Начиная с пятницы прошлой недели в продуктовых магазинах начался ажиотажный спрос на продукты длительного хранения. И несмотря на то что ретейлеры даже запустили флешмоб в соцсетях под хештегом #товаресть, население это не успокоило, все помчались закупать макароны, крупы, консервы и сахар. Ажиотаж подогревали посты в соцсетях с фотографиями пустых полок магазинов.  

В результате за последние несколько дней продажи в сетях выросли в 3-5 раз, а полки опустели. Поставщики не успевают подвозить товар, а ретейлеры — его выкладывать. В результате сложившейся ситуации глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев поручил производителям обеспечить двухмесячные запасы основных видов продовольствия, а также распорядился создать во всех регионах штаб для мониторинга ситуации на продовольственных рынках. Задача штабов на постоянной основе анализировать имеющиеся объемы продовольствия и цены в торговых сетях.

Как обстоят дела сейчас в продуктовых сетях, почему невозможно создать большие запасы на складах и есть ли дефицит каких-либо категорий, обсуждали ретейлеры на встрече, которая прошла сегодня в Москве по инициативе компании BBCG.


Мы столкнулись с тем, что с пятницы прошлой недели у нас начал нарастать спрос. Причем наиболее активно он нарастал последние 3 дня. В московских магазинах вчера рост продаж составил 220% к плану, сегодня — 180%. Спрос, грубо говоря, увеличился вдвое.

Самой большой неожиданностью для нас стали высокие продажи крупы и туалетной бумаги. Причем самая продаваемая крупа — киноа, то есть такой интеллигентный покупатель, который не только гречку покупает. Если спрос на гречку и макароны вырос в 10 раз, то на средства дезинфекции — в 100 раз! И это не потому, что нет товара в магазине или у поставщика, он просто не производится в таком объеме.

Но самое критичное здесь не в том, что нет средств дезинфекции на полках, а в том, что этих средств нет на производстве. Мы производим достаточно большое количество продукции (только на московских фабриках более 30 т в сутки), но это делать невозможно без современных дезинфицирующих средств, которые используются для дезинфекции рук и всех поверхностей. И мы имеем недостаток этих средств, пока ситуация под контролем, но в будущем может быть проблема.

Вчера заехал в магазин, который у меня рядом с домом. Видно, что он пережил сильное нашествие покупателей, которые брали все, что можно унести. Люди смели всю заморозку, включая ягоды-фрукты, смели все свежее мясо, теперь оно, видимо, в холодильниках уже замороженное.

При этом мы стараемся пополнять по максимуму, и все ресурсы, которые в компании есть, брошены на то, чтобы обеспечить наличие товаров на полке. При этом надо понимать, что вся цепочка поставок, весь бизнес долгие годы оптимизировался под текущую загрузку, поэтому нет ресурсов, чтобы увеличить поставки в моменте вдвое. 


Я думал, что сейчас мы переживаем некий аналог 8 Марта, когда спрос несколько растет, но растет специфически — на такие продукты, как вина, красивые коробки конфет, кулинария. 


А сейчас продажи увеличились незапланированно и на нетипичные для нас категории товаров. То есть в преддверии Нового года мы точно знаем, на какие группы и в какие дни вырастает спрос, мы к этому четко готовимся заранее, примерно за месяц. Мы, постепенно увеличивая ресурс в логистике, во всей цепочке поставок, наращиваем товарную массу в магазинах, чтобы в пиковые дни предновогодних продаж все это было распродано. И в новый год выходим с адекватными товарными запасами. В этом и есть искусство управления товарным запасом. И даже если объявить аврал, заставить людей бегать быстрее, то ситуация может подтянуться на 20-30%, но надо понимать, что люди работать долго в режиме аврала не могут. Поэтому сейчас приходится принимать такие решения, которые перетягивают одеяло ресурсов с одной стороны в другую.

Что мы сделали. Та широта ассортимента, которая есть у нас, обеспечивается дорогой технологией — это штучный подбор на складе, отгрузка маленькими партиями. Логистически это дорого. В тех условиях, что есть сейчас, самое правильное — это отменить сборку широты ассортимента и обеспечивать только самым необходимым, грузить коробками вплоть до палет, экономить ресурсы для обеспечения товарной массой. Для нас это нетипично. Мы всегда обеспечивали магазины более изощренным, интересным ассортиментом с потребительской точки зрения.

