О том, что российский бизнес международного ретейлера «Ашан» может постигнуть судьба китайского подразделения «Ашан», активно говорят как внутри компании, так и среди поставщиков уже не первый месяц. Еще весной один из поставщиков «Ашана» рассказал MarketMedia, что французский топ-менеджер российского офиса «Ашан» в кулуарах на встрече с партнерами обмолвился, что через 2 года российская сеть перейдет к Alibaba Group. Однако никаких подтверждений редакция тогда не нашла.

Убытки из-за России
После того как в июле и августе редакция получила несколько сообщений от нынешних и бывших топ-менеджеров российской сети «Ашан» о кризисе в компании, в результате которого уход из России станет вынужденной мерой, MarketMedia решил разобраться, что за всем этим стоит.



К тому же российская сеть «Ашан» недавно еще и подпортила отчетность глобальной компании. Выручка Auchan Retail за год (закончился 30 июня 2019 года) сократилась на 2,6% и составила 22,7 млрд евро. При этом в сообщении Auchan отмечается, что на девяти рынках компания росла, а сокращение выручки связано с большим падением в России и Франции. Но если по Франции цифры есть — падение выручки было 1,3%, то по России компания показатели не опубликовала, отметив, что доход в Восточной Европе снизился на 0,4% из-за резкого падения выручки в России, при этом другие страны этого региона (Украина, Венгрия, Румыния и т. д.) показывают рост.

Ошибки
Бывшие и нынешние сотрудники «Ашана» согласились обсуждать положение в компании при условии соблюдении анонимности. В частности, бывший топ-менеджер «Ашана» считает, что закрытие супермаркетов «Атак» (второй бренд «Ашана» в России) было ошибкой.


Немного «подкрутить» ценообразование, подшлифовать матрицу, поработать над концепцией (осовременить) и можно зарабатывать деньги и неплохие.


С ним согласен и генеральный директор ИА INFOline Иван Федяков. «Решение об отказе от развития «Атак» принималось примерно в 2014-2015 годах. И тогда это было правильное решение, так как трафик в целом в супермаркетах падал. Но компания затянула с закрытиями. Сейчас конъюнктура рынка изменилась: теперь, наоборот, у гипермаркетов проблемы. «Лента» приостановила развитие этого формата, Х5, похоже, поставила крест на своих «Каруселях». Продажи непродовольственного ассортимента мигрируют в онлайн. И гипермаркетам сложно конкурировать и по ассортименту, и по качеству с онлайном. Неповоротливость и медлительность, свойственная международным игрокам, играет с «Ашаном» злую шутку», — считает Иван Федяков.

«Во время моего пребывания в «Ашане» происходил процесс переформатирования магазинов «Атак» в «Ашаны». Этот проект начался с хорошей, смелой идеи. Ребрендинг должен был помочь устранить многие проблемы в магазинах. Но все закончилось тем, что, по сути, компания взяла и перекрасила стены», — говорит бывший топ-менеджер «Ашана».

Я думаю, что семья Мюлье попытается распродать активы в ближайшие 18 месяцев, так как у них не будет выбора. Х5, «Магнит», «Лента» и другие российские сети сегодня намного успешнее. 


«Закрытие (или переформатирование) «Атак» в «Ашаны» — без сомнения ошибка. У сети приличное число магазинов, плюс хорошая позиция на столичном (самом обеспеченном) рынке. О таком мечтают десятки сетей, вынужденные довольствоваться региональными рынками. Немного «подкрутить» ценообразование, подшлифовать матрицу, поработать над концепцией (осовременить) и можно зарабатывать деньги и неплохие», - уверен управляющий партнер Retail4You Сергей Лищук.



На вопрос MarketMedia, действительно ли «Ашан» планирует уйти с российского рынка, бывший сотрудник сети считает, что у компании не будет другого выхода, несмотря на то что сейчас такого решения не принято. «В 2018 году в «Ашане» появился управляющий активами, чтобы провести инвентаризацию всего, чем владеет компания в стране и что именно (на мой взгляд) они могут продать. Я думаю, что семья Мюлье (владеет «Ашаном») попытается распродать активы в ближайшие 18 месяцев, так как у них не будет выбора. Х5, «Магнит», «Лента» и другие российские сети сегодня намного успешнее. Они гораздо агрессивнее в погоне за долей рынка, чем «Ашан». Все больше и больше магазинов становятся убыточными — это означает закрытие. И это, в свою очередь, означает, что у «Ашана» не будет мощной закупочной силы, что неизбежно приведет к снижению прибыли. Это замкнутый круг, а у нынешнего руководства нет самостоятельности в принятии радикальных решений, чтобы остановить падение и разорвать этот круг», — говорит источник MarketMedia.

