Первыми в России услугу по прокату столлеров — специальных колясок для собак, чтобы посетители могли делать покупки вместе со своими питомцами, запустили в Петербурге в ТРК «ЛЕТО». Услуга рассчитана на владельцев собак мелких и средних пород.

«Когда у вас собачка на руках, делать покупки неудобно, толком померить одежду невозможно. Конечно, основная масса наших покупателей приходит без домашних животных. Но тем, кто не хочет с ними расставаться во время шопинга, мы даем возможность сделать это с комфортом», —  рассказал исполнительный директор ООО «СПб-Лето» Андрей Должиков. По его словам, инициатива запуска этой услуги исходила от сотрудников стойки информации, которые каждый день общаются с посетителями и видят, сколько народа приходит в торговый центр со своими собаками. Вместе с коляской выдают одноразовые пеленки, после каждого животного проводится обработка, чтобы не было неприятного запаха. «Сервис для клиентов бесплатный, обратная связь за полгода с момента запуска хорошая, люди довольны», — отмечает Андрей Должиков. Впрочем, пока столлеры для собак остаются исключительно петербургской фишкой, тиражировать эту услугу в других торговых центрах, принадлежащих Malltech, в Уфе, Перми, Новосибирске и Новокузнецке пока не намерены. 

Справка

По данным совместного исследования Mars Petcare и «Яндекс.Маркета», в 2018 году россияне содержали 18,9 млн собак. В числе самых популярных пород — немецкая овчарка, тойтерьер и йоркширский терьер. Но каждая вторая собака в России — беспородная.

Исследование показало, что россияне стали ответственнее относиться к домашним животным, 76% владельцев собак называют своего питомца членом семьи. Кроме того, люди стремятся больше времени проводить с животными: ходить вместе в кафе или путешествовать. Так, по данным «Яндекс.Такси», за последние 2 года количество поездок с домашними питомцами в такси выросло в 5 раз. По данным Euromonitor, объем рынка товаров для животных в России по итогам 2018 года составил 177,4 млрд рублей, годом ранее — 164,4 млрд рублей.



О том, какими темпами растет объем рынка товаров для животных в России, смотрите тут



В октябре 2019 года аналогичная услуга — покупательские тележки, оборудованные для провоза животных, — стала доступна в гипермаркетах «Аллея», входящих в ГК «Командор» в Сибири. «Тележки пользуются спросом. Особенно часто их используют в будни вечером и в выходные дни, что логично, так как люди в этот период гуляют со своими питомцами, делают закупки», — говорит директор по внешним связям ГК «Командор» Владимир Русанов. По его словам, такой дополнительный сервис повышает лояльность покупателей, поэтому сейчас ретейлер вводит такие тележки во всех 18 гипермаркетах Красноярского края, Иркутска и Хакасии. В компании подчеркивают, что претензий от людей, которые боятся собак или у которых аллергия на животных, они не получали. «Наоборот, владельцы собак нас благодарят, а другие покупатели очень добродушно реагируют. Особенно дети», — сообщил Владимир Русанов.

В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.Фото предоставлено пресс-службой
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.Фото предоставлено пресс-службой
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.Фото предоставлено пресс-службой
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.Фото предоставлено пресс-службой
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.Фото предоставлено пресс-службой
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.
В России начали появляться первые торговые объекты куда пускают посетителей с собаками.Фото предоставлено пресс-службой


Однако именно жалобы от покупателей заставили сеть магазинов «ВкусВилл» запретить вход с собаками в свои магазины. «Напоминаем вам, что посещать наши магазины с собаками впредь нельзя. Это решение приняли на общем собрании по сервису после неоднократно поступивших жалоб. Принимая данное решение, мы руководствовались обеспечением безопасности и соблюдением санитарных норм. Исключение составляют инвалиды по зрению, которых сопровождают специально обученные собаки-поводыри. Поэтому убедительно просим владельцев домашних животных оставлять питомца дома, если вам надо зайти в магазин за продуктами», — такой пост появился в официальных аккаунтах компании в соцсетях более года назад. Вскоре после этого для покупателей с собаками поставили будки у входа в магазин, где можно было оставить животное. «Мы много чего пробуем для того, чтобы найти те вещи, которые нужны нашим покупателям. Недавно у нас появились будки для собак в Москве. От покупателей мы получили кучу лайков и отзывов, что будки очень милые. Но собакам они не понравилась. Поэтому проект свернули», — заявила управляющая по инновациям «ВкусВилла» Олеся Машкина на фестивале друзей «ВкусВилла».