Во многом мы являемся заложниками поставщиков, так как запасы на нашем складе минимизированы, средний уровень запаса — 26 дней. Но это средняя температура по больнице, так как для свежего товара это 2-3 дня, а для алкоголя доходит до полугода. Это связано с особенностями логистики, так как при закупке прямого импорта большими партиями логистика занимает по 2-2,5 месяца с учетом обклейки товара марками ЕГАИС и т.д. Таким образом запасы на складе минимизированы, и мы являемся заложниками расторопности поставщиков, чтобы своевременно эти запасы пополнять.

Естественно, и поставщики столкнулись с такими же сложностями. У них тоже вся эта процедура оптимизирована, включая товарные запасы на своих складах. У некоторых из них есть нехватка транспорта, поэтому в тех случаях, когда они готовы отгрузить нам товар, мы переходим на режим самовывоза и не ждем, пока они нам привезут. Есть те, кто не может обеспечить нужное количество товара. «Черкизово», например, сейчас снижает объемы поставок товара, но это тоже понятно, потому что мясная промышленность годами была оптимизирована у нас в стране. И для того, чтобы курицу положить на прилавок, она должна была полгода назад вылупиться из яйца. Поэтому в моменте это тоже, к сожалению, не наращивается.


В начале марта мы видели повышенный спрос только в онлайне. Офлайн подключился с конца прошлой недели. Конечно, мы наблюдаем точечный и очень резкий спрос по ряду категорий. В основном это крупы и консервация, сангигиена тоже, но несколько в меньшей степени.

Повышенный спрос, который был сначала в Москве, потом сместился в Московскую область, видимо, из-за того, что люди перешли на удаленный доступ и, возможно, переехали за город. В регионах повышенный спрос в Петербурге, Калуге, Казани. Но есть регионы, в которых относительно все спокойно. И сейчас мы сосредоточены на том, чтобы перемещать товар со складов, где пока запасов достаточно, в магазины.

Мы примерно в 2-4 раза увеличили поставки в розничные точки, скорректировали правила выкладки (теперь в части магазинов товар выкладывается палетами), увеличили количество персонала в магазинах, изменили маршрутизацию и постоянно мониторим магазины, чтобы при необходимости перенаправлять потоки, где наиболее высокий спрос.

Сейчас все зависит от логистики и поставщиков. С властями мы уже обсудили ряд мер, которые помогут упростить доставку товара со складов в точки, так как все распределительные центры расположены вокруг Москвы, это касается пропусков, контроля нагрузки на ось транспорта и т.д. Поставки от производителей идут, и мы надеемся, что ажиотажный спрос должен утихнуть, потому что пока объективных причин (ни в логистике, ни в поставках) для паники, конечно же, нет.

Мы с конца февраля увеличили заказы у поставщиков, а сейчас еще больше увеличили, и если они все будут выполняться, то проблем не будет. Нас беспокоит тот момент, что может возникнуть вопрос перепродажи. А такое может стать актуальным в ближайшее время.


Объем продаж вырос кратно — в 2-3-4 раза в зависимости от категории. Но есть определенные сложности, с которыми мы столкнулись. Большая нагрузка приходится на магазины. Например, сотрудникам приходится по 3-4 раза на день перекрывать проходы, чтобы снять продукцию с верхних стеллажей, где она хранится, так как у нас магазин cash&carry, и быстро-быстро ее добавлять на полки. Сотрудники стали выходить на работу на час-два раньше без каких-либо просьб со стороны руководства компании, понимая, что надо.

Мы почувствовали очень серьезное перераспределение точки потребления. Если вчера к нам приходило 2 тыс. покупателей и они брали привычную корзину, состоящую из абсолютно разных продуктов, то сейчас пришло 5-6 тыс. покупателей (понятно, что часть из них пришла из магазинов у дома) и на консервы, макароны, крупы просто ажиотажный спрос. Люди боятся. А к другим категориям отношение такое: «Ну раз уж мы приехали, то купим молоко, курицу и так далее». И мы, конечно, к этому оказались не готовы. Несмотря на то что у нас большие магазины и складские помещения, но фреш мы в большом объеме не держим из-за ограниченных сроков годности.

Я захожу в зал и вижу, как яйца убывают с неимоверной скоростью, а вслед за ними колбаса, сосиски и т.д. Мясники на нашем собственном производстве в магазине в поту пытаются быстро доразделывать тушки, они не успевают наполнять пустые витрины и полки. Люди покупают дешевую водку. Мы спрашиваем: «Вы что, пить это будете?» Отвечают: «Нет, руки мыть».

