Покупатели в оживленном торговом центре

Покупатели в оживленном торговом центреАрхив «ММ»

1. Даешь торговых центров больше и лучше
Россия в первой половине 2019 года стала лидером по объему нового строительства торговых центров в Европе, сообщает Cushman & Wakefield. Всего на территории РФ за это время было введено почти 200 тыс. м2 новых торговых площадей, что на 13% больше, чем в прошлом году. При этом более 50% новых торговых объектов было сдано в Москве. За Россией в рейтинге из пяти самых активных рынков по новому строительству ТЦ в первой половине текущего года следуют Италия, Польша, Франция и Германия. Турция, занимавшая первое место в этом рейтинге год назад, выпала из пятерки лидеров из-за резкого снижения ввода торговой недвижимости. В первой половине 2019 года в странах Европы объем ввода новых торговых центров снизился на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составил 863 тыс. м2.

О том, как региональным торговым центрам пережить кризис, читайте здесь.



О том, как развиваются рынки торговой недвижимости в российских регионах, читайте здесь.





Игорь Плетнев, бывший директор по развитию стратегических бизнесов X5 Retail Group
Игорь Плетнев, бывший директор по развитию стратегических бизнесов X5 Retail Group Фото предоставлено пресс-службой

2. «Дикси» взяла бывшего топа «Пятерочки»
Игорь Плетнев станет главным исполнительным директором группы компаний «Дикси». С 2011-го по сентябрь 2019 года он работал в X5 Retail Group на позициях директора по управлению филиалами и органическому развитию, операционного директора торговой сети «Пятерочка», директора по развитию торговой сети «Пятерочка», а также директора по развитию стратегических бизнесов X5 Retail Group. В «Дикси» сообщили, что Х5 Retail Group и Плетнев отдельным соглашением урегулировали назначение Плетнева на позицию топ-менеджера в ГК «Дикси», поскольку он ранее взял на себя обязательство в течение 6 месяцев после увольнения из Х5 не выходить на работу в компании-конкуренте. Детали соглашения сторонами не раскрываются. В сентябре 2019 года сети «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое» завершили сделку по слиянию. Выручка объединенной компании по итогам 2019 года может достичь 800 млрд рублей. Таким образом, ретейлер станет третьим по обороту в России после X5 Retail Group с выручкой за первое полугодие 840 млрд рублей и «Магнита» с выручкой 662 млрд рублей.

О том, как долго топ-менеджеры ищут работу в ретейле, читайте здесь. 






3. Холдинг без «Палочек»
Food Retail Group, до недавнего времени входившая в число крупнейших ресторанных холдингов Петербурга, распалась. Сегодня это разрозненные сети с разными владельцами. Как пишет «РБК Петербург», сеть ресторанов и служба доставки под брендом «Две палочки», с которых начиналась история компании в 2003 году, перешли к владельцам компании «2 Берега» (первый ресторан открылся в 2011 году). Основатель Food Retail Group Михаил Тевелев, который является банкротом, сказал, что больше не имеет отношения к компании, а холдинг перестал существовать, при этом все активы, входившие в него, — Maza Park, Swissam, «Марчеллис» — работают. У всех разные владельцы. В начале этого года сеть «Две палочки» насчитывала 19 ресторанов (сейчас 14) в Петербурге и шесть в Москве. 




4. Первый пошел
Оператор будущей сети московских районных и микрорайонных торговых центров ADG group открыл первый такой молл на месте бывшего кинотеатра «Ангара» на юге столицы. Общая площадь объекта составляет 12,7 тыс. м2, арендопригодная вдвое меньше — 6,3 тыс. м2. Официально «Ангара», сохранившая историческое название, откроется 8 ноября, пока молл работает в тестовом режиме. Аналитики Knight Frank около года назад отмечали, что почти все планируемые в Москве моллы относятся к малому формату, и треть из них приходится на ADG. Якорными арендаторами районного комплекса стали продуктовый супермаркет «Лента», магазины «Читай-город» и «Золотое яблоко». На территории торгового центра начал работать фермерский рынок и открылся магазин товаров для дома «Галамарт». На площадке фуд-холла будет представлено 16 ресторанных концепций. Кроме того, в теплое время года крыша торгового центра будет открываться, и посетители кафе смогут воспользоваться летней террасой и пространством для отдыха. 




