В этот кризис торговле здорово досталось. Вы с этим согласны?
— Давайте быть честными: интернет-торговле грех жаловаться. Даже у нас, продавцов инструментов, во время карантина рост продаж в онлайне был 108%. А есть коллеги, у которых он был на уровне 160% и даже 200%. Большие компании, у которых склады были забиты товаром, купленным еще до скачка курса доллара, оказались в максимальном выигрыше. Они подавили ценой всех, особенно своих мелких конкурентов. Так что к концу года, я думаю, мы увидим не менее 40 трлн рублей оборота в российском ретейле против 35 трлн рублей годом ранее.

Рост рынка? Почему?
— Потому что сидевшие дома граждане почти не тратили деньги на развлечения (из-за этого, по статистике, освободилось до 40% доходов домохозяйств), но товаров стали покупать больше. Многим такой шопинг помогал избегать психотравм. На карантине возрос спрос в онлайне на одежду, на товары для спорта, для дома и дачи. В фудовой торговле мы тоже наблюдали гигантский интернет-прорыв. Началась онлайнизация всех сфер. В итоге люди потратили на товары не первой необходимости денег больше, чем раньше. Так что интернет-торговле грех жаловаться. Тот же Amazon за время пандемии отхапал себе еще 10% глобального рынка.
  
А как же российский онлайн-ретейл?
— Здесь начинается настоящая торговая война между Ozon и Wildberries. Это хорошо для потребителя, но плохо для всех остальных продавцов, потому что эти двое, купив товар за 100 рублей, могут себе позволить продать его за 95 рублей. Не весь, конечно, но в отдельных категориях такие варианты возможны. Что абсолютно исключено для всех остальных. Так что да — большие продавцы всегда выигрывают.
Интересно, что будет в ближайшее время с «Беру». Крутой проект. Но его собственник «Яндекс» очень внимательно считает деньги и никогда не допускает операционной убыточности на длинной дистанции. Будет ли он инвестировать дальше в «Беру»? Мне лично пока непонятно.
Интересен также проект Goods.ru с прямой выдачей товаров в дарксторах. Но «М.Видео», с которым Goods.ru тесно связан, если не операционно, то ментально, начинает создавать собственный маркетплейс. Причем очень активно — большие деньги туда направляет. Как в этой связи будет развиваться Goods.ru — большой вопрос.

Интервью Алексея Федорова для MarketMedia, где он рассказал, как стать евангелистом Илона Маска, читайте здесь.



Бум маркетплейсов предвидите?
— Пожалуй. Ведь для любого производителя сейчас гораздо интереснее выйти на маркетплейс, чем в какой-нибудь небольшой интернет-магазин. Но мне также интересно, к чему это приведет. Думаю, к тому, что очень скоро закончится бум развития тех агентств, которые занимались созданием и развитием интернет-сайтов. Это станет неинтересно и ненужно. Для многих сайт превратится в анахронизм, как собственная лошадь в конюшне. Да, это здорово, если ты этим увлекаешься, или, как говорят многие руководители компаний в возрасте 50+, «у меня есть сын — пусть он этой темой занимается». Вот эта логика заканчивается. Для развития нужно искать другие пути.

Кто еще будет биться за аудиторию в интернете?
— Битва развернется между Mail.ru, «Яндексом» и Сбербанком. Тройку лидеров мог бы возглавлять «Утконос», если бы до пандемии инвестировал чуть больше в развитие онлайна. Но Мордашову подчиненные, похоже, не подсказали, что это нужно сделать. Так что №1 на рынке продуктового онлайна у нас «Перекресток». И, похоже, «Альфа-групп» не против, чтобы в перспективе «Перекресток» занимался разными видами товаров, а не только продуктами питания. Тем более что суперлогистика для этого уже создана.
  
Новые инвесторы в этом сегменте могут появиться?
— Такой сильный игрок, как АФК «Система», возможно, тоже в перспективе инвестирует в кого-нибудь из игроков онлайн-ретейла. Не исключаю также, что очнутся от спячки какие-нибудь российские фонды, которые после «Крымнаш» и пандемии затихли. Возможно, и среди них найдутся храбрые. В конце концов на рынке кто-то регулярно возникает. И тогда конкуренция в сегменте усилится. Но на ближайшие 2-3 года предсказать расклад очень легко. Лидерами будут упомянутые выше Ozon и Wildberries. Они будут делить между собой не менее 50% рынка онлайн-ретейла России. И начнут торговать всем: машинами, едой и др. Вытоптав все рынки, они перехватят и доставку еды из ресторанов. Игра между ними начинается уже не только в Москве и Петербурге, но и на региональных фронтах. И когда они окончательно захватят Приморский край — тогда и посмотрим, кто кого.

Мнение Алексея Федорова о курьерской доставке и борьбе с региональными властями читайте здесь.



