Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что это много, но хуже другое. «Если раньше рынок покидали в основном небольшие компании, то сейчас за ними последовали и крупные игроки, значимые для регионов и для всей страны, такие как «Интерторг», завершивший работу в СЗФО, — говорит эксперт. — На пике развития у этой компании было 700 магазинов (Spar по франшизе и «7Я СемьЯ»), а к моменту закрытия — 480 с оборотом 74 млрд рублей. Компания была очень сильна, и ее уход — печальное событие и для поставщиков, и для потребителей». Кроме того, Иван Федяков напомнил, что в 2019 году в Петербурге и Ленобласти закрыли свои последние объекты сети «Полушка» и «Лайм» (всего было около 140 торговых точек с оборотом 15 млрд рублей).
Почему схлопнулся "Интерторг" читайте здесь.
Многие региональные ретейлеры также активно сокращают число магазинов. Иван Федяков рассказал, что в Удмуртии за год сети Spar и «Ижтреклинг» закрыли около 90 торговых точек с оборотом 10 млрд рублей, а в Татарстане сети «Эссен» и «Камилла» не досчитались за тот же период 140 магазинов с оборотом 14 млрд рублей.
«Многие региональные сети, которые не ушли с рынка, испытывают явные трудности. Хотя часть из них — сильные фирмы с историей 10 лет и более. Их сокращение в значительной степени связано с давлением федеральных сетей, которые пытаются захватить рынок (пока еще есть что захватывать). Но не надо списывать со счетов и собственные просчеты компаний в маркетинге и стратегии развития. Эти ошибки тоже привели к печальным последствиям», — уверен Иван Федяков.
«Интенсивность покупок в региональных сетях растет, но конкурентно они проигрывают федеральным сетям и электронной торговле. Федералы сейчас доминируют во всех регионах России, за исключением Дальнего Востока. Но скоро придут и туда. Это просто вопрос времени», — уверена руководитель отдела исследований потребительской панели Gfk Rus Елена Самодурова.
Но Иван Федяков отметил, что ситуация с бизнесом у федеральных сетей на самом деле не такая безоблачная, как многим кажется. «Если посмотреть ключевой показатель like for like (сопоставимые продажи), можно увидеть, что у той же сети «Магнит» по итогам 2019 года очень слабый результат — совокупный рост на 0,4%. В том числе супермаркеты «Магнита» показали спад показателя на 4,6%, «Магнит у дома» — рост на 1,3%, а «Магнит Косметик» — на 3,1%. И это несмотря на беспрецедентные инвестиции «Магнита» в промо и в привлечение клиентов. Только программой лояльности за последние полгода «Магнит» охватил 33 млн человек (больше половины чеков в сети теперь бьется с использованием программы лояльности). Это уму непостижимо! Тем не менее результаты скромные. Хотя у других сетей они стабильно неплохие. Например, у Х5 за год совокупный рост показателя составил 4%, у сети «О’Кей» — 0,9% (в основном за счет развития дискаунтеров, которые прибавили 14,9%), а у супермаркетов «Лента» — 11,8%», — заключил Иван Федяков.
Пять сценариев развития пикирующего "Магнита" можно посмотреть здесь.
Завершая разговор о перспективах развития ретейла в регионах, руководитель направления по развитию бизнеса компании Nielsen Светлана Боброва отметила, что все регионы разные: и по уровню доходов населения, и по розничному обороту. «В той же Ингушетии, где слабый ретейл, зафиксирован самый высокий уровень просрочек по банковским кредитам (15%), а доходы на душу населения там низкие, потому что семьи большие, а зарплаты — как везде. Торговля там не может активно расти — просто нет спроса. В то же время есть две столицы, Москва и Петербург, которые драйвят экономику. Они принимают на себя тренды, которые приходят с Запада, и оглашают вердикт — жить им в России или нет. Это разные миры», — заключила она.