«Цайняо»
Компания Cainiao Network основана в 2013 году и принадлежит Alibaba Group. «Цайняо» — один из крупнейших в мире IT, логистических и инфраструктурных операторов: входит в топ-3 по объемам грузовых перевозок в мире. Всего в 2020 году «Цайняо» привез в Россию на 17% больше посылок из Китая, Турции и Европы, чем в 2019 году. Объемы отправлений от российских продавцов «Цайняо» за год выросли на 450%.
О роли логистики в торговле
Логистика в e-commerce сейчас активно развивается, она помогает развивать саму интернет-торговлю, потому что именно логисты доставляют посылки либо быстро, либо медленно. А это прямое впечатление покупателя от интернет-платформы. В логистику сейчас необходимо инвестировать и инвестировать много. В свое время основатель Alibaba Group Джек Ма озвучил нам очень простой подход и основную цель – доставка за 24 часа с момента заказа внутри страны, и 72 часа — международная. Стараемся сейчас развиваться в этой парадигме. Я думаю, на рынок логистики будут приходить новые игроки, рынок очень большой и есть куда расти. Во время пандемии появилось много новых интернет-магазинов и много логистов, особенно это заметно в Москве.
О работе в пандемию
Первый этап был для нас переломным. Ни государство, ни логисты не знали толком что делать. Да в принципе никто не знал, что делать. Передвижения людей стали ограничиваться, а посылки на складах кто-то должен обрабатывать. В итоге банально не хватало людей. Потом мы переформатировались, государство согласовало регулирование по движению грузов из-за границы, к счастью, ограничения на передвижения между регионами не вводились. Сложность была в том, что все потребители резко захотели получить посылку на дом, а не забирать ее из пункта выдачи. Это вызвало дефицит курьеров в первые два месяца пандемии.
В международном тоже бизнесе все сильно изменилось. Если раньше мы использовали пассажирские самолеты, это было удобно для нас и дешево, в один момент границы закрылись и пришлось пересесть на грузовые чартерные самолеты. Но в итоге мы ускорились по сравнению в 2019 годом в среднем на 15-20%. Количество грузовых рейсов выросло в два раза, с 9 до 20 рейсов в неделю. Если говорить про морские перевозки, у нас есть только один маршрут на Россию – из Гонконга на Дальний Восток и далее по территории России железной дорогой. На этот вид перевозок пандемия не повлияла – ни на стоимость, ни на загрузки, что довольно неожиданно.
Про отличия китайской логистики от российской
Самая главная разница между Китаем и Россией в этом вопросе — это плотность населения. На юге Китая, между городами Гуанчжоу и Фошань нет полей и лесов. С одной городской улицы попадаешь на другую. И весь юг Китая выглядит примерно так. На 1 км2 приходится более 10 тыс. жителей. Из-за высокой плотности населения доставка получается эффективнее по цене, чем, например, в России. Один курьер с полным самосвалом посылок разносит их не по 10 км2, а по 1 км2. Это большая разница. В Китае курьер за день может выдать в среднем 1500 посылок, в России такие цифры невозможны, если курьер выдаст 100 посылок за день, это уже круто. Второй фактор – инфраструктура. Есть города миллионники, в которые более-менее доставляют курьерские компании. Есть «Почта России», которая доставляет разными способами в малые города: и самолетами, и оленями, условно. Нет инфраструктуры – нет быстрой доставки. В итоге, часто доставка выходит дорогая и неудобная.
Мы себя считаем больше IT-компанией, чем логистической.
Все решения, которые применяются на китайском рынке, мы стараемся использовать в России. Локализация —дело непростое, как минимум, с точки зрения языка. Плюс юридическая составляющая, разные юрисдикции. Подход ко многим логистическим процессам в России и в Китае отличается (операции на складе, необходимые документы для продавца, документы о передаче товара и т.д.). Когда мы начали работать в России, то столкнулись с дефицитом кадров. К сожалению, сильно чувствуется нехватка профессиональных логистов. Нам требуются люди со знанием английского языка, со знанием китайского искать мы уже отчаялись.
О популярных категориях товаров
AliExpress сейчас активно развивает категорию одежды. Если раньше fashion на площадке формировали в основном китайские продавцы, сейчас приходят сильные европейские, российские игроки, в частности, турецкие компании. В России у нас работает партнерский склад для сегмента fashion (запустили в мае 2020 года), его оператор онлайн-ретейлер KupiVip (в его задачи входит обработка, хранение, формирование и отгрузка готовых заказов для покупателей платформ Alibaba Group в России – Ред.).
Мы активно учимся, там все более-менее хорошо. У нас есть планы на регионы, пойдем в региональную складскую логистику, в том числе для категории fashion. Сейчас на рынке много свободных мест, строить под себя большого смысла я не вижу.
В России это не быстрая история, а в Китае у нас сортировочный центр, обрабатывающий 3 млн посылок в день, строится за 3-4 месяца.
В России это займет больше года. Скорее всего, будем арендовать готовое помещение, либо работать с партнерами – так «Цайняо» работает во всём мире.
Что касается других категорий, хорошо продается электроника. В основном цифровая техника. Помимо этого, товары для дома и сада. Готовимся к работе с категорией FMCG, начиная от порошков и заканчивая шампунями, будем учиться доставлять эти товары. А также косметику. С этими категориями есть сложности, они частично относятся к опасным грузам, на которые требуются дополнительные сертификаты и не подлежат авиаперевозке. Например, лаки, батарейки.
