Посетителей в магазинах практически нет. Это, конечно, катастрофа для всего fashion-ретейла. Сейчас, безусловно, очень хорошо продовольственным сетям, но торговля состоит не только из продуктов питания», — говорит Олег Минаев, генеральный директор KupiVIP, отмечая, что на дворе весна, теплая погода, закуплены весенние коллекции, а трафика нет. При этом топ-менеджер подчеркивает, что весь fashion закупает товары за валюту, а при курсе за доллар по 80 рублей покупательная способность упадет.


Сейчас самый больной вопрос для HoReCa — отмена или амнистия арендных ставок. По ее словам, по Москве самое большое падение трафика в общепите достигло 70%, в регионах — 20-30%.



Президент крупнейшей в России сети мужской одежды Henderson Рубен Арутюнян, ссылаясь на данные компании Watcom (имеет счетчики в ТРК), отметил, что 17 и 18 марта падение трафика в fashion-магазинах составило 40%. «Если и дальше так будет продолжаться — а тут все будет зависеть от действий правительства, — то падение может достигнуть, как в Европе, 80%. Мы часть глобального мира. Сегодня мировые бренды перезатарены на своих складах. Они получают ежедневно поставки, а распределить по магазинам в Европе не могут. Естественно, Россия тоже пострадает в этой глобальной цепочке поставок», — говорит Рубен Арутюнян.

А что говорят торговые центры?
«Хотя многие сети отправляют девелоперам ежедневные отчеты о продажах, позиция торговых центров очень простая: есть договор аренды, поэтому платите, какие проблемы? Никого ничего не волнует, — говорит Борис Кац. — Торговые центры волнует только закрытие их на карантин, как это уже случилось с кинотеатрами в Петербурге. Ну хорошо, аренду можно не заплатить, но зарплату и налоги все равно платить надо. И такой явно видимый кассовый разрыв, замаячивший впереди, вводит в нервное состояние всех ретейлеров».

Надежда Кучер, консультант развития ассортимента и форматов «Яндекс.Лавка» и «Хлеб Насущный», руководитель направления Retail в Like4Like Foodservice Consulting, говорит, что сейчас самый больной вопрос для HoReCa — отмена или амнистия арендных ставок. По ее словам, по Москве самое большое падение трафика в общепите достигло 70%, в регионах — 20-30%.

Совладелец сети «Теремок» Михаил Гончаров написал в своем аккаунте в соцсети, что один ТЦ разослал письма о том, что понимает и осознает ситуацию, а потому подготовит пакет допсоглашений и даст еще существенную скидку. А другой ТЦ разослал письма, что требует оплатить аренду в полном размере, причем по новому курсу валюты, строго в соответствии с договором. «Все хотят заработать, у всех есть обязательства, кредиты, банки, инвестиции, акционеры. Но одни понимают, что живут в обществе, а другие живут вне общества», — пишет бизнесмен.

Что делать дальше?
Рубен Арутюнян отмечает, что сегодня, когда продажи падают на 50%, а завтра могут упасть на 70%, особого плана действий быть не может. Сегодня fashion-ретейлеры заняты переговорами с торговыми центрами, банками, поставщиками. «Сейчас идет работа именно в этом направлении. Мы, как компания, являемся одним из звеньев в цепочке поставок. А сегодня эти цепочки рвутся и идут постоянные согласования с банками, так как им тоже не хочется кредитовать бизнес, у которого доходы упали на 50%. Они говорят: зачем вам новые коллекции? Мы работаем с азиатскими фабриками, и уже сегодня европейские ретейлеры отказываются от осенних коллекций. И эти фабрики тоже лишаются работы. Сегодня мы зависим от решений правительства. Это не наш кризис, а глобальный», — уверен Рубен Арутюнян. 


Думаю, что мы увидим совершенно другую картину в сентябре-октябре, когда те, кто сегодня получит опыт работы с онлайном, останутся в нем. И будет совершенно иной уровень роста онлайн-рынка в России.


По словам топ-менеджера, если правительство закроет торговые центры, как это происходит в европейских странах, а банки перестанут кредитовать ретейл, то компания будет вынуждена закрывать магазины. Сегодня Henderson основной акцент делает на маркетплейсы и собственный онлайн-магазин, но бороться с падением трафика на 60% ни один маркетолог не может. «Мы сегодня переживаем не тихий, а бурный шторм, который не в силах ни один из игроков рынка выдержать», — говорит Рубен Арутюнян.

Олег Минаев считает, что нынешняя ситуация сыграла, казалось бы, на руку маркетплейсам и онлайн-ретейлерам, но в KupiVIP, например, трафик падает, видимо, потому что люди переключаются на закупку товаров первой необходимости. «И сейчас мы уже не говорим про моду. Хотя мое личное мнение, что шок пройдет, ведь люди привыкают ко всему. Я слежу за китайским опытом, там пик распространения болезни был в конце января, а сегодня там все работает, все офисы вышли на работу. И жизнь возвращается в нормальное русло. Может быть, через месяца полтора-два мы вернемся к той точке, где мы были, но уже с другой покупательной способностью», — отмечает Олег Минаев.

Евгений Усенко, Chief Business Officer Inventive Retail Group (торговые сети re:Store, Samsung, Sony Centre, LEGO, Nike, Street Beat и др), также говорит о падении трафика в своих магазинах. «Но мы не только управляем магазинами, но и создаем монобренды для компаний. И видим колоссальный запрос от fashion-игроков, не имеющих собственного онлайна, на создание интернет-магазина. Но перекрыть падение в офлайне онлайн все-таки не сможет. Думаю, что мы увидим совершенно другую картину в сентябре-октябре, когда те, кто сегодня получит опыт работы с онлайном, останутся в нем. И будет совершенно иной уровень роста онлайн-рынка в России», — отмечает Евгений Усенко.


