Вчера стало известно, что торговая сеть «Лента» приобретет торговую сеть Billa за 215 млн евро. Так совпало, что это сообщение последовало на следующий день после новости о покупке «Магнитом» сети «Дикси» и вызвало множество прогнозов о скором росте числа сделок M&A в России. Но если они, сделки, и будут, то Billa тут точно ни при чем… Billa просто продала сеть за справедливую рыночную цену и выполнила стратегические цели материнской компании по свертыванию бизнеса в восточных странах. Давайте разберемся в фактах!

1

Цена сделки близка к рыночной, что уже достижение

Согласно данным INFOLine, по состоянию на 31 марта 2021 года сеть Billa управляет 162 супермаркетами в Московском регионе и городах Центрального ФО. Общая торговая площадь сети составляла около 142,9 тыс. м2.

До кризиса 2008 года Billa предпочитала открывать магазины в собственных помещениях, но позже стала активно их арендовать. Как результат, покупателю передается приличный кусок недвижимости, какой — не разглашается. Если предположить, что половина помещений в собственности, тогда стоимость недвижимости должна составить примерно $70 млн (при цене продажи около $1 тыс. за 1 м2).

К этой сумме надо добавить стоимость оборудования, товаров и иных ценностей. Обычно начинка супермаркета тянет при открытии на $1 млн.  Понятно, что сумма инвестиций сильно зависит от площади, от решений проектировщиков, но сам магазин «Билла» — классический супермаркет со значимой долей собственного производства: и хлебопекарные печи стоят, и рыбу продают охлажденную, и много готовой еды предлагают. Короче, $1 млн — похожая цифра. Тогда 161 магазин может стоить $161 млн.

Путем сложения получаем, что оценочная стоимость сети — примерно $230 млн, что составляет при текущем курсе 188,6 млн евро. Если учесть, что «Ленте» передают еще и два РЦ, то озвученная цена сделки 215 млн евро кажется вполне справедливой.

2

Покупатель максимально заинтересован в приобретении именно формата «супермаркет»

На мой взгляд, такой относительно высокой и справедливой цены за ретейлера давно в российской практике продаж бизнесов не было. И «Билла» смогла получить хорошие деньги, потому что нашла покупателя, у которого есть явный интерес к развитию именно направления «супермаркет». Действительно, «Лента» сейчас резко меняет направление инвестиций, больше уделяя внимание форматам «супермаркет» и «дискаунтер» (уже работает несколько пилотных магазинов под брендом «365+»), чем «гипермаркет». По состоянию на 31 марта 2021 года под управлением «Ленты» находилось 254 гипермаркета и 140 супермаркетов, тогда добавить к ним 160 «Билл» — это значит довести «вес» выручки направления «супермаркет» примерно до половины от гиперов. А если учесть, что «Билла» в основном представлена локациями на столичном рынке, то это реально как прыгнуть сразу через три ступеньки!

3

Австрийский кооператив Rewe International AG давно и планомерно сокращает бизнес в непрофильных для себя странах

Еще в начале 2000-х годов сеть «Билла» появилась в Болгарии, Чехии, Польше, на Украине и в России. Но на всех этих рынках, кроме России, магазины давно проданы (самой последней была продажа 35 магазинов на Украине осенью 2020 года сети супермаркетов Novus). 2020 год был особенным для ретейла: несмотря на все сложности, многие сети значимо увеличили товарооборот, что позволило продавцам легче обосновать их рыночную цену, а покупателям — легче получить финансирование для сделки. Получается, что продажа «Биллы» обусловлена… коронакризисом, который помог сторонам договориться.

Можно ли сожалеть, что «Билла», получив хорошую цену, уходит из России? Чтобы ответить на этот вопрос, забежал в ближайший магазин и еще раз оценил его. Магазин построен интересно, много решений, которые только сейчас начали применять отечественные ретейлеры (например, вместо набивших оскомину планировочных решений по расстановке оборудования типа «грабли» больше применяется боксовая схема), маркетинг агрессивный, много позиций со скидкой 50% или по схеме «2 по цене 1», четкая и информативная навигация и много еще чего занимательного. Ну а программа «Billa. Скидки 50% на всю категорию сегодня», когда на несколько дней целые категории теряли в цене 50%, вообще была одной из самых интересных для покупателя! Например, купить любой вид колбасы за 50% стоимости было действительно выгодно.

Поэтому скажу, что да, с сожалением буду ждать перепрофилирования магазинов. Они никуда не уйдут, магазины на этих локациях будут работать, но бренд «Билла», атмосфера магазина, их ассортимент будет полностью заменен на решения от «Ленты». И не скажу, что они хуже, но они другие! Наш покупательский мир станет немного беднее, и это следствие развития нашего ретейла, его движения вперед. И, может, в этом виноват и я, поскольку меньше ходил в «Биллу», не так часто делал покупки. Задумайтесь над этим, когда в очередной раз пойдете в крупную сеть — ваш выбор конкретной сети для посещения приводит и к тому, что их может становиться все меньше и меньше, оставляя только самых крупных.