В России начиная с прошлого четверга вслед за Европой и США тоже началась волна панических покупок (когда скупаются в больших количествах продукты длительного хранения). И хотя пустых полок на 16 марта в продуктовых магазинах нет, но спрос на продукты длительного хранения вырос. Население стало покупать впрок макароны, крупы, консервы, сахар, а также лекарства, необходимые при ОРВИ и простуде.
Сервисы по доставке не справляются со спросом
У сервисов по доставке продуктов питания началась горячая пора. В связи с эпидемией и стремлением избегать места массового скопления потребители стали переключаться на покупку продуктов питания в Интернете.
«С четверга мы отмечаем аномально высокий всплеск заказов. Если раньше у нас в неделю был прирост по числу заказов на 2-3%, то в течение прошлой недели этот показатель вырос до 15%, а за одну только пятницу — минимум на 25%. Ни сумма чека, ни структура покупок особо не изменились. Около 10-15% покупателей заказывают консервы с пометкой, чтобы срок годности был не менее 6 месяцев. То есть очевидно, что покупают про запас», — говорит Григорий Кунис, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods.
На данный момент временные интервалы заняты на несколько дней вперед, поэтому мы напоминаем, что у нас есть продуктоматы. Это дополнительная возможность самовывоза заказа.
За выходные спрос в Москве и Петербурге на доставку вырос в 3-4 раза. «Но удовлетворить весь спрос трудно в силу того, что торговые сети просто не успевают пополнять полки. Бывает ситуация, что какого-то товара нет несколько часов, затем он, конечно, появляется, но нам приходится делать замену товара, чтобы не затягивать ожидание заказа. Плюс очереди на кассах. Некоторые заказы сейчас можем доставить только на следующий день или через день. Дополнительный персонал вывели, но спрос все равно выше», — говорит Григорий Кунис.
Генеральный директор «Утконос онлайн» Дэнни Перекальски написал в соцсети, что теперь компания каждый день нанимает все больше новых сотрудников для того, чтобы сохранить обещанный уровень обслуживания. «Мы понимаем, что могут возникать некоторые задержки, и приносим свои извинения. Обещаем, мы сделаем все возможное для того, чтобы доставлять ваши заказы своевременно. На данный момент временные интервалы заняты на несколько дней вперед, поэтому мы напоминаем, что у нас есть продуктоматы. Это дополнительная возможность самовывоза заказа», — сообщил топ-менеджер.
Подтвердили выросший спрос на онлайн-продажи и в Metro Cash&Carry. «Да, спрос вырос как в онлайне, так и в офлайне. Популярностью пользуются бакалейные товары, крупы, консервы и макаронные изделия, а также средства гигиены и моющие средства, бытовая химия», — сообщила пресс-служба ретейлера.
Ежедневное количество полученных заказов от клиентов «СберМаркета» за последние 3 дня увеличилось в среднем на 104% по всем 40 городам присутствия по сравнению с прошлыми выходными. «Традиционно в выходные клиенты сервиса делают большее количество заказов, сейчас же услуга доставки продуктов и товаров первой необходимости пользуется экстремальной популярностью. В заказах по-прежнему преобладает традиционный набор продуктов — бананы, сахар, молоко, сыр, свежие фрукты и овощи (яблоки, апельсины, томаты) и другие товары категории Fresh, приобретаемые регулярно. Мы также отмечаем рост продаж круп, макаронных изделий, консервов, солений и туалетной бумаги — продажи отдельных категорий на прошлой неделе увеличились в 2 раза. Средний чек с одного заказа по всей стране вырос на 25%», — отметили в пресс-службе «СберМаркета».
Не исключено, что если число заболевших будет стремительно расти, то власти могут принять решение о закрытии мест массового скопления, в том числе и больших по площади продуктовых магазинов. Мы в этой ситуации думаем о том, как обеспечить людей продуктами питания.
