Эксперты из компании ThredUp, крупнейшего мирового маркетплейса, который занимается перепродажей подержанных товаров, подсчитали, что через 15 лет треть гардероба землян будут занимать вещи с чужого плеча.

В том числе доля секонд-хенда, которая за последние 10 лет удвоилась и по итогам прошлого года составляла 6% от нашего гардероба, еще через 10 лет достигнет 13%. В результате доля традиционного ретейла через 10 лет в мире уменьшится на 50%. То есть люди меньше будут ходить в магазины и будут меньше покупать новые вещи. Такие данные на форуме «Аренда» привела основатель компании Sher.ru Александра Дорф.

По ее данным, рынок секонд-хенда растет в 21 раз быстрее, чем традиционный ретейл, и уже сегодня во многих западных странах он догоняет по оборотам фаст-фешен (бренды с большими оборотами и относительно низкими ценами, вроде Zara, H&M и др.).

Категории мирового рынка ретейла (доля рынка, %)

«В США, по прогнозу аналитиков GlobalData Market Sizing, к 2028 году объем рынка секонд-хенд составит $64 млрд и окажется в 1,5 раза больше обычного фаст-фешен, который подрастет к тому времени до $44 млрд. Для сравнения: сейчас пропорция иная — рынок фаст-фешен в США оценивается в $35 млрд, а рынок секонд-хенда — в $24 млрд. Причем ресейл премиальных брендов, который сейчас в Америке оценивается в $5 млрд, к 2023 году достигнет $23 млрд», — рассказала Александра Дорф.

В Канаде, по данным компании Kiijiji, уже 80% жителей участвуют в сделках с подержанными товарами. И объем этого рынка оценивается в $28,5 млрд. Канадцы сообщили аналитикам, что 67% из них приобретают вещи с чужого плеча по экологическим соображениям, 55% ищут в б/у товарах «сокровища» (это для них особый вид развлечения). Но главный мотив — экономия. Это движущая сила для 72% потребителей.

«По статистике, уже сегодня средняя экономия канадца, который пользуется подержанными товарами, составляет $825 в год, а средняя экономия американца — $2,4 тыс. На эти деньги можно раз в год съездить на Гавайи, позволить себе пару массажей в месяц или чашку капучино каждый день. Для западного общества это аргумент. Я жила на Западе и могу подтвердить, что люди там совершенно иначе относятся к деньгам. Даже состоятельные люди их считают», — рассказала Александра Дорф, и подчеркивает, что в западной Европе тренды аналогичные.

Традиционный ретейл прекрасно понимает ситуацию на рынке. В этом году 9 из 10 топовых ретейл-компаний заявили в опросах, что в следующем году внедрят какие-то элементы вторичного использования вещей в свой бизнес — или аренду, или подписку, или обмен, или прием подержанных вещей в переработку.

Некоторые бренды уже проводят фотосессии на свалках (рекламная кампания Stella McCartney), делают одежду из мусора (H&M — бренд Arket) или из подержанных вещей (как пример: Rihanna + Nina — дизайнерский бренд кимоно из витажных платков).

«Главный драйвер этого тренда в мире — рост осознанности населения. Людям важно, что делает бренд для окружающей среды. Приверженность принципам бережливой экономики дает ретейлерам больше лояльности и трафика и отражается на продажах", — говорит Александра Дорф.

Она напомнила, что ИКЕА во всем мире, в том числе в России, создает сервисы, которые принимают подержанную мебель. А такие крупные ретейлеры, как Rent the Runway и Thred Up, уже запустили линейки одежды, которые отличаются специальным качеством и пригодны для цикличной перепродажи. "К слову, уже 40% потребителей на Западе, совершая покупку, оценивают потенциал товара для дальнейшей перепродажи», — сообщила Александра Дорф. 

О большом интересе общества к теме "продления жизни гардероба" говорит недавний опыт Мари Кондо – самого крупного в мире эксперта по хранению вещей. Пару лет назад она запустила на Netflix шоу, где рассказывает американцам, как чистить свои гардеробы, как избавляться от ненужной одежды. "За первый же день это шоу увеличило оборот подержанных товаров на Netflix на 80%», — рассказывает Александра Дорф.

Примечательно, что амбассадорами темы вторичного потребления все чаще становятся медийные люди. Например, инстаграм-дива Ким Кардашьян недавно запустила проект, в котором она сама и ее родственники продают поношенные вещи на маркетплейсах. А модель Наталья Водянова запустила в Париже сервис по аренде вечерних платьев из своего гардероба. Деньги от этого бизнеса идут на благотворительность.