Пожарный гидрант
Пожарный гидрантАрхив «ММ»

5. Проверка не по плану
Многолетнее сокращение контрольно-надзорного давления на бизнес в 2019 году обернулось резким — на треть — ростом числа как плановых, так и внеплановых проверок, сообщает «Коммерсант», ссылаясь на исследование Института проблем правоприменения (ИПП) Европейского университета. С января по август 2019 года активность в проведении внеплановых проверок нарастили почти все ведомства. В итоге их общее число составило 304 тыс. против 234 тыс. за тот же период 2018 года (рост на 30%). Лидерами стали контролирующий наиболее близкие к конечному потребителю и наличным расчетам рынки общепита и торговли Роспотребнадзор (число его внеплановых проверок выросло на 29,5 тыс.), а также ранее одним из первых реализовавшее риск-ориентированный подход МЧС (плюс 16 тыс.), Ростехнадзор (14 тыс.) и Россельхознадзор (12 тыс.). Уменьшилось же число внеплановых контрольных мероприятий только у Роструда (на 10 тыс.) и у МВД (на 431). Переломился и длинный тренд на сокращение числа плановых проверок: их число за весь 2019 год вырастет на 28,7% в сравнении с 2018-м — до 233 тыс. мероприятий против 181 тыс. годом ранее. Основной вклад в это также внесли МЧС (плюс 45,6 тыс. проверок) и Роспотребнадзор (плюс 19,7 тыс.). Частично это могут объяснить пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» и проблемы со школьным питанием. Мягче усиливали плановый контроль Роструд (плюс 1,9 тыс.) и Росприроднадзор (1,1 тыс.), а сокращали давление на бизнес — МВД (минус 7,3 тыс. проверок), Россельхознадзор (минус 5,7 тыс.) и Ространснадзор (минус 3,2 тыс.). 

О том, как работает «штрафная» экономика в отношении работодателей, читайте здесь.





Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart (сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes и др.)
Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RESTart (сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes и др.)Фото предоставлено пресс-службой

6. Гонка гастромаркетов
Директор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов и московские рестораторы братья Алексей и Дмитрий Васильчуки выкупили у МУП «Метроэлектротранс» Казани подземную галерею, в которой через год планируют открыть фуд-зону. Речь идет о части имущества станции метро «Кремлевская». Под новый проект создана УК «Премиум», принадлежащая на паритетных началах Иреку Миннахметову и Дмитрию Васильчуку. Как сообщают местные СМИ, в реконструкцию 4,5 тыс. м2 планируется вложить примерно 500 млн рублей. В течение года здесь должен открыться фуд-молл, на котором будут представлены разные кухни мира по примеру успешного в Москве проекта «Депо». У Васильчуков в Казани уже есть «Чайхона №1», переживающая сегодня процесс ребрендинга, и ресторан премиум-класса в аэропорту Казани.

О том, как Vasilchuki заменили «Чайхону №1», читайте здесь.



Опередить конкурентов в Казани собирается группа компаний «Корстон», выступающая на рынке в качестве девелопера и оператора гостиничных торгово-развлекательных комплексов. В компании обещают уже в феврале следующего года открыть в казанском ТЦ «Корстон» первую очередь фуд-молла, которая будет включать 20 кухонь. Всего запланировано разместить 55 корнеров. Сейчас в «Корстоне» различными кафе и ресторанами занято примерно 3 тыс. м2. Фуд-молл займет еще 2 тыс. «квадратов». Пока на них размещается различная торговля: бутики одежды, аксессуаров и прочего. Всем этим арендаторам предложат площади на других этажах, а на первом останется только огромное гастропространство. Инвестиции оцениваются в 100 млн рублей.

О том, что думают рестораторы о гастромаркетах, читайте здесь.