Поставщики по понятным причинам тоже не готовы ко всей этой истории. Курица растет 35-40 дней, и никто ее 10- дневной забивать не будет, корова дает молоко как положено, курица тоже несет яйца в сроки, заложенные природой… У них нет кнопок включить-выключить. Нарастить поставки могут, например, поставщики крупы, у которых запасы до августа на складах.

Мы собираем товары с полок супермаркетов. И с прошлой пятницы мы видим прирост заказов в 2 раза, и что отрадно заметить — во всех регионах. У нас сейчас увеличено время доставки в 2 раза, но мы боремся с этим всеми силами, сделали все что можем, люди работают в экстра-смены. Служба персонала выведена на семидневный рабочий режим, чтобы быстрее нанимать сотрудников.

Растут продажи консервов, бакалеи. Продажи средств личной гигиены и дезинфекции взлетели в несколько раз. Четыре дня назад в магазинах закончились санитайзеры, и когда их привезут, информации нет. Крупу, туалетную бумагу, макароны привозят, а вот средства дезинфекции и какие-то индивидуальные средства личной гигиены — нет. То есть поставщики этой группы товаров оказались абсолютно не готовы.

Упали продажи категории фреш, мы это видим по чекам. А все остальные категории остались примерно на таком же уровне. Сейчас нет категорий, которые падают в абсолютном выражении.

Средний чек очень сильно вырос, практически в 2 раза. И это связано с тем, что люди пытаются закупить товары впрок. И мы видим резкие колебания, когда выходят тревожные новости. В частности, вчера, когда вышла тревожная новость, что Москву, возможно, закроют на карантин, мы в первый же час увидели пятикратное колебание спроса по сравнению с аналогичным часом прошлого дня.

Люди находятся в состоянии паники, они так же, как и мы с вами, не понимают, что будет дальше, и пытаются обезопасить себя.

Основной наш ретейлер, с которым мы работаем, — это Metro, и могу сказать, что они делают колоссальную работу по наполнению полок. У нас сборщики постоянно находятся в полях, и не было еще за эти дни ни разу ситуации, когда сотрудники Metro не смогли решить вопрос по заполнению полок. Я понимаю, что это огромная коллективная работа в связке поставщик — ретейлер. Если нет гречки одной марки, то есть гречка другой марки, и так с другими категориями. Такая мобилизация подчеркивает профессионализм, то есть в кризисной ситуации, когда ретейл и поставщики могут мобилизоваться и быстро наладить транспортно-логистическую цепочку для удовлетворения спроса, это как раз и говорит о силе ретейла, о которой в последнее время стали забывать.

Мы были вынуждены увеличить минимальную сумму заказа, чтобы хоть как-то лимитировать спрос, потому что мы столкнулись с тем, что потребность в сервисе такова, что доставка по некоторым точка возможна только через 3 дня. Минимальная сумма сейчас в регионах — 3,5 тыс. рублей (мы работаем в 43 городах России), в Москве — 5 тыс. Каждый день мы эту минимальную сумму каждый день корректируем. Сегодня мы ее планируем понизить, так как видим, что пик спроса прошел, и хотим сделать доставку доступной для потребителей, для наших постоянных клиентов, среди которых есть и многодетные семьи, и маломобильные группы.

Наша задача сейчас набрать дополнительный персонал и вернуться к тем стандартам, которые были. Повышение минимальной суммы заказа — это была вынужденная мера, и мы не гордимся.


Мы торгуем экзотическими ягодами, а они не входят в группу товаров массового потребления. Мы не испытываем повышенного спроса. Наш товар присутствует на всех полках, но и объем заказов не сократился. Что касается логистики, то есть сложности с проходом автомобилей через границы, большие очереди в связи с проверкой: и анализы берут, и температуру меряют. А поскольку водители несколько границ проходят, то машина в пути сейчас проводит на 2-3 дня больше времени, чем обычно, и естественно, это не может не сказываться на качестве продукции. 

И есть еще такой момент: для сбора ягоды всегда используется ручной труд, чернорабочие, которые работают на плантациях, в большом дефиците, народ разъезжается, в связи с этим объемы сбора сокращаются, а цены растут. Мы ожидаем в связи с этим рост цен, и не только из-за изменения курса валют, но и из-за недостатка рабочей силы. В европейском ретейле сейчас бум на овощи-фрукты, так как все пытаются поддерживать свой организм витаминами.