Про постаматную сеть
Так сложилось, что в России вся международная логистика идет через «Почту Россию», и ее отделения стали пунктами выдачи заказов. Соответственно, люди привыкли приходить куда-нибудь и забирать свои посылки. Во-вторых, стоимость доставки до двери в России дорогая. Гораздо эффективнее собрать посылки вместе и привезти в одну точку. Мы изучили рынок и поняли, что совместная стратегия «платформа плюс логистика» работает эффективнее, это доказали на своем примере Ozon и Wildberries. Мы поняли, что можем сделать постаматную сеть дешевле и грамотнее, еще и потому, что «Цайняо» в Китае сама производит постаматы. Совместно с X5 Retail Group (5Post) мы открыли более 12 тыс. точек, а развиваем собственную постаматную сеть «Цайняо», которую брендируем под AliExpress. В среднем сейчас в крупные российские города посылка из Китая прилетает за 12 дней с момента заказа.
Если говорить про локации для постаматов, смотрим на плотность населения и делаем ставку на спальные районы, на торговые центры и малый бизнес. Ставим постаматы в ателье, обувных и ремонтных мастерских. Это наше отличие от других постаматных сетей, такой очень китайский опыт. Для постаматов точка роста — это регионы, будем увеличивать наше присутствие там. Потому что сильная сторона AliExpress - это именно регионы. Нас и «Почту России» знают во всех городах страны, про Ozon и Wildberries в некоторых населенных пунктах могли и не слышать.
Постаматные сети конкурируют между собой по себестоимости, по скорости доставки и качеству. Здесь я имею в виду вопрос удобства – легко забирать, легко вернуть. Если говорить про недостатки постаматов, это ограничения по категориям товаров. Холодильник в постамат не привезешь, так что для большой электроники локеры (отсек для хранения посылки в постамате – Ред.) исключаются практически полностью. Во вторую очередь идет парфюмерия, шампуни могут банально протечь. Ну и продукты. Еще один момент - это нестабильность некоторых партнеров, которые закрывают свои точки и наш постамат теряет в этом месте доступ к клиенту.
Про доставку продуктов питания
У AliExpress есть интерес к доставке продуктов питания, мы тоже пойдем в это направление. Но продукты питания специфический товар, к которому мы будем искать свой подход. Тут должна быть правильная инфраструктура, партнеры, быстрая гиперлокальная доставка.
Нужно понимать, что вся доставка еды на сегодня это не совсем про бизнес.
Онлайн-доставка не прибыльна и компании пока просто инвестируют в развитие рынка.
Про беспилотники и роверы
Я недавно смотрел ролик, как ровер (робот-курьер – Ред.) «Яндекса» пытался переехать сугроб. Классно. Но не переехал. Понятно, что прямо сейчас это часто хайп, из разряда «Полетим на Марс», но важно, что уже есть рабочие модели, которые многое умеют. С другой стороны, во время пандемии мы запускали такие вещи. В Китае в кампусе Alibaba ровер уже давно выдает посылки. Коллеги из Европы сидели с нами в переговорной комнате на первом этаже, через окно увидели, как проезжает мимо ровер. Попросили прервать переговоры, и мы все пошли этот ровер фотографировать. Прикольно? Да. Эффективно? Думаю, пока есть вопросы. Если возить ровер по одному густонаселенному району Китая, это может сработать. Если дороги хорошие и ровные. В России еще влияет климат. Летом или круглогодично в Сочи такой робот сможет доставлять посылки, а зимой через снег переезжать вряд ли. В целом, за этими технологиями будущее, но они должны стать эффективными, и мы работаем над этим.
Беспилотники хорошо себя показывают на отдаленных территориях, вместо вертолета. В условиях города Amazon тестирует этот способ доставки, в Китае проводятся эксперименты. Зависит все от территории. Например, рабочая история — отправить таким образом посылку из крупного города в отдаленный труднодоступный пункт вместо почтальона, которому придется с этой посылкой лазить по горам. Но нужно понимать, что не все потребители захотят принимать посылку от беспилотника, например, старшая аудитория.
Про будущее e-commerce
Все зависит от привычек потребителя. До пандемии я ходил в несколько продуктовых сетей – удобно, понятно. Я никогда не думал про онлайн-доставку, не доверял сборщикам. Во время коронавируса я начал заказывать продукты в интернете, тестил разные платформы. Это действительно очень удобно. В итоге я полностью перешел на онлайн-доставку продуктов, последний раз я заходил в продуктовый магазин купить бутылку воды. Я думаю, у многих людей такой же опыт, но это в Москве. В регионах ситуация другая. Если в крупных городах интернет-торговля продуктами сможет развиваться, в мелких городах (меньше 500 тыс. жителей) такая практика не быстро приживется, у людей другой подход.
Я думаю, этот принцип распространяется не только на онлайн-торговлю продуктами, а в целом на весь e-commerce. Со временем потребители придут к мысли о том, зачем куда-то идти, если почти все можно заказать. Особенно, когда все товары можно вернуть.
Легкие возвраты очень важная вещь в интернет-торговле, клиент не должен боятся этого процесса.
У нас доля возвратов в прошлом году не росла, стараемся вместе с AliExpress возвраты минимизировать.
О поддержке государства
Для развития логистики необходимо, чтобы правительство осознало, что логистика и мелкий/средний бизнес - это основа для развития и их необходимо поддерживать. Есть Татарстан, где правительство поддерживает развитие интернет-торговли, там идут движения по развитию маркетплейсов, будут строиться бондовые склады. То есть в целом идет мощная поддержка со стороны властей. Если такие же меры будут применяться на уровне других регионов, выстраивать эффективную логистику будет на порядок легче. За рубежом есть примеры. Так, правительство Казахстана создало digital-министерство (Министерство торговли и интеграции), которое занимается e-commerce. Они молодцы, готовы идти вперед.
Леонид Гольдорт, глава СДЭК: В логистике плавает много акул