Плохо не только в России
Справедливости ради стоит отметить, что финансовые сложности Auchan испытывает не только в России. За последний год ретейлер ушел с рынков Италии и Вьетнама, а также продал Oney Bank. Из-за этого он получил убыток в первом полугодии 2019 года в размере почти 1,5 млрд евро.

О жесткой реорганизации бизнеса сети «Ашан» в России можно почитать здесь 



В отчете компании сообщается, что был сделан ряд инициатив для улучшения результатов. Во-первых, предприняты действия по снижению затрат (оптимизация потребления энергии и расходы на техническое обслуживание), в Польше, Франции, России и Испании была пересмотрена арендная плата. Во-вторых, были сокращены или перепрофилированы торговые площади.



В первом полугодии Auchan закрыл 47 убыточных магазинов, из которых 10 — в России. Инвестиции за этот период по сравнению с первым полугодием 2018 года сократились на 41%. В России план на этот год — закрытие 30 неэффективных магазинов.

Шезлонги на «Титанике»
Однако далеко не все сотрудники российского бизнеса «Ашан» верят в то, что нынешние действия руководства помогут компании вернуть утраченные позиции. «Мы отстали от российских конкурентов на 5-7 лет», — считает один из нынешних менеджеров «Ашана», с которым удалось неофициально пообщаться MarketMedia.

Мнение бывшего топ-менеджера «АШАН Ретейл Россия» можно почитать здесь



«Есть несколько ключевых ошибок, которые последовательно совершает старшее руководство «Ашана» в России. На мой взгляд, они следующие. Ему совершенно не хватает опыта работы в России. Например, Франсуа Реми приехал, чтобы возглавить Auchan Retail Russia, из Люксембурга, где у него был опыт управления всего тремя гипермаркетами, которые работали на тот момент в стране (сейчас остался один. — Ред.). В России было более 300 магазинов! Новое руководство «Ашана» — это, по сути, небольшая группа французских граждан, которые не хотят продвигать русский бизнес. Кроме того, руководство высокомерно считает, что, будучи международной компанией, она всегда будет иметь место на российском рынке. Руководство «Ашана» в России всегда слишком осторожно и медлительно при принятии реальных решений! В результате компания слишком запоздала с идеей интернет-магазина. Теперь в электронной коммерции она на много миль отстает от своих конкурентов. Но самое главное — российский офис боится говорить правду акционерам во Франции. А между тем они понимают, что корабль уже затонувший! Но их действия — это как перестановка шезлонгов на «Титанике», — говорит бывший топ-менеджер российского «Ашана».

Кто съест французскую «птичку»
В 2007 году, когда Auchan купил в России 11 гипермаркетов у турецкой компании Enka, СМИ писали, что «французская птичка съела турецкую кенгуру» (на бренде Auchan изображена птица, а символ «Рамстора» — кенгуру). Теперь рынок гадает, будет ли поглощена французская птичка китайской Alibaba Group.

Эти разговоры начались после того, как в 2017 году китайская компания инвестировала $2,87 млрд в покупку 36% Sun Art Retail Group, развивающей в Китае две сети — RT-Mart и Auchan (более 480 магазинов в Китае). До этого французы контролировали 75% акций Sun Art Retail Group, остальные были у тайваньской Ruentec (известной по сети супермаркетов RT-Mart). Зарубежная пресса стала предполагать, что после такого партнерства Auchan потеряет свой бизнес в Китае, однако пока реального подтверждения этому нет.


«Ашан» в России

«АШАН Ретейл Россия» – российское подразделение Auchan Retail (входит в Auchan Holding). Компания работает в России с 2002 г. По итогам 2018 года она насчитывала 306 магазинов разных форматов. Среди топ-10 FMCG сетей по итогам 2018 года «Ашан» занял 4-ое место по выручке, после X5 Retail Group, «Магнита» и «Ленты». Выручка ретейлера в прошлом году сократилась на 8,5% до 306,4 млрд рублей, по данным ИА INFOline. С 2015 года «Ашан» выбыл из топ-15 сетей по приросту торговых площадей.

 


В отчетности Auchan за первое полугодие 2019 года отмечается, что продажи в регионе Азия упали на 5,6%. В этом году в Sun Art Retail Group сменился генеральный директор, вместо француза назначен выходец из компании Ruentec господин Мин-Туан (Ming-Tuan). Именно он основал RT-Mart China и превратил ее в одну из самых важных розничных групп в стране. Решение о его назначении было принято в том числе с согласия Alibaba Group. Китайская Alibaba проводит трансформацию этих магазинов, соединяя в них опыт онлайна и офлайна, чтобы получить новые возможности для торговли продуктами питания. Программа трансформации называется New Retail.

