Последствия пандемии окончательно докатились до рынка фитнеса только в начале прошлой недели. Еще в пятницу, 13 марта, статистика по посещениям спортивных локаций была позитивной — и соответствовала традиционной весенней динамике. Мы тогда публиковали цифры, что за первые 10 дней февраля на тренировки записались 123 тыс. раз, а за первые 10 дней марта — 127 тыс. раз. В конце февраля — начале марта спад посещаемости фиксировали в основном московские клубы. Некоторые региональные операторы указывали на снижение продаж годовых абонементов — по их мнению, люди не хотели принимать решения «вдолгую», но это было связано не столько с вирусом, сколько с экономическим кризисом.

К середине недели 19 марта статистика по посещениям клубов и спортивных студий, по нашим данным, «просела» на 15-20% в масштабах страны. А в столице прказатели были еще хуже. Клубы, глядя на прецеденты закрытия спортивных учреждений в США, во Франции, в Великобритании, странах Прибалтики, Украине и т.д., находились в режиме ожидания. И вот в субботу, 21 марта, Роспотребнадзор выпустил постановление о приостановлении работы всех фитнес-центров, бассейнов, аквапарков и других спортивных объектов в Москве.

Для индустрии это очень сильный удар, ведь 60% рынка фитнес-услуг России находится в Москве. И эта большая часть рынка остановила свою работу на неопределенный срок. Ограничения наложены «до распоряжения властей».

Как ведут себя российские фитнес-клубы и спортивные студии в сложившейся ситуации? Вот основные тенденции.

Просят поддержку у государства
Большая часть рынка — это малый бизнес. На долю топ-20 сетей приходится лишь 26,9% рынка, все остальное — маленькие сети, единичные клубы и ламповые студии фитнеса, йоги, растяжки, танцев, кроссфита с очень небольшим запасом прочности. Очевидно, что выжить многим из них будет крайне сложно.

Ассоциация операторов фитнес-индустрии, как только операторы почувствовали отток клиентов на фоне информационного напряжения, опубликовала петицию в адрес российского премьер-министра Михаила Мишустина — по состоянию на 23 марта ее подписали более 4 тыс. представителей отрасли. В документе представители рынка говорят о том, что без соответствующих мер со стороны государства многие компании рискуют не выжить, так как работают себе в убыток. Конкретно игроки рынка просят признать все ограничительные меры обстоятельствами непреодолимой силы при рассмотрении споров по действующим договорам; объявить налоговые каникулы на срок от шести месяцев, отменить штрафные санкции за несвоевременную уплату налогов; предоставить льготное кредитование, компенсировать проценты по кредитам; предоставить субсидии в целях сохранения рабочих мест; объявить каникулы на оплату коммунальных услуг.

Вопрос с арендой сегодня остается одним из самых острых. 19 марта появилось сообщение о том, что правительство РФ объявило об отсрочке арендных платежей для малого бизнеса. Но на практике пока все сводится к частным разговорам операторов со своими арендодателями, без единых правил. Клубы ссылаются на пункт об «обстоятельствах непреодолимой силы», но далеко не все арендодатели реагируют с пониманием. Разговоры заканчиваются часто безрезультатно.

Отрабатывают возражения
В регионах операторы настроены работать «до победного», не принимая крайних мер, если только этого не потребуют конкретные распоряжения. Главный и вполне справедливый аргумент: спорт — это путь к укреплению иммунитета.

Для того чтобы снять напряжение, многие информируют клиентов об усилиях по дезинфекции, которые они предпринимают в клубах. 

Некоторые также идут на корректировку расписания, ограничивая количество групповых занятий. Также клубы идут навстречу клиентам и одобряют бесплатные заморозки. Это одна из самых распространенных мер, поскольку есть большой запрос от клиентов. По нашей статистике, количество заморозок в клубах и студиях за последние 4 дня увеличилось в 4 раза относительно предыдущей недели — пожалуй, беспрецедентный случай.

Закрывшимся столичным клубам и студиям придется решать проблему перерасчета абонементов своих клиентов и возмещать после открытия дни, пропавшие во время карантина, что также ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на компании. 

