Второй квартал 2019 года отмечен позитивной динамикой индекса потребительского доверия, который последний год только снижался. Его значение поднялось на 7 пунктов относительно первого квартала 2019 года и достигло 69. Это следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.

Индекс складывается из таких показателей, как оценка потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Согласно исследованию, два из этих трех показателей заметно улучшились.

Так, во втором квартале 2019 года на 8% (до 33%) увеличилось число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие полгода. А доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, выросла на 6%, до 20%. При этом число респондентов, которые оптимистично оценивают свои перспективы на рынке труда, не изменилось (20%).



Три четверти российских потребителей во втором квартале 2019 года сказали, что у них есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды). Это на 4% больше, чем в предыдущем квартале. Свободные средства 28% россиян тратят на развлечения вне дома (на 5% больше, чем в первом квартале), 37% — на покупку новой одежды (рост — 4%) и 31% — на отпуск (рост — 1%). Доля тех, кто сберегает средства, не изменилась (28%), а число россиян, выплачивающих долги, сократилась на 2%, до 31%.

Экономить во втором квартале 2019 года стало на 2% граждан меньше — их 67%. Из них 54% переключились на более доступные бренды продовольственных товаров (на 3% меньше, чем в первом квартале 2019 года), 13% реже стали использовать личный автомобиль (на 6% меньше, чем в предыдущем квартале). Число тех, кто старается экономить на покупке новой одежды, ежегодных отпусках и обновлении мелкой электроники, осталось без изменений — 59%, 30% и 41% соответственно.

Глобальный индекс потребительского доверия во II квартале 2019 года вырос на 1 пункт, до 107. Значение индекса по Европе поднялось на 4 пункта, до 87.

Число россиян, которые заявили, что страна находится в состоянии рецессии, согласно этому исследованию, составляет 77%. Но 8% (на 2% больше, чем в прошлом квартале) выразили уверенность, что в ближайший год экономическое положение населения улучшится.

Инфляционные ожидания россиян снизились. Курс рубля остается стабильным. В противовес увеличению НДС выросла доля продаж по промо, из-за чего потребитель слабее чувствует возможный эффект от роста налога. Кроме того, пришла теплая погода, начался сезон отпусков — все эти факторы позитивно повлияли на потребительскую уверенность во втором квартале, которая практически сравнялась со значениями аналогичного периода прошлого года, когда произошел подъем настроений из-за проведения ЧМ-2018.

В компаниях, которые проводят различные исследования, знают как важно грамотно сформулировать вопрос. Например, на вопрос: "считаете ли вы, что сейчас подходящее время чтобы активно заниматься спортом и правильно питаться?" большинство респондентов, скорее всего, ответит «Да». При этом простой вопрос: «когда вы последний раз делали зарядку?" или «что вы обычно едите на завтрак?» выявит серьезные расхождение между: «считаю» и «делаю». Но под первый ответ можно привлекать инвесторов, рисовать красивые графики и оптимистично смотреть в будущее. А под второй - нет. В этом вся разница. Если на геополитической арене мы теряем очки, а экономические показатели снижаются, то должен же быть кто-то, кто будет формулировать правильные вопросы.