В сервисе «Самокат» в эти выходные по сравнению с прошлыми произошел незначительный рост спроса на товары первой необходимости (полуфабрикаты, консервы, хозяйственные товары) и категорию товаров для дома — их доля от общего числа заказов увеличилась на 4%. Средний чек вырос на 17%. Однако, серьезных изменений в запросах пользователей в компании не наблюдают.
А что в магазинах?
В продуктовых магазинах пустых полок нет. В некоторых немного поредели полки с крупами и макаронами, но запас товара пополняется.
«В наших магазинах все спокойно, аномального всплеска продаж нет, за последние несколько дней продажи продуктов питания выросли незначительно — на 10-15%. Но дефицита товара нет, полки полные. Только один человек заехал, чтобы закупить по 100 кг риса и гречки для пожилых родственников в деревню», — рассказал совладелец петербургской сети продуктовых магазинов «РеалЪ.Свежие продукты» Александр Мышинский.
В пресс-службе Х5 Retail Group также отметили, что в магазинах компании не наблюдают заметного изменения спроса на пищевые продукты длительного хранения. В «Ленте» также отметили, что перебоев с товарами нет и полки полные во всех магазинах сети.
Представитель одного из крупнейших международных производителей консервов рассказал, что компания ежедневно мониторит ситуацию в странах Европы: «Да, там с прошлой недели началась паника. Мы получаем из головного офиса фотографии пустых полок и видим отчеты по продажам. Там всплеск. В России же только незначительно выросли продажи тушенки. Предпосылок для дефицита продуктов нет».
Вторая волна паники в аптеках
Начиная с четверга начался всплеск продаж и в аптеках. Вслед за масками и антисептиками, которые раскупили еще месяц назад, сейчас население стало запасаться лекарствами. «Начиная примерно с четверга-пятницы начался ажиотажный спрос на противовирусные препараты. У нас сейчас в аптеке осталось три вида противовирусных препаратов более чем из десяти. Поставки лекарственных препаратов идут в нашу аптеку каждый день, но противовирусные подвозят не каждый день. Как я понимаю, поставщики сейчас тоже не справляются с поставками из-за повышенного спроса», — рассказал провизор в одной из петербургских аптек «Озерки».
В аптеке «Доктор Столетов» длинные очереди, люди скупают противовирусные лекарства, от кашля, при боли в горле и другие препараты от простуды. «Такой повышенный спрос начался вчера. Такое ощущение, что все люди резко заболели», — говорит провизор аптеки.
В пресс-службе ГК «Эркафарм» (в нее входят сети «Доктор Столетов», «Озерки», «Хорошая аптека», «Народная аптека», «Аптека №1», «Радуга», «Первая помощь», «Ладушка» и др., на запрос MarketMedia не ответили.
«За последние несколько дней продажи противовирусных препаратов в аптеках заметно выросли. Информации о глобальных перебоях поставок пока нет. Но не исключаю, что с ростом числа заболевших коронавирусом и первыми случаями смертности, конечно, начнется ажиотаж. Ситуация развивается волнообразно, первая волна паники была с месяц назад, и тогда раскупили все маски. Сейчас начинается вторая в связи с ростом заболеваемости у нас в стране. Как долго она продлится, сложно сказать, судя по всему, это только начало, так что в пределах 2-3 недель мы можем столкнуться с серьезным обострением ситуации», — отмечает директор по развитию в RNC Pharma Николай Беспалов.
Поменьше контактов
В интернет-магазине Ozon сообщили, что покупатели стали чаще выбирать бесконтактное получение интернет-заказов. Так, доля заказов, доставляемых до двери, за последние 7 дней выросла на 20%, а среднее число доставок до двери в начале марта 2020-го по сравнению с IV кварталом 2019 года — на 60%. «Мультикатегорийные онлайн-площадки дают людям возможность сократить посещение общественных мест и при этом не ограничивать себя в шопинге — и люди этим пользуются. Так, количество товаров в корзине покупателя Ozon в марте этого года выросло до семи-восьми с трех-пяти в прошлом году. Продажи продуктов питания и fmcg-товаров действительно растут быстрее, чем в обычной ситуации — более чем в 2 раза год к году. Дополнительно мы видим возросший спрос на товары для домашнего досуга — продажи книг и товаров для творчества увеличились в 1,5 раза, а настольных игр — на 90% год к году. Мы активно мониторим ситуацию и организовали дополнительные поставки, чтобы поддерживать интересный для клиентов ассортимент», — сообщила заместитель генерального директора по связям с индустрией в Ozon Мария Заикина.
