1. На мебельном рынке становится жарко
Весной 2020 года датский мебельный ретейлер JYSK откроет первые магазины в России, пишут «Ведомости». Сеть будет развивать «дочка» датского JYSK — ООО «Юск». Магазины работают в среднем ценовом сегменте, первые торговые точки откроются в апреле 2020 года в Москве. В магазинах будут продаваться матрасы, подушки, постельное белье, аксессуары для дома, но в будущем ассортимент может расшириться. Инвестиции в открытие одного магазина, по словам представителя JYSK, составят 300-350 тыс. евро. План на 2020 год — минимум четыре-пять магазинов в Москве, а в ближайшие 10-15 лет — 200 точек в России, пишут СМИ. JYSK — крупнейший мебельный ретейлер Дании. У JYSK 2,8 тыс. магазинов в 52 странах мира. Оборот за 2018/19 финансовый год составил 28,3 млрд датских крон (около 3,8 млрд евро), прибыль до налогов — 3,2 млрд крон.

2. Добавь к технике еду
Второй по размеру российский ретейлер бытовой техники и электроники DNS занялся продуктовой розницей, запустив во Владивостоке сеть магазинов у дома под названием «Квартет Вкусов». «Магазинов несколько (сейчас девять), будет еще больше. Необходимо набрать критическую массу», — написал президент DNS Дмитрий Алексеев у себя в Facebook. В то же время, по его словам, «никаких целей по масштабированию нет». «Мы пока экспериментируем с концептом магазина», — отметил Алексеев. Выбор формата «магазин у дома» он объяснил тем, что в базовом для DNS Владивостоке отсутствие нормальных помещений не позволяет развивать ни гипермаркеты, ни районные супермаркеты. DNS — второй по размеру российский ретейлер бытовой техники и электроники. Компания была основана на Дальнем Востоке и имеет традиционно сильное присутствие в этом макрорегионе, пишут СМИ.


3. Ловись формат большой и маленький
Французская сеть гипермаркетов с товарами для ремонта и обустройства дома «Леруа Мерлен» открыла в Москве третий магазин малого формата площадью 1,5 тыс м2. «Городской магазин отличается от ставших уже привычными гипермаркетов особой планировкой с делением на пять тематических зон. В них собраны материалы и инструменты для оперативного или экстренного мелкого ремонта, сантехнические и электротехнические приборы и устройства, кухонная утварь, товары для сезонных событий и обновления интерьера», — говорится в сообщении компании. В магазине представлено более 6,5 тыс. самых ходовых позиций. Остальной ассортимент сети будет доступен для заказа с доставкой. «Леруа Мерлен» (Leroy Merlin) — французская компания-ретейлер, специализирующаяся на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи, сада. Первый российский магазин ретейлера открылся в Мытищах в 2004 году. Сейчас сеть насчитывает 103 гипермаркета в 60 городах России.

4. «М.видео» сменило директора
Управляющим директором сети «М.видео» стала Дагмара Иванова. На этом посту она сменила Стива Льюиса, проработавшего руководителем розницы «М.видео» 8 лет. Дагмаре Ивановой, которая с августа 2019 года была заместителем Льюиса, поручено укрепить позиции бренда, улучшить клиентский сервис и искать новые источники роста. После слияния «М.видео» с «Эльдорадо» в группе работает единый бэк-офис и две отдельные команды, каждая управляет своей сетью. В 2019 году выручка «М.видео-Эльдорадо» выросла на 3,8%. К началу 2020 года у компании было 1038 магазинов, в том числе 532 — «М.видео». Дагмара Иванова окончила мехмат МГУ, работала на топ-позициях в Х5 Retail Group, «Центробуви», Orkla (Норвегия), «Связном-Евросети».

5. Дотянулись до Испании
Российский онлайн-сервис по доставке еды в офисы и на мероприятия Catery получил долю в испанском проекте Catevering, который занимается поставкой питания для компаний. Как сообщил «Коммерсанту» представитель Catery, сервис стал участником посевного раунда на 500 тыс. евро. По словам источника, знакомого со сделкой, было продано около 30% акций Catevering, большая часть из которых досталась российской компании. Catery основан в 2016 году, работает в Москве, Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и др. В числе поставщиков — сети «Хлеб насущный», «IL Патио» (входит в «Росинтер») и пр. В списке корпоративных клиентов — Сбербанк, X5 Retail Group, Nestle. Один из инвесторов Catery — «Газпром-медиа». Финансовые показатели в абсолютных цифрах компания не раскрывает. Catevering работает в нескольких городах Испании, включая Мадрид и Барселону. Пользователям доступно на выбор более 150 типов заказа. Всего с момента основания сервис доставил свыше 175 тыс. блюд, в том числе для Uber, Airbnb Pepe Jeans и иных компаний, следует из данных на сайте сервиса. Основные владельцы Catevering — основатели Лаура Гомез и Гонсало Месорио. По данным экспертов, Испания — четвертый по размеру рынок foodtech в Европе, его оборот — около 2,5 млрд евро в год. В Catery ожидают, что в марте число повторных заказов в сервисе превысит 65%.

