Ежегодно в мире образуется около 300 млн т пластика. Это в 20 раз больше, чем в середине XX века. А к 2050 году, по прогнозу, масштаб его выпуска увеличится в 3-4 раза.
Пластиковый коллапс
Пластик — ценный для народного хозяйства материал. Но он обладает одним огромным недостатком — практически не разлагается в природе (обычный полиэтиленовый пакет, которым люди пользуются в среднем 12 минут, будет болтаться по планете еще от 400 до 1000 лет). Пластик загрязняет и сушу, и Мировой океан, где, по подсчетам специалистов, уже скопилось более 50 трлн т такого мусора: бутылки, пакеты, фантики, одноразовые стаканчики и трубочки образуют в океане целые мусорные острова. Микропластик заглатывают морские обитатели, что приводит к их болезням и гибели. В итоге по пищевой цепочке материал попадает и в рацион человека.
Сжигание и захоронение пластиковых отходов проблему не решает, поскольку они токсичны. Поэтому ученые всего мира ищут варианты их безвредной переработки и вторичного использования и параллельно придумывают зеленые альтернативы, способные снизить нагрузку на экосистему. Страны ЕС значительно преуспели в этом вопросе и готовы делиться опытом и технологиями. На днях представители российского ретейла и общепита посетили финские предприятия, производящие экоупаковку, в рамках бизнес-миссии Zero Waste, организованной по инициативе администрации города Котка и агентства развития региона Котка — Хамина Cursor Oy, при поддержке проекта TWIN CAMPUS и Петербургского фонда развития бизнеса.
Картон с барьерами
В Котке находится один из мировых лидеров по производству безопасной и полностью перерабатываемой упаковки — предприятие Kotka Mills. Со стороны моря завод скрывает отвал древесных опилок, похожий издали на песчаный карьер. В опилках, как в дюнах, пасутся верблюды — любимцы местных жителей.
Заводу почти 150 лет. Начинался он с обычной лесопилки. Но сегодня о его вековом прошлом напоминает только маленький «дом хоббита» — особняк в стиле северный модерн, где находится заводоуправление. А сам завод разросся и пережил несколько этапов модернизации. Сейчас он выпускает ламинированную бумагу для напольных покрытий (мощность линии — 165 тыс. т в год) и картон для пищевой упаковки со специальным водо- и жироотталкивающим слоем (мощность линии — 400 тыс. т в год, это вторая по размеру линия в Европе). Собственник предприятия — финский пенсионный фонд Tekkela в 2016 году инвестировал в картонную линию 170 млн евро.
«У нас была мечта — создать картон без пластика. И мы нашли такую технологию. Покрываем картон специальным барьерным составом, который не пропускает воду и жир. В стаканчики из этого материала можно наливать горячие напитки, а в боксы — класть салаты с соусами и бургеры. Эту технологию уже оценил «Макдоналдс», — рассказывает руководитель отдела сбыта завода Kotka Mills Давид Ролсер (David Rolser).
Вся продукция завода — биоразлагаемая. Целлюлозное волокно, из которого делается картон, используется в производстве до 7 раз. Кроме того, предприятие собирает бывшую в употреблении упаковку и перерабатывает в обычную бумагу. В этом заводу помогают местные власти, которые наладили процесс сбора использованного картона в Котке, где проживает около 50 тыс. человек. «Мы надеемся со временем расширить программу рециклинга на другие регионы. Но для этого нужно достучаться до сознания людей. А это небыстрый процесс», — говорит Давид Ролсер.
Есть еще одна проблема — цена экоупаковки. Она пока дороже обычного пластика. «Стаканчик из экологичного картона на несколько центов дороже, чем пластиковый. Казалось бы, не так много. Но в масштабах большого бизнеса — ощутимая разница. Это сдерживающий фактор для многих заказчиков упаковки. Но их мировоззрение постепенно меняется», — констатирует бизнесмен.
«Тесла» из мира упаковки
Придумали в Финляндии и замену пресловутым пластиковым трубочкам. В 2016 году два молодых биохимика из Хельсинки разработали материал, который внешне похож на гладкий и твердый лист прессованных опилок, и для его производства создали компанию Sulapac. В природе этот материал разлагается всего за 3-5 лет и может служить заменой пластику во всем: из него можно делать и пуговицы, и расчески, и даже трубочки для напитков. 2 года назад компания Chanel инвестировала в развитие этой технологии 15 млн евро. И сегодня баночки для кремов этой марки, которые раньше делали из пластика и стекла, производят из финского экозаменителя. «Но есть одно ограничение: наш материал непригоден для упаковки продукции на водной основе, поскольку вода его растворяет. Зато он отлично подходит для косметических средств, созданных на основе жиров и масел», — поясняет директор по продажам компании Sulapac Эрно Сувалахти (Erno Syvälahti).