Дальневосточный DNS может, на ваш взгляд, тоже ввязаться в гонку за лидерство?
— Все зависит от того, пойдет ли DNS на рынки за рамками своей специализации. У этой компании, к слову, отличная логистика и множество непродуктовых магазинов по всей территории России (больше, чем у кого бы то ни было). Так что база для расширения бизнеса у них есть.

Кого в этой ситуации поддерживает государство?
— Сразу хочу сказать, что нет государства, которое приходит и поддерживает. В каждом регионе — своя власть. И этой власти нужны инвестиции. Поэтому, когда в регион приходит большой новый игрок и открывает, допустим, склад на 100 тыс. м2, ему дают абсолютный зеленый свет, включая контакты со всеми региональными предприятиями и местными сетями. Это происходит органически. Если у тебя 25% рынка, ты уже победитель — можешь диктовать любые цены и выдвигать любые условия, просто потому, что тебя многие знают и любят, в том числе во власти. Так что нет никакой истории, что государство написало спецсписок и кому-то прицельно помогает.

А список отраслей, которым нужна помощь из-за пандемии, активно составлявшийся в апреле-мае?..
— Сейчас этот список активно начинает редеть. А все потому, что пристальная забота власти ничуть не лучше, чем ее невнимание. За каждый рубль помощи попросят отчитаться. Государство наше борется с коррупцией и коммерсантам не доверяет. И, наверное, имеет на это право, потому что коммерсанты в первую очередь заботятся о себе. Государству бизнесмены интересны только с точки зрения инвестиций в тот или иной регион. И если они инвестируют (особенно в маленькие регионы, которые остро нуждаются в деньгах), им все дороги открыты. Из паразитов они моментально превращаются в спасителей.

Был ли на рынке кризис неплатежей?
— Этого все боялись. Бродившая поначалу в Сети информация о бэтээрах, солдатах, возможном комендантском часе у владельцев бизнеса смеха не вызывала. Все были напряжены. Были даже случаи самоубийств на этом фоне: люди не выдерживали напряжения и ответственности за бизнес и коллективы. Да, было ощущение, что разразится колоссальный кризис неплатежей. Любой большой оптовой компании, любому вендору контрагенты должны миллиарды рублей. И эти контрагенты рассредоточены по всей России. Если большой ретейл отдаст долги, то с мелкими и средними продавцами все было непонятно. Было впечатление, что все закроется. В принципе в сегменте non-food так и было: люди были физически заблокированы — государство не давало им работать. Но кризис неплатежей не случился. Почему? Не понимаю. На уровне региональных торгово-промышленных палат (их в РФ 180) мы готовились помогать бизнесу. Заявлений о помощи поначалу были сотни. Но к середине мая они иссякли. Коммерсанты где-то нашли деньги, чтобы расшить свои неплатежи. Ничего фатального не случилось. У моей компании было пять-шесть писем от контрагентов о том, что они не могут заплатить. Но в итоге все равно заплатили. Возможно, дело в том, что предприниматели повзрослели и поумнели за прошлые кризисы и теперь у них разные источники накоплений.

Ждете ли вторую волну коронакризиса?
— Она возможна. Но это уже пятый кризис за последние годы. На пятый раз это уже не форс-мажор, а рутина. Понятно, куда бежать и что делать: кому грузить товар — кому нет, какие точки франчайзи закрывать — какие нет, где людей сократить — где нанять.

Мнение Алексея Федорова о возможных перебоях товаров в сегменте DIY читайте здесь.



Но этот кризис специфический. Он не похож на другие…
— Да. Впервые, например, выяснилось, что можно за 1 день нанять 1 тыс. сотрудников из ресторанного бизнеса, который закрылся, для сервисной доставки еды. Или что крупный онлайн-ретейлер может моментально взять себе 2 тыс. продавцов из офлайн-сети, которой пришлось резко закрываться. Тем не менее мы морально и технически готовы ко второй волне.

Насколько актуальна для ретейлеров тема объединения в союзы?
— Пандемия показала, что союзы нужны. АКИТ в этот раз весь ретейл объединила в один чат. И там все друг другу помогали. Все мы, как сказала Таня Бакальчук, как животные на водопое, где тигр не ест кролика. Я мог позвонить любому директору любой сети и спросить, как обстановка в том или другом регионе, с кем там решать вопросы. Эта история единения продолжалась больше месяца и уже слегка подзабылась. Но когда-нибудь на старости лет я напишу книжку под названием «Режим ХЗ» об этом времени, когда совершенно не ясно было, кто чем командует, чьих распоряжений слушаться, кому звонить. В одном регионе нам дали контакт некоего Мухаммеда, который все решает. А что это за Мухаммед, даже не объяснили. Но спасибо ему большое — реально помог. И таких историй в этот кризис было множество.

По мотивам выступления на конференции "Трансформация оптовой торговли"