Весной этого года Даниловский рынок в Москве открыл парковку для собак — боксы шириной 680 мм и высотой 1150 мм, в которых владелец мог оставить собаку перед посещением рынка. «Гости Даниловского смогут совмещать прогулки с четвероногим другом и поход на рынок за продуктами или кофе с круассаном — для этого теперь не обязательно оставлять питомца дома или небезопасно привязывать на улице» — так новую услугу презентовали владельцы Даниловского рынка. Особо оговаривалось, что собака должна быть с адресником и приучена спокойно ожидать хозяина. В компании отказались комментировать востребованность дог-паркинга.



Если в России примеры создания инфраструктуры для покупателей-собачников можно пересчитать по пальцам, то за рубежом магазинов dog friendly множество. В США торговые центры, в которые пускают посетителей с собаками, есть практически в каждом штате. По данным dogvills.com, практически каждый крупный розничный продавец товаров для домашних животных, включая PetSmart, PetCo и Pet Supplies Plus, разрешает заходить в свои магазины с собаками на поводке. Это связано с тем, что многие из них предлагают услуги груминга (по мытью и стрижке животных), а в некоторых даже ведут прием ветеринары. В специализированных магазинах для фермеров, охотников и спортсменов Bass Pro Shop, Tractor Supply Store и Atwood’s также не возражают против покупателей с домашними питомцами. Почти все магазины товаров для ремонта и строительных инструментов в США, в том числе лидеры рынка, сети Home Depot и Menard's, пускают с собаками. Крупные универмаги, такие как Anthropologie, Macy’s и Nordstram’s, придерживаются dog friendly политики. Даже в специализированные магазины, где продают косметику и парфюмерию Lush, Bath & Body Works и Sephora, можно зайти с собакой. В составленный Dogvills список американских ретейлеров, не возражающих против посетителей с собаками, входит более 80 торговых сетей.


Рейтинг топ-10 российских магазинов для домашних животных тут



Единые правила для собак в магазинах
Тиражировать такой подход в России мешает законодательство. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» вообще не затрагивает вопросы похода в магазины с собаками. Поэтому в регионах местные власти решают эти вопросы по-разному. Например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях относит появление с собакой без поводка и намордника в магазинах к нарушениям правил выгула собак. В Ярославской области нахождение граждан с собаками в помещениях магазинов, на территориях рынков и предприятий общественного питания вообще запрещено. В Ленинградской области с собаками нельзя заходить в магазины, только если при входе в них размещена информация о запрете посещения с домашними животными. В Петербурге закон более либерален: не допускается нахождение и выгул собак в общественных местах без поводка, а собак, имеющих высоту в холке более 40 см, без поводка и намордника.

О том, как сеть BookingCat выходила в Европу, можно почитать здесь



Депутаты Законодательного собрания Петербурга Сергей Никешин и Денис Четырбок (оба из «Единой России») намерены устранить эти разночтения. Они подготовили поправки в профильный ФЗ, которые позволят правительству РФ установить единые правила для посещения магазинов и точек общепита с животными для всей страны.

«Владельцы собак мелких пород не расстаются с ними при посещении не только кафе, ресторанов, но и продуктовых магазинов, супермаркетов и гипермаркетов. Таких собак сажают в корзинки и тележки для продуктов, на них остается шерсть и даже продукты жизнедеятельности животных. Люди не думают о том, что у других посетителей может быть аллергия на собак. В связи с этим периодически возникают конфликтные ситуации», — заявил Сергей Никешин, представляя свой проект в городском парламенте. Недавно на заседании ЗС Петербурга законопроект был принят в первом чтении. Ожидается, что в декабре он поступит на рассмотрение в Госдуму. Дальнейшее развитие dog friendly инфраструктуры в российских магазинах будет зависеть от того, на чью сторону встанут депутаты Госдумы и члены правительства — тех, кто считает, что собакам не место рядом с прилавком, или тех, кто считает, что с собакой можно ходить везде.