Производство экоупаковки Sulapac уже запущено в нескольких странах мира. В России его пока нет. Но производитель уверен, что и в нашей стране технология найдет потребителя.
А специалисты еще одного финского предприятия — Colombier — придумали уникальное барьерное биопокрытие, которое можно наносить не только на картон и бумагу, но даже на ткань и вообще на что угодно. После обработки материал не пропускает воду. В бумажных пакетах из него даже можно носить воду в сауну. А потом этот материал можно утилизировать как обычную макулатуру. В уникальное оборудование для нанесения барьерного покрытия компания 5 лет назад вложила 25 млн евро.
«В прошлом году мы со своим защитным покрытием для бумажных стаканчиков попали в финал международного конкурса NextGen Cup Challenge, организованного глобальными компаниями Starbucks, McDonald’s, The Coca-Cola Company, Nestlé и др., а также The World Wildlife Fund (WWF). В этом конкурсе принимали участие фирмы из 50 стран. И наша технология вместе с технологией Kotka Mills была признана лучшей», — говорит региональный директор завода Colombier Карл-Эрик Гуттормсен (Carl-Erik Guttormsen). Кстати, пакеты для хлеба, которые делают из бумаги с барьерным слоем Colombier, по его словам, позволяют дольше сохранить свежесть продукта — в гипермаркетах такой товар официально продается на 2 дня дольше, чем товар в другой упаковке.
«Наша экоупаковка дороже пластика — это факт. Но люди все равно ее покупают, потому что понимают, что в мире упаковки это как машина «Тесла» — дорогая, но крутая и бережет природу», — говорит он. Из России, по его словам, есть запросы на новый материал, но заказов еще не было. Пока его главный потребитель — Центральная Европа.
Не упаковка, а социальное медиа
Находится в Финляндии и единственный в Европе завод по производству цифровой упаковки PackageMedia. Построили его 2 года назад в местечке Коувола, рядом с бумажной фабрикой. Инвестор предприятия — бизнесмен Рейно Уситало, семье которого принадлежит крупная финская компания по производству упаковки Pyroll Packaging с оборотом 110 млн евро в год. Завод PackageMedia — самый большой стартап Финляндии в сфере упаковки. В 2017 году в его запуск было инвестировано 3 млн евро. Сегодня продукция компании поставляется в 50 стран мира. Это упаковка, произведенная на современном многоцветном офсетном оборудовании, которое не дает выброса СО2 и полностью утилизируется после использования.
«Наша упаковка — это не просто коробки и тарелки. Это ответ на изменившийся запрос потребителя, который хочет самовыражаться и получать персональное предложение от ретейла», — говорит директор предприятия PackageMedia Ханну Раутакорпи (Hannu Rautakorpi). Он рассказал, что для своего основного заказчика — кондитерской компании Fazer — PackageMedia разработал и выпустил коробки для печенья с фотографиями самых красивых пейзажей Финляндии. «Мы объявили конкурс, на который финны прислали несколько тысяч фото. Мы выбрали из них 1200 и напечатали на упаковке. Каждая картинка повторилась не более 100 раз. Люди искали свои фотографии на полках магазинов и рассказывали об удаче в соцсетях. Этот квест имел большой маркетинговый успех», — делится Ханну Раутакорпи.
А в прошлом году PackageMedia в партнерстве с Fazer запустил еще одну интересную услугу. Любой желающий может через сайт кондитерской компании заказать надпись для упаковки молочного шоколада Fazer. Обертку напечатают и шоколадку за неделю доставят в любую точку Европы. «Услуга стоит 15 евро. За год у нас было несколько десятков тысяч таких заказов. Люди таким образом объяснялись в любви и делали предложение руки и сердца. И мы рады своей сопричастности к простому человеческому счастью», — говорит Ханну Раутакорпи.
Удачными оказались также похожие проекты с размещением селфи людей на упаковке с печеньем, с афоризмами простых покупателей на коробках с кашей, со старыми фотографиями на дне тарелочек для хлеба (эти тарелочки можно потом вывернуть и использовать как открытки), с размещением детских рисунков на упаковке лакричных конфет… «Такая обертка — не просто упаковка. Это настоящее социальное медиа. Поэтому на нее надо смотреть шире и использовать возможности коммуникации, которые она предоставляет», — заключил Ханну Раутакорпи.