Мировой рынок розничных продаж в 2017 году составил $114,4 млрд, а российский — всего $3,2 млрд. Меньше только рынок Ближнего Востока и Африки, суммарно его объем составил в прошлом году $0,9 млрд.
Самые большие траты одного домохозяйства на домашних питомцев в год в Северной Америке — $360,6, в Западной Европе — $136,6, а в России — $55,4, подсчитали в исследовательской компании Euromonitor.
Эксперты уверены, что в России рынок имеет большой потенциал. Кстати, в этом году на наш рынок вышла одна из крупнейших восточноевропейских компаний — чешская Placek Group, занимающаяся оптовыми и розничными продажами зоотоваров. В апреле она открыла первый гипермаркет Dino Zoo, расположенный в Москве, его площадь составила 1,5 тыс. м2. При магазине также работает груминг-салон для собак и кошек и лекторий для проведения семинаров для хозяев домашних питомцев. Чешские предприниматели намерены развивать Dino Zoo по всей России и в течение 3-4 лет открыть 15 гипермаркетов в разных городах.
В целом на российском розничном рынке работает много розничных небольших специализированных сетей, насчитывающих 3-10 точек. Самые крупные игроки имеют чуть более 200 магазинов, часть из которых работают по франчайзингу. Рынок достаточно серый, многие предприниматели на каждую точку открывают отдельное юрлицо или работают по упрощенной системе налогообложения, поэтому подсчитать объем рынка и число игроков достаточно сложно.
Но все-таки можно сказать, что рынок товаров по уходу за животными медленно, но развивается. В 2017 году он вырос до 184,7 млрд рублей со 167 млрд в 2016 году. При этом большая часть продаж приходится на корма для животных, в прошлом году их было продано на 168,9 млрд рублей (610 тыс. тонн), подсчитали в Euromonitor.
В последние годы российские потребители были в целом очень рациональны в тратах и старались экономить. Это отразилось в том числе и на рынке товаров для животных: покупатели искали низкие цены, товары по акциям, старались покупать большими упаковками, чтобы получить более выгодную цену. Такая потребительская модель поведения оказывает давление на производителей, которые пытаются сохранить ту же прибыль, что и в докризисный период, отмечают аналитики Euromonitor. Однако исследователи прогнозируют, что миграция людей в города из сельской местности, которая по-прежнему продолжается в России, будет способствовать росту числа домашних питомцев и, соответственно, росту рынка товаров по уходу за ними.
В 2018 году в России рынок зоотоваров по-прежнему контролируют два международных гиганта-производителя — «Марс» (ТМ Pedigree, Whiskas, Kitekat, Royal Canin и др.) и «Нестле Россия» (Purina, Felix). В прошлом году в рознице на их товары пришлось около двух третей всех розничных продаж зоотоваров. «Марс» для увеличения продаж в 2017 году построил завод по производству кормов для животных в Ростовской области стоимостью 4 млрд рублей.
Эксперты прогнозируют, что в этом году доля продаж зоотоваров через FMCG-сети и интернет-магазины будет расти, а специализированные сети и одиночные магазины будут терять свою долю в сегменте экономтоваров. Продуктовые ретейлеры активно наращивают выпуск кормов для животных под собственными торговыми марками, составляя тем самым серьезную конкуренцию для других игроков рынка. Однако премиальные корма и товары для животных через специализированные сети и ветеринарные аптеки продаются лучше.
1. «Четыре лапы». Московская сеть работает на рынке более 25 лет и насчитывает 212 магазинов более чем в 50 городах России. В магазинах представлено свыше 20 тыс. наименований товаров.
2. «Ле'Муррр». Петербургская сеть принадлежит группе компаний «Иванко», основанной в мае 1996 года, специализирующейся на импорте, оптовой торговле и производстве товаров для животных. Первый розничный магазин был открыт в 1997 году в Петербурге. Два года назад ГК «Иванко» приобрела 70% московской сети зоотоваров Сats&Dogs (ООО «Зоомагазины»), насчитывающей 39 точек. Сейчас у «Ле'Муррра» 200 точек в России.
3. Petshop.ru. Петербургская компания позиционирует себя как интернет-магазин товаров для животных. Однако при этом игрок имеет уже более 180 магазинов в России. Компания работает на рынке всего несколько лет, но развивается очень динамично и работает уже по всей стране. Компания имеет 18 собственных складских комплексов. Кроме основного направления деятельности, развивает еще три проекта: iBody.ru — интернет-магазин косметики и линз, Kideria.ru — интернет-магазин детских товаров и «Пет-Продукт» — крупный поставщик зоотоваров в России и странах СНГ.
4. «Любимчик». Розничный проект создан несколько лет назад транснациональным производителем товаров для животных компанией «Марс». Сеть работает в Москве и Московской области и насчитывает 121 розничную точку.
5. «Бетховен». Первый магазин был открыт в 1993 году в Москве, под брендом «Бетховен» компания стала развиваться с 1995 года. В настоящее время сеть насчитывает 106 розничных точек, большая часть магазинов представлена в Москве и Московской области.
6. «Зоогалерея». Сеть основана в 2007 году в Москве и сегодня насчитывает более 90 розничных точек в Центральном регионе России. Ассортимент магазина превышает 20 тыс. наименований.
7. «Зоомаркет». Компания позиционирует себя как интернет-магазин с доставкой по Москве и Московской области, но также имеет 70 розничных точек в этих регионах.
8. «ВАКА». Петербургская сеть «ВАКА» работает с 1993 года и принадлежит компании «Биосфера», которая занимается оптовыми продажами, производством и экспортом товаров для животных. Сеть насчитывает 38 магазинов в Петербурге и Ленобласти.
9. «Золотая рыбка». Петербургская сеть «Золотая рыбка», насчитывающая 37 точек в регионе, принадлежит одному из крупнейших оптовиков по продаже зоотоваров с таким же названием, кроме того, компания является и производителем. Компания выпускает ошейники и мультивитамины под брендом «ДокторZOO».
10. «Динозаврик». Московская компания имеет интернет-магазин и осуществляет доставку товаров по всей России. Розничная сеть, насчитывающая 34 магазина, представлена только в Московском
Главная → Рейтинг
→