С другой стороны, в стране наблюдается резкий всплеск продаж фитнес-оборудования, тренажеров, гантелей, товаров для бокса. Народ сидит дома, занялся ремонтом, меняет технику, электронику.


«HoReCa пытается измениться. Предзаказ со стороны населения очень активно растет, и рестораны трансформируются в этом направлении. Идет объединение общепита с онлайном, ретейлом. Предлагаются готовые наборы — на завтрак, обед и ужин, и доставка. У кого был развит собственный канал доставки, тот сейчас сильно выиграл», — говорит Надежда Кучер.

Гай Збарский, управляющий партнер Sabra Capital, проживающий в Израиле, рассказал, что его страна опережает Россию дней на пять. Каждый день в стране идет подсчет зараженных. Пока он растет, вводятся все новые и новые меры. «Сегодня у нас закрыты все ТРК, рестораны, школы. Улицы пустые. После 21:00 нет никакого общественного транспорта. Работают критически необходимые для жизни заведения: заводы по производству еды, продуктовые магазины, больницы. Все рестораны переоборудовались и превратились в dark kitchen. Мы видели, как падали сайты сетей из-за большого числа заказов, сроки доставки увеличились, обычно это 24 часа, а сейчас около недели и многих товаров нет. Магазины запускают покупателей партиями, не более 10 человек. Надо подготовить людей к возможным ограничениям. С другой стороны, в стране наблюдается резкий всплеск продаж фитнес-оборудования, тренажеров, гантелей, товаров для бокса. Народ сидит дома, занялся ремонтом, меняет технику, электронику», — говорит Гай Збарский.

Вместе с тем Гай Збарский отмечает, что объем инвествложений не прекратился. «Это же игра вдолгую со сроком окупаемости 5-7-10 лет, — говорит он. — А кризисы длятся не более нескольких месяцев и на рынок инвестиций не сильно влияют. Появились возможности для некоторых игроков и стартапов, которые раньше росли с трудом. Например, наша компания инвестирует в производство умных аппаратов для мытья рук (сейчас в этом сегменте резкий взлет продаж), в онлайн-курсы по приготовлению еды «Есть шеф» (здесь растет потребление контента) и в компанию по монетизации онлайн-меню.

Самые панические настроения в Москве, москвичи очень напуганы, но чем дальше от столицы в регионы, тем спокойнее. Что там у вас с коронавирусом, нас тут на периферии не интересует. Можете сколько угодно распускать персонал, протирать влажными салфетками мониторы, а мы тут как работали, так и работаем. И в вашу Москву дрельки будем поставлять. Мы во всем видим позитив, понимаем, что сдохнет огромное количество гигантских московских компаний от своей неэффективности во время коронавируса и собственного испуга. Все персонал распустили, ушли на карантин домой. Никто не работает. В конце прошлой неделе мой знакомый заезжал в одну гигантскую интернет-компанию в 2 часа дня, а в это время сотрудники уходили все домой на карантин. Офис полностью закрыли. Я не из тех людей, кто отрицает коронавирус и пандемию, но перебарщивать-то зачем? Мне ближе шведская и английская позиции. Пандемия-то пандемией, а экономика экономикой. Здравый смысл должен возобладать. Мы сейчас все с вами проверили на прочность собственные системы, научились работать из дома. Это крайне полезно для массы ситуаций, мы же в России живем. Но делать из этого фетиш тоже не нужно. Поиграли в это и хватит. Мы в компании начали искать позитив в происходящем. Мне жутко нравятся те мемасики, которые постят в Интернете на волне коронавируса и которые смотрят все сотрудники вместо того, чтобы работать. А вообще все москвичи свихнулись на почве всей этой пандемии. Особенно свихнулась власть, мне кажется, потому что там много людей, которым за 60, и они боятся за себя, и это передается нам с вами. При всем уважении к старшему поколению, но давайте отправим их всех на дачу, пусть они там себе спокойно сидят. Но нам-то с вами работать надо, деньги зарабатывать. У нас семьи, и их кормить нужно. Кто хочет, тот выкарабкается. А мы в торгово-промышленной палате поможем всему рынку сделать так, чтобы весь офлайн сдох, а онлайновые курьеры ездили по Москве со специальными номерами или их номера машин были внесены в специальные базы данных ГИБДД и любой курьер мог проехать хоть на Красную площадь без всякой остановки во время пандемии. Самое последнее, что можно просить у правительства, — это налоговые льготы. Ребята, у нас главный фискал страны, крайне уважаемый работоспособный человек, самый эффективный менеджер в стране, стал председателем правительства. Этот человек потратил половину своей жизни, чтобы лишить весь рынок налоговых льгот, и на самом деле оказался прав, потому что благодаря ему у нас в стране собрали 8 трлн рублей (по крайней мере были до последней недели) в бюджете страны. И они помогут нам пережить нефть по $24. И к этому человеку идти с просьбой о налоговых льготах? Мы с вами что, сумасшедшие? Зачем? У нас в стране нормальная человеческая система налогообложения, она хреновая только с точки зрения социальных взносов, которые платит работодатель как агент.


По итогам онлайн круглого стола «Российский е-com в период пандемии» и экстренного закрытого круглого стола «Стресс-тест на коронавирус для бизнеса».