1. Закон об одностороннем расторжении договоров аренды принят в I чтение
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет добросовестным арендаторам недвижимости, которые заключили договоры до введения режима повышенной готовности из-за коронавируса, в одностороннем порядке расторгнуть соглашение без взимания любых плат и с возвратом обеспечительного платежа, сообщает «Интерфакс».
Правительство РФ внесло законопроект в Госдуму на прошлой неделе. Как говорится в документе, арендатор для того, чтобы воспользоваться таким правом, должен надлежащим образом исполнять свои обязанности до принятия решения о введении режима повышенной готовности из-за пандемии. Кроме того, его ежемесячные доходы должны упасть более чем на 50% с момента введения режима повышенной готовности.
Расторжение производится в одностороннем порядке, арендодателю направляется уведомление об отказе от договора. При этом расторжение производится без взимания любых плат, в том числе за односторонний отказ от договора, убытков в виде упущенной выгоды, а также убытков при прекращении договора.
«Обеспечительный платеж, если он предусмотрен договором и внесен арендатором, подлежит возврату, за исключением случая, если после принятия органом государственной власти указанного решения (о введении режима повышенной готовности — Ред.) арендатором были не исполнены или ненадлежащим образом исполнены обязательства, не связанные с выплатой арендных платежей", — говорится в законопроекте.
Во втором чтении закон, выгодный арендаторам недвижимости, будет рассмотрен уже завтра. По сообщению Российского совета торговых центров принятие закона повлечет переоценку объектов недвижимости, которая грозит банкам 2 трлн рублей дефолтных долгов, а также 350 млрд рублей прямых процентных потерь.

2. Гюванч Донмез возглавил проект доставки еды Сбербанка и Mail.ru
Главным исполнительным директором направления новых технологий в продаже еды (foodtech) в «О2О Холдинге» - совместном предприятии Сбербанка и Mail.ru Group - стал руководитель Delivery Club Гюванч Донмез, сообщили компании. До этого он работал вице-президентом по foodtech в Mail.ru Group.
При этом господин Донмез продолжит руководить Delivery Club, а также будет курировать еще несколько проектов: «Самокат», SberFood и платформу для ресторанного бизнеса R-Keeper.
По итогам первого квартала 2020 года выручка Delivery Club выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 1,82 млрд рублей. В апреле сервис выполнил 4,5 млн заказов с доставкой еды. Создание СП Сбербанка и Mail.ru Group в сфере еды и транспорта завершено в декабре 2019 года. Оценка стоимости СП при достижении целевых показателей превысит 100 млрд рублей, рассчитывают стороны.

3. «Магнит» притянул менеджеров Lamoda
Сеть «Магнит» привлекла несколько топ-менеджеров из компании Lamoda для ускорения цифровой трансформации бизнеса, сообщают «Ведомости». Исполнительным директором «Магнита» станет Флориан Янсен — в начале мая он ушел с должности главного исполнительного директор Lamoda. Янсен был одним из основателей этого интернет-проекта и руководил им с 2018 г. С Янсеном в «Магнит» придет еще несколько бывших топ-менеджеров Lamoda. Бывший операционный директор онлайн-магазина Пол Роговски станет директором по трансформации «Магнита», бывший финансовый директор Lamoda Фабиан Шефер – директором по аналитике и управлению данными. Работавший техническим директором онлайн-магазина Валентин Щитов назначен директором по информационным технологиям краснодарской компании. Отвечавший за стратегию Lamoda Павел Орлов в «Магните» займет должность директора по инновационному развитию и партнерству. Это новые должности в «Магните», уточнил его представитель.
В «Магните» Янсен будет одним из трех заместителей гендиректора — Яна Дюннинга. Два других заместителя — директор розничной сети Руслан Исмаилов и коммерческий директор Владимир Сорокин.
Янсен знаком с бизнесом «Магнита» — с лета 2019 г. он входит в его совет директоров как независимый неисполнительный директор и возглавляет комитет по стратегии. Теперь его команда будет отвечать за большую цифровую трансформацию «Магнита», сообщает компания. Среди задач — запуск «эффективной омниканальной платформы в ответ на изменяющиеся потребности покупателей».
До сих пор у «Магнита» было несколько небольших экспериментов с интернет-торговлей — например, в 2019 г. ретейлер тестировал несколько проектов доставки из магазинов, один из наиболее крупных был в партнерстве с лидером рынка экспресс-доставки из магазинов iGooods (в феврале проект остановлен).
Главный соперник «Магнита» — X5 Retail Group в апреле 2020 г. сообщила, что стала лидером рынка онлайн-продаж продуктов питания. Предыдущие 13 лет, по данным Data Insight, на первом месте был «Утконос». Оборот двух онлайн-платформ группы – Perekrestok.ru и «Доставка. Пятерочка», по данным компании за апрель, составил 1,7 млрд рублей.

4. Компания Wildberries открыла бизнес в Словакии
Компания Wildberries запустила продажи в Словакии. Жителям этой страны доступно более 1,7 млн наименований товаров и 18 тыс. брендов, сообщает «Коммерсантъ». Российская компания будет доставлять заказы локальным покупателям с помощью курьерской доставки, также она намерена развернуть в стране собственную сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ), первый уже заработал в Братиславе.
Ранее СМИ со ссылкой на министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и основательницу Wildberries Татьяну Бокальчук сообщали, что для полноценного выхода на рынки европейских стран компания построит логистический центр. Господин Мантуров заявлял, что онлайн-ретейлер пообещал вложить в словацкий логистический центр более €200 млн.
Wildberries уже работает в Белоруссии, Казахстане, Армении, Киргизии, а с января нынешнего года и в Польше. За первые пять месяцев работы в Польше онлайн-ретейлер открыл 24 ПВЗ в 18 населенных пунктах и обеспечил курьерской доставкой всю территорию страны, говорится в релизе компании.
По итогам 2019 года оборот Wildberries увеличился на 88% и достиг 223,5 млрд руб., следует из данных компании. Ранее прогнозировалось, что по итогам 2020 года оборот предприятия вырастет до 440 млрд рублей.

5. «Литрес» увеличил продажи через сайт в 1,5 раза
Выручка книжного сервиса «Литрес» от продаж через сайт и мобильные приложения за полтора месяца самоизоляции – с 24 марта по 8 мая 2020 г. выросла на 52% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, говорится в сообщении группы. Но самый высокий рост показал книжный сервис по подписке MyBook (тоже входит в группу компаний «Литрес»): его продажи увеличились на 84%.
Цифровые книги остаются одним из основных драйверов книжного рынка, отметили в компании. Самый высокий рост показали продажи аудиокниг в мобильном приложении «Литрес: Слушай!». На платформе Android рост составил 90%, а на iOS – 68% в сравнении с предыдущим годом. Посещаемость litres.ru в апреле выросла на 49% и составила более 25,3 млн пользователей.
Самые активные читатели и слушатели электронных книг – в Москве и Московской области – 34,6%, Петербурге и Ленинградской области – 10,3%, а также в Краснодарском крае, Свердловской и Самарской областях.