Я часто слышу рассказы о том, какой в России отличный сервис. И они, честно, не вызывают никаких эмоций кроме грусти.

Хороший сервис - это не когда вам не нахамили. Хороший сервис - это не когда вас быстро обслужили. Хороший сервис - это не когда вы получили в срок то, что вам обещали. Это базис, норма, то, что не может быть иначе. Просто сервис, к которому человек родом из СССР не привык.

Хороший сервис - это искреннее желание сделать хорошо потребителю даже в ущерб собственным интересам вместе с возможностью так сделать. Хороший сервис - это проявление эмпатии и заботы, которые проявляются не в рядовой улыбке, а в стремлении искренне помочь в непростой ситуации.

Сервис, это когда медсестра после процедуры в поликлинике интересуется, не хочешь ли ты пить или есть. Сервис, это когда из цельного филе лосося тебе вырезают кусочек ровно из середины без тени сомнений на лице. Сервис - это когда забираешь сегодня, а заплатить можно завтра. Я даже не вспоминаю о возможности заменить то, что просто не понравилось. Будь то набор столовых ложек, упаковка невкусных яблок или надкушенный бургер. Хороший ли это сервис? Нет - это просто сервис.

А хороший сервис - это тот, который решает конфликтную ситуацию, выходя за рамки паттернов, стандартов, правил и экономических соображений. Хороший сервис, это когда надёжно, безопасно и ты полностью уверен, что помогающий тебе решить твою задачу (чуть не написал «обслуживающий») всецело на твоей стороне. Будь-то официант, продавец, медсестра… Хороший сервис делают люди с полномочиями, напрямую связанными с эффективностью и выгодами. Хороший сервис всегда делегирован вниз и любой сотрудник компании чётко знает, что может дать клиенту всё что необходимо и даже больше. Не спрашивая у руководителя, а принимая самостоятельное решение.

Что же мы знаем о хорошем сервисе? Нет, это не там где нас не унизили. Это там, где нам начали доверять. Там, где в нас увидели не вымогателя халявы, а человека, которому нужно искренне помочь. Это там, где важно, чтобы мы пришли снова. Это и есть хороший сервис. И так на нём зарабатывают - теряя что-то сегодня, делая не обязательную работу прямо сейчас - и всё ради того, чтобы получить себе клиента завтра.

Поэтому в России с хорошим сервисом большие сложности. Потому как хороший сервис монетизируется завтра или послезавтра. Потому как хороший сервис приносит убыток или съедает часть прибыли сегодня. Ведь хороший сервис всегда про будущее. Лучшее, чем сегодняшний день. А это рискованно в нынешних реалиях.