Зато средняя площадь арендуемых помещений стрит-ретейла в Москве уменьшилась на 1,1% — с 196,6 до 194,4 м2. Более 50% помещений на всех улицах столицы имеют площадь до 300 м2.

На многих улицах Москвы свободных помещений стало меньше. Максимальное сокращение их количества зафиксировано на Кутузовском проспекте — здесь за год доля свободных площадей сократилась на 3,6% (пустует каждое пятое помещение). А всего в стрит-ретейле Москвы сейчас свободно около 30,4 тыс. м2 — площадь, сопоставимая по размеру со средним торговым центром.



На пешеходных улицах Москвы больше всего площадей занимает общепит — на его долю приходится 55,6% помещений (рост за год составил 1,6%). На втором месте — fashion-операторы с результатом 18,8% (рост на 0,1%), на третьем — подарки и сувениры — 3,7%. А на центральных транспортно-пешеходных коридорах доля общепита меньше — 41,5% (рост на 3,9%). Второе место занимают банковские офисы с результатом 10,1% (рост на 0,5%), досуговые концепции — 9,3% (рост на 0,8%), продуктовые магазины — 7,8% и fashion-операторы — 6,3%.

Ресторанов и кафе больше всего в Камергерском переулке (85% площадей от общего предложения), Климентовском переулке (77%), на улицах Арбат (72%), Никольской (59%), Большой Дмитровке (59%) и Пятницкой (55%).
Что касается ставок аренды на стрит-ретейл, то по итогам 2019 года их верхняя граница в среднем по рынку снизилась на 4-6%. На Арбате и Пятницкой улице ставки снизились на 6%, на Тверской — на 6%.



Но есть и исключения: в Столешниковом переулке за год верхняя граница ставок выросла на 8%, на Кутузовском проспекте — на 7%, на проспекте Мира — на 13%. А максимальный прирост был отмечен на Мясницкой улице — он составил 45%. Минимальный размер ставок в 2019 году в Москве не изменился и составил 30 тыс. рублей за 1 м2 в год, констатируют эксперты Knight Frank.

В следующем году пешеходный трафик на улицах Москвы вырастет на 10%, в частности, из-за реализации масштабной программы городских властей по созданию комфортной среды для москвичей и обновлению центральных улиц мегаполиса. Из-за этого доля общепита в стрит-ретейле центральных улиц столицы и на магистралях между МКАД и третьим транспортным кольцом (где живут 80% москвичей) в ближайшие пару лет вырастет на 5-7%.

На ситуацию со стрит-ретейлом положительное влияние окажет программа «Мой район» правительства Москвы, в рамках которой идет благоустройство спальных районов города, а также развитие метрополитена, московских диаметров и ввод в эксплуатацию транспортно-пересадочных узлов, в составе которых планируются торговые площади.

Активными точками роста стрит-ретейла также становятся креативные пространства, создаваемые на месте промышленных предприятий. Их помещения с удовольствием занимают магазины российских дизайнеров, а также фуд-холлы. На данный момент на территории бывших промышленных объектов уже открыто 200 торговых точек разного формата (магазины и корнеры). Это сопоставимо с числом магазинов одежды на пешеходных улицах внутри Садового кольца.

Свободные площади на транспортных магистралях постепенно займут операторы, ориентированные на потребителей, проживающих в ближайшей доступности, — продукты питания, банки и сервисные услуги.