Автомобиль Яндекс.Такси
Автомобиль Яндекс.Таксиcommons.wikimedia.org

7. «Яндекс.Такси» набирает вес
«Яндекс.Такси» увеличил свою долю до 100% в одном из крупнейших в России сервисов доставки продуктовых наборов для приготовления блюд — «Партия еды», сообщил ТАСС. В октябре 2018 года стало известно, что агрегатор приобрел 83,3% сервиса доставки продуктовых наборов, остальные 16,7% оставались у трех совладельцев «Партии еды» — Владимира Черкашина, Филиппа Башьяна и Михаила Перегудова. При этом «Яндекс.Такси» имел право на покупки их доли в течение нескольких лет. Тогда сообщалось, что функции сервиса будут интегрированы в продукты «Яндекса». И вот агрегатор выкупил оставшиеся доли у инвесторов. «Команда и основатели продолжают работать в проекте», — сообщили в пресс-службе без уточнения суммы сделки. Компания «Партия еды» основана в 2014 году, занимается доставкой наборов продуктов для приготовления еды с рецептами в Москве и Петербурге.

О том, как дроны, роботы и услуга доставки еды прямо в холодильник изменят рынок e-grocery, читайте здесь. 





ВкусВилл — российская розничная сеть супермаркетов и собственная торговая марка продуктов «для здорового питания».
ВкусВилл — российская розничная сеть супермаркетов и собственная торговая марка продуктов «для здорового питания».Архив «ММ»

8. Конкуренция без границ
В «Перекрестке» начали продавать продукцию «ВкусВилла». По мнению экспертов, это прецедент в сетевой продуктовой рознице. Сейчас в онлайн-магазине perekrestok.ru можно купить 50 наименований товаров под брендом «ВкусВилла» «Избенка»: творог, сырки, молоко и сметану. В ближайшее время ретейлер планирует расширить ассортимент до 382 позиций. Партнерство торговых сетей стало первым случаем, когда онлайн-проект одного розничного игрока выступает каналом продажи для другого. Ранее конкурирующие фирмы не использовали такую схему. Как пишет РБК, представители обеих компаний уверяют, что сотрудничество взаимовыгодно.

Интервью с Аленой Кульмасовой, управляющей единой концепцией сети «ВкусВилл», читайте здесь.





9. Delivery Club на миллиард
В третьем квартале 2019 года выручка сервиса доставки еды Delivery Club впервые достигла 1,244 млрд рублей, что выше показателя за аналогичный период прошлого года на 191%, пишет РБК. Такие темпы роста связаны с расширением собственной доставки Delivery Club. «Объем доставок, которые выполняют собственные курьеры сервиса, вырос в 7,1 раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года и сейчас превышает 50% всех заказов», — сообщают в компании. Также сервис расширяет партнерскую сеть, которая сейчас составляет 12 тыс. ресторанов (в начале года у сервиса было около 9 тыс. партнеров). В середине июля Сбербанк и Mail.Ru Group объявили о создании совместного предприятия в сфере еды и транспорта. Mail.Ru Group внесет в СП сервис доставки еды Delivery Club и сервис такси «Ситимобил», Сбербанк — долю в Foodplex и деньги на развитие. Стоимость СП составит свыше 100 млрд рублей. Объявляя о сделке, партнеры заявляли, что их компания станет ведущей российской платформой o2o-сервисов (online-to-offline) на рынках, объем которых превысит 1 трлн рублей на горизонте 3 лет, с ожидаемым среднегодовым ростом более 30%.



Пожар в торговом центре
Пожар в торговом центреАрхив «ММ»

10. Борьба с пожарами продолжается
В Госдуму внесен проект о передаче сигнала о пожаре в общественных местах, включая торговые центры. Авторы инициативы подчеркивают, что основной причиной гибели людей и значительного материального ущерба при пожаре являются его позднее обнаружение и сообщение о нем, паника и непрофессионализм обслуживающего персонала объектов, неисправность локальных автоматических установок пожарной сигнализации. Как отмечается в документе, результаты проведенных внеплановых проверок объектов в России после трагедии в Кемерово в марте 2018 года показывали, что «сложившаяся система обеспечения пожарной безопасности не в полной мере отвечает требованиям по обеспечению безопасности людей на указанных объектах». 

Почему опять горят моллы, читайте здесь.



В проекте закона предлагается «установить дополнительные требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф2.1 (театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с посадочными местами в закрытых помещениях) и Ф3.1 (здания организации торговли) в части обеспечения дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации». По мнению авторов инициативы, данный законопроект позволит «исключить человеческий фактор при оповещении подразделений пожарной охраны о возникновении пожара на объектах с массовым пребыванием людей, что существенно повысит уровень обеспечения пожарной безопасности».