Персонализированный подход
При заказе товара на онлайн-площадке Coupang в 99,8 случаев из 100 доставка будет занимать не более суток, а скорее всего, не больше нескольких часов. Более того, прежде чем принести бандероль домой, служба доставки Coupang предварительно по телефону поинтересуется, можно ли звонить в дверь или лучше тихонько постучать, вдруг в доме кто-то в это время планирует отдыхать.

Если получателя не будет дома, курьер по телефону скоординирует с покупателем, где и под какой геранью оставить его заказ, чтобы тот смог забрать посылку по возвращении. Ну а если потребителю товар по какой-то причине не подошел, то для возврата достаточно оставить упаковку за дверью и сообщить об этом администрации сайта: никаких копий паспорта, заявлений, чеков и другой бюрократии не требуется.

Достигнутый потребительский онлайн-рай позволил Coupang активно продавать такие, казалось бы, неподходящие для интернет-канала категории товаров, как продукты питания, одежду и обувь. Да почти все, риск остаться с неподходящим товаром в этой стране сведен практически к нулю. В связи с этим корейские эксперты ожидают, что основной категорией онлайн-продаж в стране в 2020 году станет мода.



Бом Ким, основатель и руководитель Coupang, часто говорит в прессе, что нашел конкурентное преимущество своего стартапа в жалобах покупателей: поскольку они чаще всего были связаны с доставкой, нишу для своего интернет-проекта он решил искать здесь же, последовательно выясняя, чего хочет потребитель в этой области, и решая, как именно компания может удовлетворить ожидания покупателей. 

По Бом Киму, все эти годы стартап инвестировал в потребительский опыт. О том, что южнокорейский «Джефф Безос» попал в цель, говорит семизначное число пользователей смартфонов, скачавших мобильное приложение Coupang, а также увеличение оборота компании в 14 раз менее чем за 4 года. По данным на конец 2018 года, этот показатель превысил $5 млрд.

Цвет настроения — зрелость
Международные эксперты оценивают южнокорейский рынок электронной коммерции как зрелый, что означает, что все места заняты основными участниками, сегменты и ниши поделены, роли распределены, чужим вход практически заказан, даже таким глобальным гигантам, как Amazon и Alibaba.

И это может показаться для глобальных игроков обидным и несправедливым, поскольку показатели и основные параметры электронной коммерции в стране способны вдохновить и малых, и крупных, и опытных ретейлеров, и новичков.

Динамика роста онлайн-покупателей и населения Южной Кореи (млн человек)

Начнем с того, что в стране с 51-миллионным населением емкость рынка онлайн-ретейла достигла $71,7 млрд и занимает почти четверть всего объема розничных продаж. Высокая плотность городов, развитая цифровая и логистическая инфраструктура позволяют в этой стране реализовывать самые необычные онлайн-проекты. 

В отличие от многих других стран с развитой интернет-торговлей, где львиную долю рынка получает победитель, а остальные осваивают нишевые стратегии, в Южной Корее сформировалось сразу несколько крупных онлайн-центров.

Как тут все устроено
Специфика развития онлайн-центров в Южной Корее в том, что здесь развиваются не отдельные компании, а отдельные экосистемы, включающие в себя онлайн-площадку, логистические центры, платежные системы, сервисные службы, мессенджеры, социальные сети, а иногда и собственные поисковики и браузеры. К слову, в Южной Корее Google занимает менее 10% трафика, остальное между собой поделили местные Naver и Paum.

Топ онлайн–ретейлеров Южной Кореи (объем продаж, млрд $)

Основные онлайн-площадки: GMarket, E-Bay Korea, 11Street, Coupang и тройка онлайн-каналов крупнейших офлайн-ретейлеров. У каждого из перечисленных акторов — свои конкурентные преимущества. 

У мобильных приложений 11Street и Coupang больше всего подписчиков, E-Bay Korea удерживает лидерство по доле продаж, GMarket наиболее известен среди иностранных покупателей, EMart и Lotte являются онлайн-каналами своих офлайновых материнских компаний.

79,5% всех доставок в стране осуществляется логистической компанией Market Kurly, заказы которой ежедневно разносят свыше 12 тыс. курьеров. Стартап Coupang создал собственную службу доставки — Rocket Fresh, которая способна обеспечить доставку 4200 упаковок со свежими продуктами до 7 часов утра следующего дня. Конгломерат Lotte объединил два своих филиала в один из крупнейших логистических центров страны.

Топ пакетируемых продуктов питания, продающихся онлайн в Южной Корее (объем продаж, млн $)

Онлайн-платежи больше трети корейцев осуществляют через платежные шлюзы социальных сетей, еще 29% используют для этого банковские платежные приложения. Еще одним популярным способом онлайн-оплаты в Южной Корее является сервис Samsung Pay. 

Национальный колорит платежных систем значительно ограничивает число иностранных пользователей южнокорейских амазонов, зато сохраняет их относительную безопасность и сохранность от интернет-мошенников (читай: «русских хакеров»).

Крадущийся Alibaba, затаившийся Amazon
Напрямую войти на южнокорейский рынок онлайн-продаж практически с совершенной онлайн-логистикой и инфраструктурой уже невозможно. Если Amazon, который легко «вскрывает» один за другим азиатские рынки, на рынок Южной Кореи пока не рискует идти, Alibaba пытается проникнуть в страну через инвестиции в уже существующие Coupang и азиатский аналог Uber — такси-акселератор Grab.

«Потребительский опыт», о необходимости которого много говорил Бом Ким, обошелся его стартапу убытками в $1,7 млрд из-за высоких расходов на оплату работы тысячи курьеров и аренду десятков складов. 

Онлайн-гигант Alibaba через SoftBank инвестировал порядка $2 млрд в компанию, что южнокорейскими чиновниками оценивается как «горячая отраслевая проблема, способная повлиять на весь внутренний рынок электронный коммерции». По мнению самой компании, инвестиции помогут совершить ей скачок после того, как она долгое время находилась в кризисе.