Основная бизнес-модель Sun Art Retail в рамках программы New Retail — доставка продуктов питания на дом розничным покупателям. К концу 2018 года более чем 480 гипермаркетов Sun Art Retail были интегрированы в программу, позволяющую доставлять продукты в течение часа через мобильное приложение Taoxianda (приложение от Alibaba). В марте 2019 года Sun Art Retail увеличила радиус доставки с 3 до 5 км. Потребители получили доступ к круглосуточной службе доставки Sun Art Retail через RT-Mart Fresh, Auchan Dao Jia и Eleme (онлайн-служба доставки еды, принадлежащая Alibaba), а также в супермаркетах Tmall в Alibaba. По состоянию на июнь 2019 года количество заказов b2c на один магазин в день превысило 700, средний чек составил 62 юаня (570 рублей).

Эта покупка сделала бы китайскую компанию (при покупке глобального бизнеса Auchan) крупнейшим игроком в мире. Ведь у нее денег — как у дурака махорки.   


«Большинство умных людей в Auchan считают, что сделка с Alibaba была сумасшествием и что Alibaba съест французов не только в Китае, но и в России в ближайшие несколько лет. В первоначальной сделке Alibaba дал Auchan деньги и помог проникнуть более глубоко на азиатский рынок в обмен на полный список контактных данных всех клиентов Auchan! Также между сотрудниками ходила информация, что Alibaba будет использовать российские магазины «Ашан» в качестве «складов» для увеличения своих производственных мощностей в России. И я уверен, что так оно и будет. «Ашан» слишком поздно начал заниматься онлайн-торговлей. Мы даже шутили внутри компании, что покупки в российском Интернете можно делать с помощью «Яндекса» или «Юлмарта», у них можно заказать товар в любое время суток, но с «Ашаном» у покупателя только один вариант — выбирать, на какой неделе прибудет его заказ», — говорит бывший топ-менеджер.

Материал о том, как сотрудники российского подразделения французской сети «Ашан» публично обратились к акционерам, можно почитать здесь



«Утверждение, что Alibaba съест «Ашан» - это предположение, основанное на том, что французский менеджмент не справился с Китаем и руководство всем парком китайских магазинов перешло к китайцам. Мол, они круче, и Alibaba так с нами сделает. Как только с китайской корпорацией подписали соглашение, это тут же рассматривалось как плохой сценарий развития бизнеса. Но пока этого нет, а предположения живут», - говорит еще один уволившийся топ-менеджер российского «Ашана».

Иван Федяков мало верит в уход французов из России, так как слишком много было вложено в этот бизнес и к тому же покупателей на этот актив сейчас не найти. «Я не верю, что кто-то из российских или зарубежных продуктовых сетей готов купить «Ашан» в России. Подтверждений того, что Alibaba готовит сделку или партнерство с российской сетью «Ашан», у меня нет. Но если рассуждать гипотетически, то Alibaba — это действительно было бы выгодно. Очень интересная гипотеза. Эта покупка сделала бы китайскую компанию (при покупке глобального бизнеса Auchan) крупнейшим игроком в мире. Ведь у нее денег — как у дурака махорки, но, в частности, в России у нее самое уязвимое место — это сроки доставки. Месяц ожидания — это слишком долго, некомфортно. А 90% покупок в России на Aliexpress — зарубежные, так как в этом случае цена ниже, да и ассортимент шире. Получив инфраструктуру Auchan (это не только гипермаркеты, но и склады по всей России), китайская компания в разы смогла бы сократить сроки доставки. Эта версия вполне имеет место», — рассуждает Иван Федяков.

Auchan holding 

Auchan holding – семейная компания. Ее основатель Жерар Мюлье. Компания основана во Франции, в городе Рубе в 1961 году. В настоящее время весь бизнес принадлежит семейной корпорации «Ассоциация семьи Мюлье». С 2015 года Holding Auchan включает в себя три крупных автономных организации: Auchan Retail (розничная торговля), Immochan (торговая недвижимость) и «Oney Banque Accord» (банковские услуги). В 2019 году Oney Bank, Auchan Retail Italy и Auchan Retail Vietnam были проданы. Из розничных активов, кроме «Ашан», в «Ассоциацию семьи Мюлье» входят сети Leroy Merlin, Decathlon, Kiabi.

 


В российской пресс-службе AliExpress и Tmall в России сообщили, что компания не рассматривает покупку «Ашана». «Мы не рассматриваем возможность приобретения каких-либо офлайн-объектов (будь то «Ашан» или любой другой бренд). У нас есть партнерства с офлайн-ретейлерами и розничными подразделениями сотовых операторов: например, офлайн-проект с «Теле2». В этом мы видим для себя перспективную возможность сотрудничества и продвижения ключевого для нас ассортимента», — сообщили в компании. 

Генеральный директор «Ашан Ретейл Россия» Франсуа Реми через пресс-службу передал, что на данный момент существует партнерство между Auchan Retail и Alibaba в Китае, не на глобальном уровне. Никакой сделки по продаже активов «Ашана» не запланировано.

Интервью с генеральным директором «Ашан Ретейл Россия» Франсуа Реми можно почитать здесь