2020 год характеризовался повсеместным переходом на безналичные платежи. Не остался в стороне и рынок чаевых. За последние два года появились сервисы, которые позволяют переводить чаевые по безналу, среди крупнейших игроков рынка — «Нетмонет» (Альфа-банк), «Чаевые просто» («Яндекс»), CloudTips («Тинькофф»), SberTips и 2tip. Также в последнее время заработало много мелких сервисов в регионах.

Несмотря на то, что рынок чаевых достаточно большой — его объем можно оценить в 130 млрд рублей в год, доля безналичных платежей пока не значительна и не превышает 5%.

Давайте разберемся, что способствует и что пока все-таки мешает развитию рынка?


Техника
Большинство сервисов, которые сейчас представлены на рынке, работают так: пользователь регистрируется в системе, получает индивидуальный QR-код, который может распечатать, разместить на визитке, на чеках, на кассе вместо банки для чаевых. В дальнейшем вся информация о перечисленных чаевых находится в личном кабинете пользователя. Сервисы предоставляют возможность регистрировать как юридическим лицам, то есть ресторанам, так и индивидуальным пользователям, то есть официантам, обслуживающему персоналу.

Как правило, сервисы предоставляют возможность интегрироваться с распространенным кассовым программным обеспечением, таким как iiko, R-Keeper, Poster, что позволяет в том числе печатать QR-коды прямо на чеках. Система вывода денежных средств может быть различной. Один из вариантов — денежные средства зачисляются в личный кабинет сотрудника, откуда он может вывести их на любую банковскую карту. Все платежи защищены и проводятся через крупнейшие банки. Основным способом монетизации сервисов является взимание комиссии (как правило, 5-10% — Ред.) за поступившие чаевые.

Почему их мало
Системная проблема, которая не способствует волновому приросту заведений HoReCa среди клиентов сервисов QR-чаевых, — это пока еще низкая культура пользования QR-кодами в целом, если сравнивать, например, с Азией, где это является обычной повседневной практикой. В этом отношении флагманом рынка является Китай, где доля использования QR-кодов составляет 98% (в России — 40%).

Объем офлайн-транзакций в режиме «отсканируй-оплати» за 2020 год составил $1,3 трлн. 

Порядка 80% всех транзакций приходится на приложения WeChat и AliPay. Также QR-коды в Китае уже более 10 лет активно используются и на государственном уровне. Планируется замена всех официальных документов — виз, паспортов, свидетельств — на QR.


В России пользователи гораздо более осторожнее, это объясняется, с одной стороны, низкой финансовой грамотностью населения, с другой стороны, все еще большой долей наличных в обращении. Наличных денег может не хватить, например, на оплату заказа в ресторане, при этом на поощрение, в виде чаевых, вполне достаточно. Поэтому менеджеры и владельцы заведений не стремятся что-то менять; они охотно оставляют все как прежде — чаевые наличными, тем более что многие клиенты не против такого варианта. 

Вторая причина низкого проникновения QR-чаевых, которая является следствием первой, — это не желание заведений (бары, рестораны, гостиницы, службы доставки и т.п.) продвигать этот сервис. При грамотном уведомлении посетителей о возможностях безналичного дополнительного поощрения оборот и узнаваемость сервисов QR-чаевых, а, следовательно, и дополнительная выгода заведений заметно вырастет. Не так сложно повесить наклейку, информирующую о возможностях оплаты чаевых по безналу, на вход или в курительной зоне, поставить на столах (временно) аналогичную информацию, добавить скрипт для официантов в момент расчета, чтобы они сообщали о возможностях оплатить чаевые по безналу.

Почему рестораны все-таки этого не делают? Во-первых, многие считают, что можно заработать больше, если гость оставит чаевые наличными или переведет с карты на карту. Хотя рынок и данные, которые предоставляют рестораторы, внедрившие сервис безналичной оплаты, показывают обратное. Согласно статистике, с появлением такого сервиса доля безналичных чаевых по отношению к наличным возрастает в 2 раза. Во-вторых, некоторых смущает комиссия и волнует вопрос налогообложения. В данном случае важно отметить, что, согласно законодательству РФ, перечисление чаевых в безналичной форме является дарением. А в нашей стране дарение, выраженное в денежной форме, не облагаются 13% налогом на доходы физических лиц (в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ). Если говорить про комиссию, которую взимают сервисы, то учитывая рост объемов чаевых, мотивации персонала и лояльности клиентов, затраты на комиссию многократно окупаются.