6. Торговля принесла Москве 8 млрд рублей
Поступления торгового сбора (фиксированный обязательный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли. — Ред.) в бюджет Москвы в 2019 году составили 8,03 млрд рублей, увеличившись по сравнению 2018 годом на 4,5%. Этот рост связан с увеличением количества объектов торговли, которые уплачивают торговый сбор. За год их число выросло на 4,8% (на 8 тыс.) и составило 87 тыс. объектов, сообщает правительство Москвы. Кроме того, власти столицы для стимулирования развития работающего в сфере торговли малого бизнеса снизили с 1 июля 2019 года ставки торгового сбора для магазинов площадью до 300 м2, что повлияло на рост в Москве числа торговых объектов, принадлежащих МСП. Торговый сбор был введен в Москве с 1 июля 2015 года и за все это время принес столичному бюджету почти 34 млрд рублей.


7. Вторая попытка Sisley
Российское подразделение Benetton Group в ближайшие 3 года планирует открыть в стране 20 магазинов своего бренда Sisley, сообщает «КоммерсантЪ». Сейчас эта марка в РФ отдельно не представлена. Развитие второго бренда в стране — одна из задач нового гендиректора российской структуры группы ООО «Бенеттон Руссия» Андрея Григорьева, который до этого работал консультантом в российском офисе Benetton Group. Его предшественник Руслан Малич перешел на должность глобального директора по развитию розничной сети United Colors of Benetton, уточнили в компании.
Benetton Group была основана в Италии в 1965 году Лучано, Жилберто, Джулианой и Карло Бенеттон. На данный момент управляет тремя брендами одежды, обуви и аксессуаров: United Colors of Benetton, Undercolors of Benetton и Sisley. Насчитывает около 3 тыс. магазинов по всему миру. В России работает более 150 объектов под вывеской United Colors of Benetton, Sisley присутствует в формате корнеров. В 2018 году выручка «Бенеттон Руссия» выросла на 11,31%, до 4,25 млрд рублей. Чистый убыток был 31,87 млн рублей против прибыли 30,23 млн рублей годом ранее (данные «СПАРК-Интерфакс»). Это не первая попытка Benetton Group открыть в стране точки Sisley, но ее развитие в качестве отдельных магазинов в свое время не пошло. По мнению экспертов, учитывая ценовое позиционирование бренда на уровне выше среднего, проект в регионах массово тиражироваться не будет. С учетом спроса зарубежных туристов точки могут быть эффективны в Москве, Петербурге, Сочи, а также в наиболее привлекательных торговых центрах городов-миллионников.

8. Место Spar пусто не бывает
Вместо закрытых магазинов Spar и «Семья» в Петербурге может появиться новая продуктовая сеть, которую планирует открыть Инна Ким, бывшая гражданская жена владельца «Интерторга», который до недавнего времени управлял по франшизе Spar, сообщает «Фонтанка».
Инна Ким намерена открыть в городе 20 торговых точек. Точные адреса и название сети неизвестны, однако первый магазин может заработать уже в марте. Ассортимент будет состоять из фермерских продуктов, био- и экотоваров. Сейчас предприниматель договаривается с владельцами фермерских хозяйств. В запуске, по информации СМИ, участвуют несколько бывших сотрудников «Интерторга». В конце января 2020 года суд арестовал движимое и недвижимое имущество «Интерторга», включая денежные средства, находящиеся на его счетах в банках в пределах суммы 578,7 млн рублей. Впервые о проблемах у «Интерторга» заговорили в октябре 2019 года, когда поставщики стали активно судиться с предприятием. В начале декабря петербуржцы заметили пустые полки в магазинах. Вскоре стало известно, что ретейлер закрыл 20 сетевых магазинов в Петербурге. Торговый дом «Интерторг» задолжал контрагентам 8 млрд рублей и еще 7 млрд — Сбербанку.
  
9. «Яндекс.Лавка» добралась до Петербурга
В Петербурге заработал сервис доставки продуктов и готовой еды «Яндекс.Лавка». Его ассортимент насчитывает 1,5-2 тыс. позиций, из которых примерно 20% приходится на готовую еду. Для сравнения: ассортимент интернет-магазина «Перекресток» насчитывает 27 тыс. наименований, гипермаркеты «Лента» через сервис iGooods предлагают для заказа 30 тыс. товаров, пишет «Фонтанка». В отличие от большинства сервисов, которые доставляют товары из гипермаркетов, «Яндекс.Лавка» будет работать через так называемые dark store — небольшие склады, расположенные по всему городу. На первом этапе их будет 11. Развозить заказы собираются на велосипедах. «Каждый склад обслуживает ограниченную территорию — не более 7 минут на велосипеде до самой дальней точки. Сбор заказа осуществляется примерно за 2 минуты», — пояснили в компании.

10. Кто из ретейлеров выходит на IPO
Первичное размещение акций (IPO) в ближайшее время планируют провести 17 компаний, ведущих бизнес в России, в том числе «ВкусВилл», Ozon, FixPrice, «Медси», «Сибур», «Яндекс.Такси», говорится в прогнозе консалтинговой компании Deloitte. В 2019 году российские компании планировали провести около 15 IPO, но к концу года эти планы осуществила только одна компания — HeadHunter, разместившая акции на бирже Nasdaq. Также в 2020 году компания ожидает продолжения двойного листинга российскими компаниями, которые провели IPO на иностранных биржах и позже вышли на Московскую биржу. Данный вариант выбрали X5 Retail Group, «Яндекс» и Тинькофф банк.