Несколько дней назад «СберМаркет» ввел новую услугу — бесконтактную доставку. Клиент может указать это в комментариях к заказу, курьер оставит пакеты с заказом у дверей, а оплата будет проведена заранее картой через приложение.
План Б
Между тем некоторые федеральные сети в России уже начали разрабатывать план Б на случай закрытия продуктовых гипермаркетов, хотя на данный момент предпосылок и рекомендаций к закрытию крупноформатных магазинов нет. «Представьте, если сотрудник продуктовой сети заболеет коронавирусом! Закроют если не всю сеть, так часть магазинов точно. И мы сейчас реально думаем над тем, как надо будет изменить бизнес-процессы, если вдруг такая ситуация случится в нашей компании», — сообщил на условиях анонимности топ-менеджер одной федеральной сети.
Григорий Кунис отмечает, что его компания также с конца прошлой недели начала продумывать стратегию на случай закрытия крупноформатных магазинов. «Не исключено, что если число заболевших будет стремительно расти, то власти могут принять решение о закрытии мест массового скопления, в том числе и больших по площади продуктовых магазинов. Мы в этой ситуации думаем о том, как обеспечить людей продуктами питания», — говорит топ-менеджер.
В целом переход трафика в Интернет может повлиять на развитие онлайн-рынка по продаже продуктов питания. Гендиректор ИА INFOline Иван Федяков отметил, что ранее его компания прогнозировала рост рынка Food Tech по итогам 2020 года на уровне 80%, но теперь в связи со сложившейся ситуацией будет пересматривать его. «Очевидно, что рост рынка будет по итогам года выше. Сейчас спрос со стороны потребителей высокий, и все, кто впервые будет делать онлайн-покупки, в будущем смогут стать постоянными лояльными покупателями. Главное, чтобы сервисы по доставке продуктов питания не делали срывов поставок и качественно выполняли свою работу», — отметил Иван Федяков.
В некоторых магазинах сейчас могут встречаться пустые полки. После Нового года любая торговая сеть делает минимальные заказы и сокращает товарный запас до минимума. Во-первых, в первые 3 месяца наступившего года всегда спад продаж, во-вторых, в этот период все сети проводят инвентаризации, и чем более пустыми будут магазины и РЦ, тем проще им это делать.
И вдруг происходит такой, явно никем не прогнозируемый форс-мажор. Разумеется, никто не думал, что в панике граждане будут сметать всё с полок. В настоящее время заказы по проблемным позициям, а это в основном бакалейная группа — консервы и крупы, — уже были увеличены, на РЦ сетей эту продукцию уже везут, приемка идет во внеочередном порядке, дефицита никакого не будет.
Правда, есть и другая сторона медали. Во-первых, в сложившейся ситуации качество продуктов на полках магазинов может стать еще хуже, потому что сейчас на поставщиков, которые предлагают качественный товар, еще меньше внимания будут обращать. Во-вторых, с учетом возросших затрат населения на крупы-консервы-молоко длительного хранения и туалетную бумагу население забьет на скоропортящиеся товары и товары категорий ЗОЖ, ПП. Их производители рискуют столкнуться с проблемами.
В-третьих, через какое-то время (если, конечно, не произойдет еще чего-нибудь форс-мажорного) продажи естественным образом встанут. Люди затарятся, успокоятся и будут сидеть дома или минимизируют свои походы по магазинам. Торговля встанет. Опять же, тушенка и крупы в этой ситуации дождутся своего покупателя, а вот производителям качественных продуктов и продуктов с небольшим сроком хранения снова не повезет...