Пока все те, кто внедряет сервис, пользуются возможностями вывода индивидуального QR-кода на чек из кассовой программы, но проблема в том, что крайне мало посетителей будут пристально изучать чек, на котором внизу сопоставимым с чеком шрифтом представлена информация о чаевых. Если бы рестораны и кафе более активно продвигали такую возможность, оборот только по заведениям, уже подключенным к сервисам QR-чаевых, вырос бы в разы.

Почему их будет больше
Прежде всего, несмотря на все еще большое распространение наличных, российские граждане все-таки переходят на безналичные платежи, чему немало способствовала пандемия. Например, сейчас в ресторанах доля таких оплат может доходить до 95%.

Кроме того, активно развиваются мобильные технологии, новые форматы оплаты, увеличивается доля использования и расширяется сфера применения QR-кодов. Так, по данным J’son&Partners Consulting Group, 65% розничных сетей и 35% ресторанов применяют QR-коды. Согласно исследованию компании «Анкетолог», на начало 2020 года 60% населения России знали о QR-кодах и умели их использовать. Можно предположить, что за прошлый год эта доля еще выросла.

О распространении новых форматов оплаты можно судить по статистике системы быстрых платежей (СБП). Так, по данным Банка России, лишь за сентябрь-октябрь 2020 года общий объем оплат услуг через СБП увеличился в два раза. У Wildberries в июне-октябре 2020 года сумма платежей по СБП выросла в 7,5 раз.

Важно отметить, что сервисы безналичной оплаты чаевых могут быть отличным инструментом повышения мотивации персонала. Так, работодатель, зарегистрировавшись в системе, может ввести контроль за количеством получаемых сотрудниками чаевых и видеть отзывы/комментарии о работе своего персонала, находить точки роста и принимать решение, что необходимо улучшить в обслуживании клиентов.

Кроме того, подталкивают к распространению безналичных платежей и законодательные новации, в частности — в январе 2021 года вышли новые правила Роспотребнадзора, которые запрещают ресторанам включать чаевые в чек без предварительного согласия клиента.

Таким образом, потенциал у рынка безналичных чаевых еще далеко не исчерпан.

Рынок чаевых всегда был лакомым куском для всех, так или иначе связанных с ресторанами. Взять под контроль этот, совсем немаленький, поток наличных пытались руководители ресторанов, налоговая, бандиты... Было понято, что кому-то это удастся.

Поэтому, когда выяснилось что под скромным брендом «Нетмонет» замаячила большая красная буква А (Альфа-Банк в 2021 г. приобрел сервис «Нетмонет» — Ред.), стало понятно, что в дело вступили монстры.

Как всегда бывает, под благовидным предлогом удобства и комфорта рестораны (а в первую очередь официанты) получили посредника, который пытается наложить лапу на трудовые доходы самой обездоленной части ресторанного мира. Да, да, именно обездоленной. Потому что мы, владельцы и руководители ресторанов, сознательно платим этой категории работников меньше всего, понимая, что остальное доплатят им гости.

И вот, по прошествии года активного внедрения этой, с позволения сказать «диджитализации» выяснилось, что противников у нее все больше. Почему? Причин тут много.

Первая, как я уже сказал, пресловутая комиссия. Хоть 5%, но платить её совсем не хочется.
Вторая – техническая. Иногда деньги с личных счетов официантов переводятся на банковские карты довольно долго. Иногда до суток! А для официанта важен каждый час.
Третья – психологическая.

Кто работал когда-нибудь официантом, тот никогда не забудет приятный момент, когда ты в конце смены ощущаешь набитый благодарностями карман.

И, наконец, четвертая и самая главная. Платить чаевые стали меньше. И причина тут не в незнании системы, или лени. Главная – это жмотство. Всё чаще расстроенные официанты делятся друг с другом историями, как молодой человек (реже девушка) демонстративно сканирует QR с чека, напряженно наживает пальцами на невидимые клавиши и удовлетворенно кивает официанту и сидящей рядом спутнице: «мол, всё хорошо, все отблагодарены». Нюанс только в том, что деньги при этом никто никуда не отправляет. А что — лицо сохранено, благородство засчитано, а то, что деньги при этом остались нетронутыми — никто же не заметит. Вот и получается, что количество сканирований гораздо меньше количества транзакций.

Так что нет ничего лучшего, чем бумажная купюра. Или две. Или три...