Активизируют свои онлайн-продукты
Конечно, в отрасли сильно увеличился интерес к онлайн-фитнесу. Так, американская компания Peloton — производитель тренажеров и видеотренировок — 17 марта зафиксировала рост стоимости акций на 13% на фоне общего падения рынка. Российский сервис домашних видеотренировок FitStars.ru также рассказывает о росте количества подписок среди русскоязычных пользователей из Европы за последнюю неделю на 300% относительно аналогичного периода в феврале — и возросшей на 48% активности российских пользователей.

Операторы смотрят на рост онлайн-платформ для хоум-фитнеса — и думают о том, как можно с их помощью компенсировать убытки от оттока клиентов в офлайне. Клубы и студии активно задействуют свои онлайн-ресурсы, чтобы удерживать аудиторию, сохранять привычку к тренировкам. Тот же The Base, первым закрывшийся на карантин, предложил клиентам на время перерыва пользоваться приложениями adidas Running и adidas Training by Runtastic.

Alex Fitness сообщает, что активность в онлайн-ресурсах сети возросла — в связи с этим компания на период эпидемии предлагает несколько онлайн-продуктов для клиентов. Студия Best Body Team также пригласила клиентов тренироваться онлайн в небольших группах на время карантина. 

Сеть World Gym объявила, что запускает он-лайн тренировки для членов клуба. Первую неделю в рамках челленджа #fitnessvscorona они будут бесплатными для всех желающих.

Операторы, у которых до этого момента не было сформированных онлайн-продуктов, пытаются оперативно создать альтернативу. В крупном уфимском клубе «Фитнес-Арена 3000» отсняли тренировки и дали доступ к ним — а также к тренировкам LES MILLS VIRTUAL — всем членам клуба, решившим воздержаться от посещений.

К нам только за последние 3 дня поступило около 50 обращений с просьбой создать в клиентских мобильных приложениях, которые используют клиенты Mobifitness для коммуникации со своими посетителями, функцию онлайн-тренировок. Мы уже проводим первые тесты.

Ищут возможность продолжить работать
Формулировки постановления Роспотребнадзора не совсем конкретны относительно спортивных студий. В документе зафиксировано, что работу в Москве должны приостановить бассейны, фитнес-центры, аквапарки и другие объекты физической культуры и спорта с массовым посещением людей. Какой объект считать массовым, не до конца ясно. Согласно разъяснениям, это помещения, в которых одновременно могут заниматься 50+ человек. Для очень многих столичных микро-студий эта «неточность» дает возможность продолжать работу. Но все-таки большинство принимают решение о закрытии из-за оттока клиентов и возможных санкций со стороны властей. За нарушение постановления предусмотрена административная ответственность.

Некоторые операторы пытаются продолжить оказывать услуги, сдавая оборудование клиентам в аренду для домашних тренировок. Конечно, это микро-меры, направленные на поддержание связи с клиентами.

Рынок находится в тяжелом положении. По оценкам Ассоциации операторов фитнес-индустрии, с введением ограничений в Москве без работы останутся более 100 000 человек.  

В других городах также готовятся к худшим сценариям и ждут — продублируют ли региональные власти московские меры или нет? Петербург уже заявил о большой вероятности таких ограничений. 

Срок ограничений будет играть жизненно важную роль для компаний. Фитнес-рынок привязан к сезонам. Обострение эпидемии выпало на март — один из самых хлебных месяцев. Если карантин продлится несколько недель, клубы рискуют не успеть вернуть клиентов до начала «мертвого» летнего сезона. Не говоря уже о том, что чем дольше будут длится ограничения, тем выше риски растерять команду и уйти в большой минус. 

И все-таки есть основания предполагать, что после того, как меры предосторожности будут отменены, фитнес-клубы ждет волна активности. По крайней мере сейчас об этом свидетельствует китайская статистика: после карантина люди больше всего хотят заниматься саморазвитием и спортом.

Справка

Mobifitness — это один из крупнейших разработчиков комплексных ИТ-решений для управления фитнес-клубами и спортивными студиями. На данный момент приложениями Mobifitness пользуются более 3000 клубов и студий в России и странах СНГ.